Получи документы

Консультация для родителей «Развитие грамматического строя речи у дошкольников»

Коротаева Лидия Николаевна
Консультация для родителей «Развитие грамматического строя речи у дошкольников»

Консультация для родителей

Уважаемые родители. Сегодня я предлагаю вам поговорить о том, как сделать речь наших детей грамматически правильной, богатой, содержательной.

Мы хорошо знаем, что хорошая речь – важнейшее условие всестороннего, полноценного развития ребёнка. Ведь, чем правильнее, богаче речь, тем проще ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, полноценнее его общение со сверстниками и взрослыми. Хорошая речь - залог успешного развития всех психических процессов ребёнка. Бедный словарный запас, нарушения грамматического строя создают серьёзные препятствия для успешного обучения ребёнка в школе. Поэтому требуется серьёзная и своевременная работа по устранению данных нарушений.

Публикация «Консультация для родителей „Развитие грамматического строя речи у дошкольников“» размещена в разделах

Так что же такое лексика и грамматика. Так как мы имеем дело с научным понятием, проясним его суть. Речь любого языка имеет четкую структуру. Словарный запас – это основа, кирпичики. Различают активный (слова, которые ребёнок употребляет в своей речи) и пассивный (слова, которые ребёнок понимает) словарь. Постепенно у ребёнка растёт как количественный, так и качественный рост словаря. Быстрее всего ребёнок усваивает предметно-глагольный словарь. Имена прилагательные, наречия появляются позже, так как имеют более абстрактное значение. Чтобы слова обрели силу и действие, необходимо использовать их в соответствии с законами родного языка. Четкие правила, как сочетать слова друг с другом, чтобы образовывались внятные предложения со смыслом, называют грамматическим строем речи.

Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, в ходе игры, в ходе бесед с родителями, в любых видах детской деятельности, опосредованных словом. На развитие грамматического строя речи могут влиять разные факторы:

• врожденное языковое чутье;

• речевая среда;

• форма общения взрослых;

• стиль общения родителей с ребёнком;

• целенаправленное педагогическое воздействие, в том числе и в домашних условиях.

Развитие речи ребёнка происходит постепенно. Идёт освоение морфологических категорий и форм при активном использовании непроизвольных высказываний, состоящих из одного – двух предложений. Затем идёт освоение диалогической формы речи со взрослыми.

Формируются такие грамматическими категориями как род, число, время, лицо. Ребёнок учится правильно употреблять предлоги правильно согласовывать существительные с прилагательными. В ходе речевого развития в речи детей могут появляться забавные детские словечки. Ребёнок создаёт собственные слова по знакомым ему грамматическим образцам. Но, чтобы в речи ребенка не закрепились неправильные слова, необходимы специальные грамматические игры.

Шестой и седьмой год жизни - этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи. В силах родителе помочь своему ребёнку овладеть необходимыми навыками. Для этого можно использовать различные игровые упражнения, которые можно организовать в домашних условиях.

Игра, в том числе и речевая игра, наиболее приемлемая и интересная для любого ребёнка деятельность. В игре достаточно сложный речевой материал, каким является усвоение правильных речевых конструкций, усваивается детьми более легко и непринуждённо, вполне естественно. Дети играют в такие игры с большим удовольствием, не замечая, как развивают свои языковые способности, как используют в речи грамматически правильные образцы речевых высказываний. Задача родителей демонстрировать эти правильные образцы во время общения с ребёнком, во время игр.

Существует большое количество игр, которые можно организовать в кругу семьи. Это могут быть игры с предметами, настольно-печатные игры, дидактические словесные игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые, компьютерные игры. Предлагаю вашему вниманию некоторые виды игр, которые можно проводить с использованием мяча. Эти игры не требуют длительной подготовки и картинного материала, в них можно играть даже на прогулке.

Возможные варианты игр с мячом:

• перебрасывание мяча друг другу,

• прокатывание мяча, сидя на ковре или за столом,

• бросание мяча об пол, ловля его двумя руками,

• бросание вверх и ловля двумя руками,

• перекрёстное бросание двух мячей.

«Один – много». Игры на образование слов во множественном числе. Взрослый бросает мяч ребенку и говорит слово в единственном числе, а ребенок возвращает мяч и называет это слово во множественном числе. Например: с существительными: мяч – мячи, птица - птицы, игрушка – игрушки. Можно усложнить игру, добавив к существительному прилагательное: красный шар – красные шары, пушистый котенок – пушистые котята или глагол: книга упала – книги упали, машина едет–машины едут, а можно и прилагательное и глагол: красный шарик улетел – красные шарики улетели, легковая машина приехала –легковые машины приехали и т. д.

«Чего много?» Игры на образование существительных в родительном падеже множественного числа. Взрослый бросает мяч ребенку и говорит: - У меня яблоко, а у тебя много… яблок, у меня машинка, у тебя много … машинок и т. д.

«Назови ласково». Игра на образование уменьшительно-ласкательной формы слов. Взрослый бросает мяч ребенку и говорит слово, а ребенок возвращает мяч и называет это слово в уменьшительно-ласкательной форме. У меня платок, у тебя… ребенок возвращает мяч со словом платочек (дом – домик, рука – рученька, кукла – куколка и т. д.). Аналогично можно играть для образования уменьшительных форм прилагательных. Взрослый произносит часть фразы, а ребёнок ее заканчивают, добавляя слово. Цветок красный, а цветочек …красненький. Яблоко сладкое, а яблочко … сладенькое и т. д.

Игры «Я – Ты», «Я – Он», «Он – Они», «Мы – Вы». Игры на спряжение глаголов. Взрослый бросает мяч и говорит: я иду – ты… Ребёнок возвращает мяч и отвечает: …идешь (я читаю – ты…читаешь; он играет– они…играют, он бежит– они…бегут; мы идем – вы… идете, мы читаем – вы… читаете).

Игры «1 – 2», «1 – 5», «2 – 5». Игры на согласование существительного с числительными. Взрослый бросает мяч ребенку и говорит: У меня один мяч – у тебя 2…мяча, одно яблоко– у тебя 2…яблока, или – у меня один мяч – у тебя 5…мячей, одно яблоко– у тебя 5…яблок, или - у меня два мяча – у тебя 5…мячей, пять яблок– у тебя 2…яблока.

«Какой? Какая? Какие?» Игры на образование относительных прилагательных. Взрослый бросает мяч ребенку и говорит, из чего сделан предмет, а ребенок возвращает мяч и называет прилагательное, образованное от данного существительного, например: стакан из стекла - … стеклянный, тетрадь из бумаги - … бумажная и т. д.

«Чья? Чье? Чьи?» Игры на образование притяжательных прилагательных. Взрослый бросает мяч ребенку и говорит, например: хвост собаки, чей? Ребенок возвращает мяч, и отвечает: собачий; лапа медведя, чья? Медвежья и т. д.

«Составь слово». Игра на формирование умения образовывать сложные слова. Взрослый бросает мяч ребенку и говорит два слова, из которых ребенок должен составить одно слово, например: Сам летит - … самолёт, пыль сосет - … пылесос, воду возит - … водовоз и т. д.

«Скажи наоборот». Игры на употребление слов, имеющих противоположное значение. Взрослый бросает мяч и называет слово, а ребенок возвращает мяч, называет слово с противоположным значением. Например: далеко – близко, хорошо – плохо, день – ночь, широкий – узкий, поднять – уронить и т. д.

«Назови детёнышей животных» (С перекидыванием мяча)

Взрослый называет животного, ребёнок называют его детёныша: У кошки -…котёнок, у лисы -…лисёнок, у коровы - …телёнок и т. д.

«Исправь ошибку» (Работа с деформированными предложениями). Взрослый бросает ребёнку мяч и произносит деформированную фразу, ребёнок исправляет ошибку и возвращает мяч: «Рыба поймала рыбака» – «Рыбак поймал рыбу».

Надеюсь, что данный материал поможет вам интересно и с пользой провести время с ребёнком, организовать семейный досуг. А самое главное, сделает речь вашего ребёнка правильной, содержательной и красивой.

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Дидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНРДидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Весёлые старты». Эта игра помогает детям с нарушением.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. СловообразованиеИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Конспект интегрированного занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе «Прогулка в лес» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Развитие.

Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Насекомые» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

НОД по формированию грамматического строя речи на тему «Весна» в подготовительной группе Цель: развивать связную речь, грамматический строй речи. Задачи: - упражнять детей в подборе действий к предметам, - развивать логическое.

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методикРазвитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие грамматического строя речи у дошкольников»
Опубликовано: 28 ноября 2020 в 20:11
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД