Получи документы

Консультация для родителей «Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста»

Ольга Быкова
Консультация для родителей «Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

В последнее время уровень речевого развития детей заметно снизился и все потому, что с детьми всё меньше и меньше говорят родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьёзные проблемы можно успешно решить. Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. В настоящее время в дошкольных учреждениях довольно много детей с теми или иными нарушениями в развитии речи. Эти нарушения, а также недостаточная развитость мелкой моторики рук затрудняют подготовку ребенка к школьному обучению. Чтобы успешно развивать речь ребенка, подготовить его к школе, работу по развитию мелкой моторики руки надо начинать с раннего возраста. Этой проблемой занимались зарубежные и отечественные психологи и педагоги (М. М. Кольцова, В. В. Цвынтарный, Л. В. Фомина, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Ж. Пиаже, Дж. Брунер и другие).

Публикация «Консультация для родителей „Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Как средство развития внимания, речи, моторики детей дошкольного возраста могут использовать пальчиковые игры.

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Персонажи и образы наших пальчиковых игр - паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик - нравятся малышам с полутора-двух лет, дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

Такие игры очень увлекательны и способствуют взаимопониманию между детьми и взрослыми. Забавные персонажи пальчиковых игр просты и понятны малышам – коза и зайчик, дождик и солнышко, паучок и муха с восторгом воспринимаются детьми от полутора лет. Они с большим воодушевлением копируют все движения взрослых и повторяют за ними стишки. Использование пальчиковых игр для дошкольников научит их счету, ознакомит с определениями «верх-низ», «лево – право» и создаст чувство уверенности в себе. Можно придумывать персонажей, наряжая кончики пальцев бумажными колпачками или прорисовывая на них глазки и улыбающийся ротик.

Пальчиковые игры, предлагаемые для малышей, помогают развитию детского творчества, поэтому ребенка надо чаще хвалить, даже если у него не все получается с первого раза. Особенно нравятся детям пальчиковые игры с пением. Такое сочетание способствует более эффективному проведению занятий.

При проведении пальчиковых игр следуют учитывать такие рекомендации.

1. Перед тем, как играть в игры, можно отработать некоторые комбинации пальцев, жесты, движения.

2. Все упражнения нужно выполнять вместе с ребенком, показывая, как вам нравится эта игра.

3. Не принуждайте ребенка повторять за вами движения, играйте в пальчиковые игры сначала сами.

В скором времени он непременно присоединится к Вам

Пальчиковые игры для детей 3-4 лет.

Табунок

Это помощники мои, (руки находятся на столе, ладони внизу).

Их как ты хочешь, поверни. (поворачиваем ладони в разные стороны)

По дороге серой, гладкой (проводим руками по столу)

Скачут пальцы, как лошадки.

Скок-скок-скок, скок-скок-скок,

Скачет наш табунок. (продвижение вперед левой, а потом правой рукой, сгибая и разгибая пальцы рук).

В гости К Жоре гости прибежали (пальчики рук «бегут» по столу)

Все друг другу ручки жали. (делаем несколько рукопожатий)

Здравствуй, Миша! (большие и указательные пальцы рук соединяем подушечками, образуя кольца) Здравствуй, Вера! (Соединяем подушечки средних и больших пальцев)

Рад, Гриша! (соединяем безымянные и большие пальчики)

Рад, Лера! (здороваются большие пальцы и мизинчики)

Хотите пирожок? (ладошки соединяем в виде пирожка)

А может, коржик? (показываем раскрытые ладошки)

Или же рожок? (сжимаем кулачки на обеих руках)

Вот горох вам на дорожку. (ребенок раскрывает свои ладошки, а вы легонько стучите по ним, как будто сыпется горох)

Вы берите понемножку! (ребенок щиплет ладошку, как бы собирая горох)

С ручек все встряхните крошки. (трясем кистями рук и хлопаем в ладошки)

Репка

Мы репку сажали, (пальцами как-будто роем ямку на ладошке)

Репку поливали. (имитируем, как из лейки льется вода)

Выросла репка (выпрямляем все пальчики рук)

Хороша и крепка! (ладонь открытая, пальцы согнуть в крючочки. Этими крючочками своих пальцев возьмитесь за крючочки ребенка и тяните. Каждый тянет в свою сторону.)

А вытянуть не можем! Кто нам поможет?

Тянем-потянем, тянем-потянем! Ура! (расцепляем руки, трясем кистями).

Оладушки

Когда мама месит тесто,

Всем так интересно (одна рука сжата в кулачок, как будто держит кастрюльку, другой делаем движения, словно месим)

Ладушки, ладушки! (дружно хлопаем в ладоши)

Что пекли? Оладушки. (одной рукой как-будто держим сковородку, другой словно льем на нее тесто) Раз – оладушек для папы. (как бы раскладываем оладушки по воображаемым тарелкам)

Два – оладушек для мамы.

Три — ….

Четыре — …. (называем разные имена людей, которые знает ребенок)

А Миша-дружок Получает пирожок! (сцепляем кисти рук)

Очень вкусно!

Мальчики

Этот мальчик хочет спать. (малыш разворачивает одну ручку ладошкой к себе, другой ручкой загибает мизинчик на этой руке)

Этот мальчик лег в кровать. (загибаем безымянный палец)

Этот пальчик чуть вздремнул. (загибаем средний палец)

Этот сразу же уснул. (загибаем указательный палец)

Этот очень крепко спит и тихонечко сопит. (загибаем большой палец)

Будут птички щебетать, (пальцы одной руки слаживаем как раскрытый клюв, открывая и закрывая его) будут мальчики вставать! (пальцы второй руки распрямляем).

Мои пальчики

Мои пальчики расскажут, (хлопаем в ладоши с растопыренными пальчиками)

Что умеют – нам покажут. (пальцы рук прикасаются к друг с другу 4 раза)

Их 5 на каждой руке. (показываем растопыренные пальцы)

Сделать все смогут, всегда помогут. (хлопаем в ладоши)

Они на дудке играют, (далее все движения соответствуют тексту)

Вещи стирают, Везде подметают, Щиплют, ласкают, Мячик кидают-

Пять и пять моих быстрых пальчиков. (показываем пальцы обеих рук)

Пирог

Тесто ручками помнем, (сжимаем и разжимаем пальчики)

Пирог сладкий испечем. (слаживаем ладони обоих рук в виде пирога)

Серединку смажем джемом, (гладим пальчиками ладонь одной руки)

А верхушку вкусным кремом. (приподнимаем ладошки выше и выполняем круговые движения)

И кокосовой крошкой присыпаем пирог немножко, (имитируем посыпание крошки пальчиками обеих рук) А потом и чай заварим, (как-будто помешиваем чай)

Пирогами вас одарим. (слаживаем пальцы в кулачки)

Методика Железновых «Музыка с мамой» на сегодняшний день признана одной из наиболее эффективных систем раннего развития. Сергей и Екатерина Железновы – одни из немногих, чьи программы и методические разработки стали популярны далеко за пределами России. Диски Железновы пользуются успехом во многих странах мира, помогая развивать музыкальные способности, абсолютный слух.

Характерной особенностью методики «Музыка с мамой» является игровая форма подачи учебного материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает уроки музыки с малышами в весёлую обучающую игру.

Развитие музыкальных способностей маленького ребенка, считают авторы методики «Музыка с мамой», зависит в основном от музыкального окружения в семье. Проще говоря: мама, папа или бабушка поют малышу песенки, играют на музыкальном инструменте. Если даже в вашей семье нет профессионального музыканта, не огорчайтесь. «Музыка с мамой» доступна для родителей без музыкального образования, она проста и эффективна. Методики Железновых отлично подходят как для индивидуальных, так и групповых занятий, например, на занятиях по системе Монтессори. Она обеспечивает раннее музыкальное развитие, активное развитие речи у детей, развитие музыкального слуха и многих других способностей, о наличии которых вы можете даже не подозревать!

Во время пальчиковых игр садитесь друг напротив друга так, чтобы лица взрослого и ребёнка были на одной высоте и малыш видел, как вы поёте, а вы видели его лицо. Для ребёнка до 3 лет хорошим результатом будет умение выполнять правильные движения пальчиками в то время, когда поёт взрослый или под фонограмму, поэтому для проведения пальчиковых игр с малышами не следует выбирать те, в которых темп слишком быстрый для ребёнка. Выбирайте песенки в среднем или медленном темпе. На первоначальном этапе активно помогайте малышу выполнять движения правильно, разучивайте игру без музыки (подпевая или проговаривая нараспев). Когда ребёнок усвоит упражнение - сокращайте свою непосредственную помощь, но продолжайте выполнять все действия вместе с ним (сидя напротив).

Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:

1. Взрослый сам выполняет движения - ребёнок смотрит.

2. Взрослый выполняет движения ручками ребёнка.

3. Ребёнок выполняет движения своими ручками.

Список используемых нами песенок:

Е. Железнова. Нотный альбом – раскраска «Бим - бом» для детей 2-6 лет.

Е. Железнова. Нотный альбом – раскраска «Чижик» для детей 3-6 лет.

Е. Железнова. А под пальмой краб сидит…

Е. Железнова. Наша – то Катюша умная была…

Е. Железнова. Паучок ходил по ветке…

Е. Железнова. Тюк-тюк кулачок (полный сборник пальчиковых игр)

Познакомиться и скачать данные игры и песенки возможно на сайтах:

https://www.mamac.ru

https://www.liveinternet.ru

https://pesni.fm

https://muzofon.com

Музыкально - ритмические игры (и в условиях семьи и группах) являются эффективным средством для социальной адаптации ребёнка, укрепления положительного эмоционального контакта между взрослым и малышом, а также прекрасной подготовкой для дальнейшего обучения.

ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!

Публикации по теме:

Значение пальчиковых игр для развития детей За последние 5 - 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Современная одежда, которая стала такой удобной (с липучками.

Консультация для родителей и педагогов «Развиваем речь через лепку» Консультация для родителей и педагогов. Развиваем речь через лепку. Как вы думаете, почему в последнее время уровень речевого развития детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 9 февраля 2015 в 20:10
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Быкова (УИ 311051) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД