Мария Сизова
Консультация для родителей «Психологическое здоровье наших детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы с вами хотим, что бы наши дети выросли жизнерадостными, творческими, умными, открытыми людьми, познающими себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. То есть психологически здоровыми людьми.
В последнее 10-летие к психологам все чаще стали обращаться родители с тем, что их дети 13 -18 лет «ничего не хотят». Ни денег, ни карьеры, ни личной жизни. Они просиживают сутками за компьютерами. Они вообще не собираются работать. Как правило, их удовлетворяет та жизнь, которая уже есть - родительская квартира, немного денег. Что же с ними не так?
Публикация «Консультация для родителей „Психологическое здоровье наших детей“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
На прием к психологу мама привела 15-го сына. Отличный парень, мечта любой девушки. Основная жалоба мамы: «Ну почему он ничего не хочет!» Учиться, работать, ходить на курсы, встречаться с девушками, помогать маме по хозяйству. Она всю жизнь ему отдала, все только для его блага, себе во всем отказывала, бралась за любую работу, на кружки водила, на секции дорогостоящие возила - а он сначала спит до обеда, потом включает компьютер и до ночи играет. Мама у этого мальчика давно развелась, когда ему было пять лет. Она много работает, приходит к ночи, уставшая смертельно. Дом держится на бабушке, она и хозяйством занимается, и за сыном следит. Только вот беда – мальчик совсем от рук отбился, бабушку не слушается, даже не огрызается, просто пропускает мимо ушей. Он ходит в школу, когда хочет, когда не хочет - не ходит. Ему грозит армия, но, похоже, его это ни капли не волнует. Он не прилагает ни малейших усилий, чтобы учиться хоть немного лучше, хотя все учителя говорят, что голова у него золотая и способности есть. По дому не делает ничего, даже чашку за собой не помоет.
С психологом мальчик держится дружелюбно, вежливо, всем своим видом демонстрирует открытость и готовность сотрудничать. Он практически слово в слово воспроизводит мамин текст. «Я ленивый. Моя лень мешает мне добиваться целей. И еще я очень несобранный, могу в одну точку уставиться и сидеть так час». Психолог интересуется, чего же он хочет?
Да ничего особенного не хочет. В школе скучно, уроки дурацкие, хотя учителя классные, самые лучшие. Друзей близких нет, девушки тоже нет. Планов нет.
То есть он не собирается осчастливить человечество, он не планирует стать мегазвездой, ему не нужно богатство, карьерный рост и достижения. Ему вообще ничего не нужно.
И здесь потихоньку начинает вырисовываться картина.
Примерно с трех лет мальчик занимался. Сначала подготовкой к школе, плаванием и английским языком. Потом пошел в школу - добавился конный спорт. Сейчас, кроме учебы в математическом лицее, он ходит на курсы английского, на две спортивные секции и к репетитору. Во дворе не гуляет, телевизор не смотрит - некогда. В компьютер, на который так жалуется мама, играет только в каникулы, да и то не каждый день.
Формально все эти занятия были добровольно выбраны мальчиком. Но когда психолог спрашивала, чем бы он хотел заниматься, если бы не надо было учиться, он говорит «играть на гитаре». ( Другие подростки говорили: играть в футбол, играть на компьютере, ничего не делать, просто гулять).
Мама старается дать сыну самые модные развлечения, самые нужные развивающие занятия, любые подарки и покупки. А сын не счастлив. И снова и снова звучит этот припев: «ничего не хочет». «А когда ему хотеть-то? Если за него уже давно мама все отхотела, отмечтала, распланировала и сделала».
Вот когда малыш пяти лет сидит дома один, катает по ковру машинку, играет, рычит, жужжит, строит мосты и крепости - в этот момент у него начинают зарождаться и вызревать желания, сначала смутные и неосознанные, постепенно формирующиеся в нечто конкретное: хочу большую пожарную машину с человечками. Потом он ждет с работы маму или папу, высказывает свое желание и получает ответ. Обычно: «Потерпи до Нового года (дня рождения, получки)». И приходится ждать, терпеть, мечтать об этой машине перед сном, предвкушать счастье обладания, представлять себе ее (пока еще машину) во всех деталях. Таким образом ребенок учится контактировать со своим внутренним миром в части желаний.
Откуда-то взялась идея, что, правильно и много занимаясь с маленьким ребенком, можно каким-то волшебным образом вырастить психологически здорового человека. Польза от многочисленных развивающих занятий весьма относительная. Ребенок пропускает действительно важный этап в своем развитии: игры и отношения со сверстниками.
В наше время у дошкольников загруженность дня напоминает график взрослого человека – плавание, танцы, спортивные секции, иностранные языки, различные развивающие зангятия. Это раннее активное развитие. Иногда создается впечатление, что родители малыша с таким расписанием одержимы идеей все успеть. Они спешат куда-то, боясь опоздать. Только непонятно, куда надо успеть?
Для психики ребенка дошкольного возраста- это сверхусилие-быть усидчивым, внимательным, продолжительное время воспринимать информацию взрослого, ее усваивать. В итоге родители могут получить откат в поведении ребенка. Это проявится в нежелании ребенка учиться, понимать что-либо, малыш может стать вялым и быстро уставать. Его организма начнет протестовать.
У ребенка в первую очередь должно быть детство, в котором малыш просто играет. Просто ничего не делает. И это очень важный период, когда его психика созревает и готовится усваивать новую информацию.
Игра - это ведущий вид деятельности дошкольников. Она важна для психического развития детей. Именно в ней формируются основные новообразования, которые подготавливают переход дошкольника к следующему возрастному этапу - младшему школьнику. Она является ведущей деятельностью в дошкольный период, поскольку, как никакая другая деятельность, отвечает особенностям психики дошкольника, наиболее свойственна и характерна для него.
В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно - действенного мышления к элементам словесно – логического мышления. В процессе игровой деятельности зарождаются и дифференцируются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре зарождается художественная деятельность, в ней впервые появляются элементы труда, обучения. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности. В игре у детей развивается фантазия, способность к концентрации внимания. Как это ни удивительно на первый взгляд, но именно в игре, где, как ошибочно полагают взрослые, ребенку предоставляется полная свобода, малыши приобретают способность к сдерживанию непосредственных желаний, к контролю за своими действиями, к целенаправленному, произвольному поведению, регулируемому осознанной целью. Словом, все важнейшие психологические новообразования, которые необходимы ребенку во всей его дальнейшей жизни, в обучении, общении, творчестве, берут свое начало в детской игре.
В игре дети учатся общению друг с другом, умению устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения. Младшие дошкольники еще не умеют по-настоящему общаться со сверстниками. Постепенно общение между детьми становится более интенсивным и продуктивным. Игра, особенно коллективная, требует от ребенка мобилизации всех его сил и возможностей: и физических, и умственных. Игра предъявляет высокие требования к развитию речи ребенка: ведь он должен объяснить, во что и как он хотел бы играть, договориться с другими детьми, кто какую роль может сыграть, произнести свой текст так, чтобы его поняли остальные. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети, несмотря на присущий эгоцентризм, договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли, а также и в процессе самой игры. Содержательное обсуждение вопросов, связанных с ролями и контролем за выполнением правил игры, становится возможным благодаря включению детей в общую, эмоционально насыщенную для них деятельность.
Игра способствует становлению произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением - подчинение правилам – складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чье поведение копирует ребенок.
Давайте задумаемся, какими мы хотим видеть наших детей. Конечно, оптимистами, любящими жизнь, счастливыми, уверенными в себе, успешными. Мы можем воспитать их такими. Стоит постараться, ведь дети – главное дело в нашей жизни.