Лучший педагог года

Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха»

Марина
Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха»

Консультация для родителей

«Роль фонематического слуха в развитии речи детей»

Краткое описание:

В данной консультации раскрывается значение фонематического слуха в развитии ребенка, возрастные нормы развития фонематического слуха. Так же даются рекомендации, как следует развивать фонематический слух.

Публикация «Консультация для родителей „Развитие фонематического слуха“» размещена в разделах

Описание:

Консультация для родителей учителя-логопеда

«Роль фонематического слуха в развитии речи детей»

Фонематический слух представляет собой УМЕНИЕ РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ РЕЧИ, что является ОСНОВОЙ для понимания смысла сказанного. При несформированности фонематического слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то что ему сказали, а то что он услышал (иногда точно, а порой очень приблизительно). «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или «лису».

Родители часто жалуются – у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах – виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух.

Чем чревато несовершенство фонематического слуха? Прежде всего, проблемами с письмом, а в дальнейшем с русским языком. Детям с неразвитым фонематическим слухом ставят диагноз АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ. Какие ошибки допускаются такими детьми при письме:

— замены и пропуски букв («шабака», «скаф», «возращался»);

— слитное написание предлогов («втрех шагах…», «понебу…»);

— написание лишних слогов или их пропуски («слеледы», «потенце»);

— не дописываются окончания слов;

Правильное восприятие звуков возникает не сразу. Это результат постепенного развития.

Возрастные нормы развития фонематического слуха

Первый год жизни - уже на третей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя.

На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.

На третьем году жизни – появляется возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух (б-п; в-ф; с-з; д-т и т. д., что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

На пятом году формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

Итак, развитый фонематический слух позволяет:

1. Правильно произносить звуки;

2. Четко произносить слова;

3. Владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно);

4. Овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;

5. Успешно освоить письмо и чтение.

Как правильно развивать фонематический слух

1. Первый этап развития фонематического слуха – развитие восприятия не речевых звуков (звуки природы, голоса животных, бытовых предметов и т. д.)

Ребенок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая и узнавая природные, бытовые и музыкальные шумы, голоса животных, птиц и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма.

Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки.

Кроме того, полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать шумы только на слух, без опоры на зрение. Обычно работу следует начинать с наиболее элементарных видов различения: «тихого-громкого», «быстрого-медленного», выбирая контрастные по ритмической структуре музыкальные фрагменты.

Игры для развития фонематического слуха:

«Узнай, что звучит» Ставить детям неречевые звуки, дети должны узнать, что звучит.

- скрип двери

- звук разрывания бумаги

- зажигание спички

- звук открытия бутылки

- звук принтера

- набор номера со старого телефона

-звук фена

2 этап – развитие речевых звуков. Здесь предлагается множество интересных и увлекательных игр и упражнений.

Предлагаю игры на развитие фонематического восприятия. Примерно 5-6 игр разного характера.

Игра "Правильно-неправильно".

1 вариант. Показывать ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши. Пример: Пагон, багон, Вагон, дагон и т. д.

2 вариант. Если ребёнок услышит правильное произношение предмета, изображённого на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильно – красный.

Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван.

Витанин, митавин, фитамин, витаним, витамин, митанин, фитавин.

Игра «Слушай и выбирай».

Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:

рак, лак, мак, бак

сок, сук

дом, ком, лом, сом

коза, коса

лужи, лыжи

мишка, мышка, миска

Называете 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.

Игра «Поймай звук». «Поймай песенку»

Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук «м».

Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа.

Игра «Найди место звука в слове».

Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове.

Оборудование. Карточки со схемами расположения места звука в словах.

Ход игры: Каждый ребенок получает карточку. Показывать картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку.

Игра «Придумать слова с заданными звуками»1. Назвать посуду, цветы, животных, игрушки, которые начинаются с заданного звука.

2. По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются с заданного звука.

Моя консультация подошла к концу, надеюсь, она была полезна.

Публикации по теме:

Развитие фонематического слуха у детей 4–5 лет с помощью дидактических игр Описание проекта:Основания для инициации проекта:На сегодняшний день одной из актуальных проблем в развитии речи ребенка является формирование.

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста посредством речевых игр и упражнений Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической (развитие.

Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа. Дидактическая игра «Узнай слово»Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа. Дидактическая игра «Узнай слово» Цель. Развитие фонематического слуха. Закрепление навыка деления слов на слоги, умения определять количество слогов в словах, находить слова,.

Картотека игр для развития фонематического слуха К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова.

Карусели (игра для развития фонематического слуха) КАРУСЕЛЬ Задача: Отобрать картинки на заданный звук и рассадить героев на соответствующую карусель. Словарь: Ш Маша, кошка, мишка, петушок,.

Консультация для родителей и воспитателей на тему «Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и воспитателей на тему: " Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста" При развитии речевого слуха работа.

Лексика и методические рекомендации к комплексу игр для автоматизации звука [л] и развития фонематического слухаЛексика и методические рекомендации к комплексу игр для автоматизации звука [л] и развития фонематического слуха Начало слова. Лампа, лопата, лук, луна, луг, лупа, лавка, лопух, Лада, лодка, лама, луноход. Середина слова. Юла, елка, волк, клубника,.

Презентация «Упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста» Презентация на тему: "Упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста". Основное назначение презентации.

Раннее развитие фонематического слуха ребёнка Раннее развитие фонематического слуха ребёнка. Взрослый должен своевременно руководить развитием речи ребёнка. В раннем возрасте стоят.

Развитие речевого внимания и фонематического слуха на первом этапе работы с детьми с ОНР Развитие речевого внимания и фонематического слуха на первом этапе работы с детьми с ОНР. Приступая к обследованию поступивших в сад детей,.

Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха»
Опубликовано: 16 ноября 2017 в 19:31
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД