Папки-передвижки

Консультация для родителей. Развитие психических процессов у детей 6–го года жизни с ТНР.

Мария Драчёва
Консультация для родителей. Развитие психических процессов у детей 6–го года жизни с ТНР.

Развитие речи детей с общим недоразвитием речи является одной из важнейших задач коррекционно-воспитательной работы в ДОУ. Недостатки речи у детей проявляются в бедности словаря, неправильном построении фразы, недоразвитии связной речи. Зная эти особенности, нужно планировать занятия по развитию речи таким образом, чтобы обеспечить оптимальные условия для формирования у детей потребности в общении. Параллельно у детей с ОНР происходит нарушение в развитии психических процессов : слабая память, быстрая утомляемость, неустойчивое внимание, затруднения процессов обобщения, классификации, исключения. Поэтому перед логопедом и воспитателями стоит задача не только коррекции речи, но и развитие психических процессов. Ведущим видом деятельности ребенка является игра, которая существенно меняет мотивы поведения, открывает новые возможности для развития познавательной деятельности, а значит и для формирования психических процессов. Процесс формирования ВПФ должен происходить ежедневно в занимательной форме.

Публикация «Консультация для родителей, Развитие психических процессов у детей 6–го года жизни с ТНР,» размещена в разделах

Мышление – социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация). Мышлением называется отражение связей и отношений между предметами и явлениями действительности, ведущее к получению новых знаний. Мышление является одним из важнейших факторов психологического развития ребенка.

Развитие связной речи детей опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни и явления языка разного уровня (звуки, слова, предложения). Отклонения от нормы в речевом развитии детей с общим недоразвитием речи может проявляться в позднем появлении речи, бедностью его словарного запаса, несформированностью грамматического строя речи, несовершенством звукопроизношения и фонемообразования. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, такие дети отстают в развитии образного, словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением, обобщением. Все эти затруднения определяются недоразвитием познавательной функции речи и компенсируются по мере коррекции речевой недостаточности.

Детям с общим недоразвитием речи нужно постоянное осмысливание событий и явлений, например:

- Почему летом нельзя кататься на лыжах?

- Можно ли два шарика поставить друг на друга? Что тогда произойдет?

- Как, не выходя на улицу, узнать - дует ли ветер?

Важно приучать детей задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из телефильмов, рассказов, сказок. Важным упражнение является сравнение, выявление различий в сходном и общее в различном. Например:

- Чем отличаются кукла и девочка?

- Чем отличаются птица и самолет?

- Чем отличаются куст и дерево?

Полезным упражнение является отгадывание загадок, не только народных и авторских, но и составленных воспитанниками. Например:

- Передние лапы короткие, а задние длинные (заяц).

- Четыре ноги, да не ходит (стол, стул).

Память - запечатление, сохранение и последующее воспроизведение ребенком собственного опыта, она выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием, способствующим развитию личности, то есть значительной степени определяет успешность учебно – воспитательной деятельности в ДОУ. Игровая деятельность способствует развитию произвольной памяти. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больший объем материала. Сознательная цель - запомнить и припомнить, сосредоточиться. Сами условия игры требуют от участников сосредоточенности на предметах, включённых в игровую ситуацию.

Для развития познавательных действий ребёнка, умения классифицировать, распределять предметы по группам на основании общих признаков – предлагаются следующие игры:

- Я начну, а ты закончи.

- Чего не стало.

- Вчера, сегодня, завтра.

- Вспомни, как было.

- Сломанный телефон.

- Найди отличие.

- Выучи слова.

- Узнай фигуры.

Внимание - избирательная направленность на тот или иной объект, сосредоточение на нем. У детей с общим недоразвитием речи внимание характеризуется неустойчивостью, наблюдается его колебания, снижена работоспособность, недостаточная целенаправленность деятельности, что соответственно в последующем отражается на учебе детей в школе и в последующей жизни.

При формировании устойчивости внимания можно использовать следующие игры:

- найди два одинаковых предмета;

- найди такого же цвета;

- найди предметы заданной геометрической формы;

- выкладывание палочек;

- нанизывание бусинок;

- выкладывание узора из мозаики;

- вырисовывание по клеточкам;

- какое слово лишнее?;

- работа с разрезанной картинкой;

- найди тень;

- собери пазл;

- соотношение формы фигур с формами отверстий, вырезанных на крышке коробки;

- запоминание игрушек;

- работа с лексическим материалом;

- заучивание ряда слов и словосочетаний;

- складывание различных фигур из счётных палочек. (Головоломки) и др.

Зрительное восприятие – это совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира, это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей на глаз.

В этом возрасте главной задачей, так же является развитие таких видов восприятия как восприятие пространства, времени, формы и величины.

Для развития зрительного анализа и синтеза, произвольного внимания и запоминания использую следующие упражнения:

• Определение изменений в предъявленном ряду предметов.

• Нахождение «выпавшей», «лишней» игрушки, картинки.

• Нахождение различий на двух сходных сюжетных картинках.

• Нахождение нереальных элементов «нелепых» картинок.

• Запоминание 4-6 предметов, игрушек, картинок, геометрических фигур и воспроизведение их в исходной последовательности.

• Узнавание предмета по частям, объединение частей в целое по образцу.

• Нахождение зашумленных и наложенных предметных изображений.

• Штриховка различных изображений.

Формирование представлений о системе координат: “сверху – снизу”, “спереди – сзади”, “слева – справа”.

• Назови, что находится перед девочкой, позади нее, слева, справа от нее.

• Найди предмет по тени.

• Расскажи кто, где сидит.

• Раскрась (нарисуй) правую половину предмета так же, как левая.

Воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Процесс воображения у детей с нарушениями речи развивается несколько иначе. Их представления о предметах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий. Чем сложнее нарушения речи, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить творчество, он оказывается беспомощным в создании новых образов.

- Несуществующее животное,

- Выдумай историю,

- Продолжи рисунок,

- Клякса. Дорисуй,

- Оживление предметов,

- Так не бывает!

- Нарисуй настроение.

- На что похожи облака,

- Угадай настроение.

- Найди недостаток в портрете.

Развитие ребенка в дошкольный период представляет череду нескончаемых открытий, связанных с получением, обработкой и передачей новых знаний о себе и окружающем мире. Современная психология относит такую активность к познавательной деятельности, ведущую роль в которой играют познавательные процессы : восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Несмотря на то, что каждому из этих процессов отводится свое место, все они тесно взаимодействуют друг с другом. Без внимания невозможно восприятие и запоминание нового материала. Без восприятия и памяти станут неосуществимыми операции мышления. Поэтому развивающие игры, направленные преимущественно на совершенствование отдельного процесса, будут влиять и на уровень функционирования познавательной сферы в целом.

Публикации по теме:

Игры по лексическим темам на развитие психических процессов Лексическая тема «Осень. Деревья» Развитие восприятия Игра «Разложи листья по цвету» Найди и разложи листья по цветам: красный, желтый,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности педагога-психолога ДОУ «Развитие психических процессов у детей» Цель: развитие психических познавательных процессов у ребенка среднего возраста. Задачи: развивать целенаправленное внимание; слуховую память;.

Консультация для родителей детей 3-его года жизни по изобразительной деятельности.Консультация для родителей детей 3-его года жизни по изобразительной деятельности. Дорогие мамы и папы,уважаемые бабушки и дедушки! Давайте мы с вами сегодня поговорим о творчестве. Вслушайтесь в само слово "творчество".

Консультация для родителей. Развитие и воспитание детей 3-го года жизни. При правильно организованном воспитании на протяжении 3-го года жизни происходят существенные изменения в развитии детей. На 3-м году продолжается.

Консультация для воспитателей «Развитие психических процессов через формирование сенсорных навыков и эталонов» — ранний возраст Консультация по теме: «Развитие психических процессов через формирование сенсорных навыков и эталонов». Подготовила Воспитатель детского.

Консультация для педагогов-дефектологов «Особенности психических процессов у детей с нарушением зрения» Особенности психических процессов у детей с нарушением зрения Особенности внимания. Внимание-это направленность и сосредоточенность сознания,.

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей третьего года жизни» На 3-ем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием.

Развитие психических процессов посредством игр и упражнений. Устойчивое внимание играет важную роль в познании ребенком окружающей действительности во всей его практической деятельности. Наиболее полно.

Консультация «Развитие двигательных навыков детей первого года жизни в условиях дома ребенка» Развитие двигательных навыков детей первого года жизни в условиях дома ребенка Значительная часть воспитанников домов ребёнка имеет органические.

«Весна». Занятие по развитию психических процессов у детей старшего дошкольного возраста«Весна». Занятие по развитию психических процессов у детей старшего дошкольного возраста ЗАНЯТИЕ НА РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Возраст Старший дошкольный возраст Тема «Весна» Программное содержание Коррекционно – образовательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей. Развитие психических процессов у детей 6–го года жизни с ТНР.
Опубликовано: 15 октября 2015 в 21:54
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД