Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса у дошкольников через ознакомление с природой»

Нина Застенчик
Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса у дошкольников через ознакомление с природой»

Природа - наш общий дом, и человек является неотъемлемой частью природы. Природа - это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать.

Природа повседневно воздействует на ребенка. Выйдя за порог, он изучает окружающую природу всеми органами чувств. Но малыш много не замечает, порой его восприятия бывают очень поверхностными. В этом сложном познании мира природы велика роль взрослого, он должен сам «видеть» и «слышать» природу и учить этому ребенка. Рассказывайте о том, как богата и прекрасна наша планета и о том, что у нее есть свои законы (смена дня и ночи, сезонные изменения, изменения погоды, что солнце бывает разным (зимой - далекое, холодное, а летом - жаркое, а Луна не всегда круглой и д. р.

Только человек способен видеть, создавать и беречь красоту, способен испытывать радость от общения с братьями нашими меньшими, наслаждаться видом родных пейзажей, восходом солнца, красотой моря, гор и т. п. Главное - научить замечать необыкновенное в обыкновенном.

Развитию познавательного интереса у дошкольников помогут наблюдения. Цель их - формировать способность воспринимать красоту природы, развивать желание радоваться и удивляться в процессе общения с природой, замечать красивое в окружающем мире.

Каждое время года имеет свои неповторимые особенности. Развивая восприятие окружающей действительности, взрослый должен выделить круг явлений и предметов природы, которые интересны в данный сезонный период.

Осенью:

- понаблюдайте за семенами цветов, деревьев, их разнообразием и приспособлению к распространению в природе;

- понаблюдайте за погодой; объясните ребёнку, что нет плохой погоды в природе, что выпадающие осенью осадки необходимы земле для насыщения её влагой;

- понаблюдайте за деревьями, за красотой осенних листьев; объясните ребёнку, что деревья готовятся ко «сну» и поэтому сбрасывают листья, если они этого не сделают, они зимой погибнут;

- проявите заботу о многолетних растениях, укройте опавшими листьями корни деревьев и кустарников;

- изготовьте и развесьте кормушки для зимующих птиц, подкармливайте их в холодное время года.

Зимой:

- наблюдайте за погодой, падающим снегом, красотой зимней природы родного края. Объясните ребёнку назначение снега, расскажите, что снег напитывает землю водой и полезными солями. Человек на такой земле сможет вырастить хороший урожай. Земля под снегом отдыхает, становится плодородной.

- понаблюдайте за деревьями в снежном уборе, утеплите корни деревьев и кустарников снегом.

- ведите наблюдения за птицами зимой, следите за чистотой кормушек и пополняйте их кормом.

- совершайте прогулки в лес, парк, поле, оставляйте на пнях прикормки для лесных жителей. Одевайтесь по погоде и не оставляйте после себя мусор!

Весной:

- наблюдайте за сезонными изменениями. Обратите внимание на появление тёплых дней, на то, как пахнет воздух весной, на то, что день стал длиннее, а ночь короче, и что погода может быть переменчивой. Уточните знания детей о видах осадков, их значении для растений и животных.

- совершая прогулки, расскажите ребёнку, что весной природа просыпается ото сна, появляются молодые побеги, почки, что они очень хрупкие и нежные, и рассматривать их можно очень аккуратно, стараясь не навредить.

- пригласите ребёнка рассмотреть появившуюся свежую травку, обратите внимание на её цвет и запах, объясните, что ходить нужно аккуратно, не топтать её, потому что она является кормом для многих животных, ослабевших после зимы.

- можно совершить прогулку к цветочной клумбе, рассмотрите появившиеся на ней цветы, расскажите ребёнку, что цветы являются украшением нашей Земли и безрассудно их рвать нельзя. Помимо этого они являются источником питания для многих насекомых. Полезно прививать экологическую культуру в результате совершения совместных, посильных трудовых действий с детьми (высаживание рассады, полив растений, рыхление почвы, подвязывание к опоре и т. д.)

- прогуливаясь по парку, лесу, лугу, объясняйте ребёнку, что животных пробудившихся от зимней спячки лучше не трогать, лишнее беспокойство может им навредить, а для ребёнка встреча с животным может быть опасной.

- весна – время гнездования птиц; расскажите детям о жизни птиц весной, ведите наблюдения за ними. Объясните, что ломать гнёзда птиц нельзя, шуметь вблизи гнёзд запрещено, так как это может помешать птицам, вывести птенцов и продолжить свой род. Попробуйте вместе соорудить скворечники для прилетевших (перелётных) птиц.

Летом:

- наблюдайте за многообразным цветением клумб, рассмотрите распустившиеся цветы, напомните детям о необходимости аккуратного обращения с ними.

- в ходе совершения трудовых действий на клумбах и огородах, прививайте заботливое отношение к цветам и растениям (поливайте, рыхлите почву, прореживайте растения, пересаживайте их).

- в это время года, можно легко наблюдать за жизнью насекомых, расскажите ребёнку о многообразии, строении, приспособительных особенностях, пользе, вреде, чудесах превращения насекомых.

- совершая прогулки, можно понаблюдать за птицами и их потомством. В засушливое время можно для птиц изготовить поилки и следить за их состоянием.

- полезными будут так же наблюдения и за животными. Обращайте внимание на то, как ведут себя животные в жаркое время года, как они выглядят, что едят и т. д.

- совершая прогулки, помните о безопасности, не допускайте перегрева на солнце, пусть общение с животным миром не будет излишне настойчивым.

Позиция взрослого должна быть достаточно активной, что бы удовлетворить пытливый ум ребёнка. Родитель должен быть добрым наставником и активным рассказчиком. Ваши активные объяснения, беседы, наставления должны подкрепляться личным примером, потому что ребёнок, наблюдая за вами, копирует ваше поведение!

В воспитании так же приветствуется единство требований всех участников процесса, т. е. все члены семьи должны разделять ваши взгляды в воспитании.

Так же необходимо учитывать индивидуальный возрастной подход, т. е. объяснять ребёнку нужно понятными для него словами.

Помните, что человек – самое совершенное творение природы. В его силах сохранить и приумножить всю красоту окружающего мира!

Давайте будем жить в дружном согласии с природой, охранять и бережно

относиться к её дарам!

Публикации по теме:

Развитие познавательного интереса к многообразию окружающего мира через речевое общение на «языке соседа»Развитие познавательного интереса к многообразию окружающего мира через речевое общение на «языке соседа» «Учите ребенка каким – ни будь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса ребёнка к вопросу финансовой грамотности» Целью обучения детей финансовой грамотности является: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей, создание необходимой мотивации.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие»Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.

Консультация «Развитие мелкой моторики дошкольников через массаж карандашами» Мелкая моторика – это координированные (согласованные, управляемые) движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Так как речевые и двигательные.

Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Мастер-класс «Вода. Мыльные пузыри». Развитие познавательного интереса дошкольников посредством экспериментальной деятельности " Развитие познавательного интереса дошкольников посредством организации экспериментальной деятельности I. Вводная часть Актуальность.

Образовательное взаимодействие воспитателя с детьми: организация познавательного развития через ознакомление с миром природыОбразовательное взаимодействие воспитателя с детьми: организация познавательного развития через ознакомление с миром природы «Образовательное взаимодействие воспитателя с детьми в рамках реализации ФГОС ДО: организация познавательного развития через ознакомление.

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

Эссе «Развитие речевого интереса у дошкольников»Эссе «Развитие речевого интереса у дошкольников» «Нет на земле гимна торжественнее, чем лепет детских уст.» Виктор Мари Гюго В период дошкольного детства, никто иной, как взрослые являются.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса у дошкольников через ознакомление с природой»
Опубликовано: 15 января 2020 в 09:17
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 апреля. Всемирный день книг и авторского права

Книги — наши верные друзья, без книг нам быть никак нельзя! Под таким девизом проходит очередной тематический день, посвященный международному книжному празднику. Воспользуйтесь нашей специальной...

23 апреля. День английского языка

ООН учредила международные праздники в честь каждого из пяти своих официальных языков. Исторически так сложилось, что главным и самым распространённым из них стал английский. Дата 23 апреля была избрана...


Горячие темочки