Приложение МААМ

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Анна Шапкова
Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста

Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста проходит комплексно. Это означает создание оптимальных условий для одновременного развития речи, мышления, памяти и других познавательных процессов. Развитие речевого общения происходит не только на специально организованных занятиях, но и в ходе игр, рисования, лепки, конструирования и других видов детской деятельности. Развитию общения способствует также взаимодействие детей друг с другом.

Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Посредством речи взрослый знакомит детей с окружающим их предметным миром, обучает игровым действиям, воспитывает определенные навыки поведения. Однако необходимо развивать понимание речи и познавательной деятельности ребенка в целом. Если ребенка тренировать только в произношении слов и не уделять достаточного внимания развитию понимания обращенной речи, то он не научится ориентироваться в окружающем, выделять существенные и несущественные связи и устанавливать причинно-следственные отношения.

Работа по развитию речи детей раннего возраста организуется поэтапно. Выделение этапов осуществляется на основе психологического принципа развития.

Развитие речи детей раннего дошкольного возраста

Формирование собственной активной речи ребенка предполагает овладение им лексико-грамматической стороной речи и развитие форм и функций речи. Расширение словаря детей осуществляется за счет слов, обозначающих предметы, действия, признаки.

Восприятие предмета ребенком должно сопровождаться не просто его называнием, а связным повествованием, сообщением об этом предмете. В своем рассказе взрослый многократно употребляет новое слово в сочетании с другими словами, тем самым показывая связь слов в предложении и предупреждая аграмматизм.

Одновременно с расширением словаря проводится работа по развитию понимания значений слов: ребенок начинает понимать, что каждый предмет, действие, признак имеют свои названия. Также он начинает вычленять и понимать окончания слов, передающие грамматическое значение, и т. д.

Формирование речи в ее коммуникативной функции включает в себя работу над различными формами высказываний: обращение—побуждение—просьба, обращение-сообщение, обращение — вопрос.

Конкретная работа с детьми раннего возраста направлена на активизацию их словаря и овладение ими фразовой речью. По звуко-слоговой структуре словарь активизируется в следующем порядке: слова из повторяющихся слогов типа ля-ля, дя-дя, та-та, на-на, бо-бо и т. д. ; звукоподражания: аф-аф, би-би и т. д. ; двусложные слова с открытыми слогами типа Ната, вата, Вова, Нина, вода, рука, нога, коза, была, иди и т. д. ; трехсложные слова с открытыми слогами; молоко, машина, корова, собака, ходила, гуляла и т. д.

Овладение фразовой речью происходит поэтапно. Сначала дети научаются обращаться с просьбой («Дай то-то»; «Тетя, дай то-то», затем с предложением сотрудничества («Давай играть») и, наконец, с сообщением («Мишка. Мишка плачет») и вопросом («Где Ляля?»).

Уже при появлении первых слов во время лепета необходимо постоянно побуждать детей к произнесению отдельных, доступных им слов, звукоподражаний, т. е. вызывать у них активную речевую реакцию. При соблюдении этих требований на одном занятии возможно развитие детей с разными речевыми возможностями: у одних актуализируется пассивная речь, у других — активная.

Приемы обучения детей раннего дошкольного возраста

Основные методы обучения, так же как и содержание обучения, определяются особенностями мышления детей раннего возраста, которое носит наглядно-действенный и наглядно-образный характер. Подбор приемов обучения осуществляется на основе учета особенностей всех психических процессов данной возрастной группы детей.

Детям раннего возраста необходимы наличие опоры на наглядный образец, вовлечение в процесс познания всех или многих анализаторов, обязательное соотнесение слова с обозначаемым предметом, слова — с действием, слова — с признаком, многократность повторения нового слова взрослым, выполнение действий с предметами, которые обозначаются новым словом. Развитие речи детей происходит в процессе ознакомления их с предметами и явлениями окружающего мира.

Учитывая сказанное, к характерным методическим приемам обучения детей раннего возраста можно отнести следующие:

• показ предмета (игрушки) и его называние;

• рассматривание предмета;

• показ действий с предметами и их называние;

• выполнение поручений детьми;

• показ картинок с изображением отдельных предметов;

• показ картинок с изображением простого сюжета;

• показ предметов в помещении дошкольного учреждения и за его пределами;

• наблюдения за живыми объектами и т. д.

Воспитывая умение прислушиваться к речи взрослого, следует активно побуждать ребенка отвечать не только движениями, но и словами, речью.

Чтобы ребенок вместо мимики, жеста или молчаливого выполнения действия мог употребить слово, необходимо использовать и специальные приемы, способствующие актуализации его речи. В основе этих приемов лежит подражание речи взрослых. К таким приемам относятся:

• внезапное появление и быстрое исчезновение предмета, сопровождаемое сначала называнием, а затем — вопросами: кто это? Что это? Кто спрятался?;

• просьба, предложение произнести слово;

• совместное проговаривание слова;

• отраженное произнесение слова (взрослый просит: «Найди большое кольцо» Далее он спрашивает; «Какое ты нашел кольцо?»— «Большое»)

• самостоятельное произнесение слова;

• договаривание слова в знакомой ребенку ситуации, подсказывающей нужное слово;

• ответы на конкретные вопросы; кто это? Что это? Что делает? Какой предмет по величине (по форме, цвету?;

• предъявление речевого образца (В ходе овладения детьми действиями предоставляется им образцы речевых высказываний. Например, обучая ребенка собирать и разбирать пирамидку, говорят: «Будем играть. Будем снимать колечки. Это колечко сниму я, а это — Саша. Это — я, а это — Саша». И так до конца занятия. Постепенно взрослый включает в свою речь новые слова, обозначающие цвета и величины колец: «Я снимаю маленькое колечко, и Саша снимает маленькое колечко. Я надеваю красное кольцо, и Саша надевает красное кольцо»).

Рекомендуется использовать следующие игры и упражнения:

Игры с пирамидками

Игры с мячами, шарами

Подбор парных картинок

Дыхательные и голосовые упражнения

Развитие мелкой моторики

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста

Развивающая работа осуществляется в ходе ознакомления детей с окружающим миром, их игровой, трудовой и изобразительной деятельности.

По мере развития речевой активности учат детей правильно называть предметы окружающего мира («собака» вместо «ав-ав», «машина» вместо «би-би» и т. д., постепенно- усложняя слоговой и звуковой состав слова.

Для развития речевого общения учат детей пользоваться побудительной формой речи: выражать свою просьбу или предложение одним словом (дай, помоги, надень, завяжи, пойдем, затем — словосочетанием (Давай играть. Дай мяч, куклу, мишку, машину, ложку ит. д.) и предложением. Сначала побудительная речь может быть отраженной («Спроси тетю Иру, где она бы-ла. Скажи, тетя Ира: где ты была?», а затем — самостоятельной.

На основе развития интереса к окружающим предметам учат детей обращенной речи в форме простых вопросов: кто это? Что это? Где была? Куда ходила? При этом допустимо обращение к взрослым на ты.

Задачи развития речи детей младшего возраста:

1. учить детей употреблять в самостоятельной речи придаточные предложения типа чтобы пить, чтобы слушать, чтобы смотреть в. ответах на вопросы взрослого, начинающиеся, со слов: «Зачем нужен. (рот, уши, глаза?» Обратим внимание: не все сложноподчиненное предложение, а лишь его часть — придаточное предложение — должен дать ребенок в ответе.

2. учить детей употреблять слова в полной и уменьшительно-ласкательной форме: зайка, зайчик, заяц, заинька; мишка, мишенька, мишутка и т, д. С целью получения разных ответов на один и тот же вопрос побуждают детей такими обращениями: «А как можно назвать зайца (медведя и т. д.) ласково?»

3. активизировать в речи детей простейшие фразы из сказок в ходе их инсценировок: «Я — волк» — «Я — лиса» — «Иди к нам жить» (русская народная сказка «Теремок»).

4. обучают детей произвольному запоминанию коротких стихов, потешек.

5. по мере ознакомления детей со своей группой, с помещениями детского сада развивают ориентировку в окружающем: понимание расположения предметов в пространстве и относительно друг друга в пределах групповой комнаты, участка и других помещений; усваивание их названий и по мере усвоения использование в коммуникативных целях (на окне, на столе, на полке, в уголке, в шкафу, в чашке, за окном, за шкафом и т. д.).

Приемы обучения детей младшего дошкольного возраста:

• показ и рассматривание предмета; выполнение действий с предметом;

При выполнении действий с предметом решаются те же задачи, что и при показе предмета и его рассматривании, — развитие восприятия и речевых средств, обогащение словаря ребенка. Но в первом случае ребенок усваивает главным образом слова, обозначающие предметы и их признаки, а при выполнении действий — слова, обозначающие движения, состояния предмета, признаки действий.

Ребенок значительно быстрее связывает новое слово с предметом, действием или признаком, если он широко опирается при знакомстве с ним на различные анализаторы. Особенно важно, чтобы ребенок не только смотрел и слушал, но и действовал с предметом: трогал его, ощупывал, гладил, двигал и т. п.

• просьбы, поручения;

Выполнение просьбы или поручения помогает проверить понимание ребенком обращенной речи, способствует активизации собственной речи детей в обращенной и повествовательной форме. С этой целью ребенка просят не только выполнить какое-то действие, но и обратиться с просьбой к товарищу или взрослому, а в дальнейшем рассказать, что он сделал (принес, нашел и т. д.).

• повторение за ребенком слов, словосочетаний, предложений;

Основное назначение этого приема состоит в пропедевтике. Повторяя детский ответ, логопед демонстрирует правильное произношение, обращает внимание детей на правильное структурное и грамматическое оформление слов и, если возможно, выделяет особой интонацией то место в слове, которое ребенок произнес неправильно);

• вопросы — ответы;

Данный прием используется, прежде всего, для активизации речи детей.

• опосредованное общение через куклу (игрушку);

Использование данного приема способствует развитию восприятия и активизации речи детей;

• многократное проговаривание речевого материала;

Данный прием используется для того, чтобы дети могли вслушиваться в изменение слов, когда одни и те же слова, употребляются в различных словосочетаниях и в разных формах;

• комментирование действий.

Комментирование действий детей используется для развития восприятия речи (речевых образцов различной сложности). Этот прием более всего отвечает решению пропедевтических задач.

Ознакомление детей с художественной литературой

Особым приемом развития речи детей будет являться ознакомление с художественной литературой.

Литературные произведения оказывают большое влияние на развитие детей. В детских садах детям читают сказки и рассказы, беседуют с ними о прочитанном, учат их пересказывать, декламировать стихи и т. д. В обучении маленьких детей также используются доступные образцы литературных произведений. При этом важную роль играют произведения фольклора (устное народное творчество): как малые формы — пословицы, поговорки,- потешки, загадки, так и более крупные — сказки.

Развитие речи происходит также и во время трудовой изобразительной деятельности, игр:

• Сюжетно-ролевых

• Дидактических

• Подвижных

Результаты обучения

В результате обучения дети приобретают следующие навыки речевого общения:

осознанно воспринимают речь взрослых (вслушиваться в речь окружающих, правильно выполнять словесные инструкции);

активно пользуются звукоподражаниями, имеющими в соответствующих ситуациях лексическое значение («ав-ав» — собака, «би-би» — машина, «ту-ту»— поезд и т. д.);

имея определенный пассивный запас слов, активно пользоваться словарем из пройденных тем (дву- и трехсложные слова, обозначающие предметы, действия, признаки);

пользоваться в общении ситуативной речью как по побуждению взрослых, так и по собственной инициативе.

Самым важным достижением детей за первые три месяца обучения следует считать появление у них речевой активности и желания говорить. Все дети в общении начинают активно пользоваться речью, охотно отвечают на вопросы взрослых на занятиях, по своей инициативе вступают в общение с воспитателями, логопедом, друг с другом. Основные синтаксические конструкции, которыми дети пользуются в общении, — слово-предложение, словосочетание.

В дальнейшем дети должны приобрести следующие навыки речевого общения:

понимать и уметь употреблять грамматические формы единственного и. множественного числа (один-много, полную и уменьшительно-ласкательную форму слов;

употреблять существительные в сочетании со словом много (много кубиков, много, мишек, столов, игрушек и т. д., а также полную и уменьшительно-ласкательную форму слов (дом-домик);

называть предметы словами, возможно, в искаженной фонетической форме, но не звукоподражаниями; вместо «би-би» — «сина» (машина, вместо «ав-ав»— «бака» (собака) и т. д. ;

правильно передавать слоговую структуру дву- и трехсложных слов, чтобы слова были близкими или похожими по звучанию к оригиналу;

уметь активно пользоваться словарем из пройденных тем, перенося подходящие слова из одной темы в другую;

пользоваться в ответах придаточными предложениями (чтобы пить, чтобы слушать, чтобы смотреть).

Самым важным достижением детей за первое полугодие первого года обучения следует считать появление у них инициативной речи. Дети становятся инициаторами общения, активно высказываются, стремятся обратиться к взрослым. Основные синтаксические конструкции, которыми пользуются дети на данном этапе, — слово-предложение, словосочетание, простое побудительное предложение: «Давай игать» (играть, «Давай памотим» (посмотрим).

Затем дети должны приобрести следующие речевые, навыки и умения:

понимать и употреблять грамматические формы единственного и множественного числа в именительном, винительном и родительном падежах, а, также уменьшительно-ласкательную форму слов по всем изученным темам;

употреблять слова трехсложной слоговой структуры;

использовать в активной речи словарь, усвоенный за I учебный год;

задавать простые вопросы: кто (что) это? Где была? Куда ходила?;

запоминать и рассказывать с помощью логопеда простые потешки, короткие стишки, сопровождающиеся движениями («Сорока-ворона», «Ладушки», «Киска» и т. д.);

включать в ответы придаточные предложения.

Самым важным достижением детей во втором полугодии первого года обучения следует считать дальнейшее развитие их инициативной речи. Дети обращаются к. взрослым в побудительной форме, привлекая их к совместной деятельности; задают вопросы познавательного характера: что это? Почему? Основные синтаксические конструкции, которыми пользуются дети, в общении,— ответ одним словом или словосочетанием в соответствующей вопросительному слову грамматической форме, простое побудительное предложение, придаточное предложение, вопросительное предложение.

К концу первого года обучения дети должны овладеть следующими навыками и умениями:

свободно пользоваться ситуативной речью в общении друг с другом и со взрослыми в ходе совместной деятельности (в игре, на прогулке, во время сборов на прогулку и в других бытовых ситуациях);

выступать инициаторами общения со взрослыми и со сверстниками;

запоминать и рассказывать сказки, потешки, стихи, принимая участие в совместной речевой деятельности со взрослыми (взрослый начинает — ребенок добавляет слово или словосочетание в знакомом тексте).

Самыми важными достижениями ребенка за учебный год следует считать следующие: накопление определенных речевых средств и овладение умением пользоваться ими в общении с окружающими, усвоение лексических и некоторых грамматических значений слов и правильное употребление их в организованной учебной ситуации и вне ее, овладение некоторыми простыми структурами предложений в побудительной и повествовательной форме.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» «Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраст» Самостоятельность – ценное и очень нужное качество. Воспитывать его необходимо.

Консультация для родителей по развитию речи детей младшего дошкольного возраста С самого раннего детства ребенок знакомится с удивительным явлением народного творчества – сказкой. Такая простая и незамысловатая на внешний.

Консультация для родителей. Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста Консультация для родителей. Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста Принято считать, что после трех лет речь.

Консультация для родителей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Консультация для родителей» развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Детский сад как дошкольное.

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста» «Развитие речи детей раннего возраста» Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка. Он обладает огромными возможностями.

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста. Задачи родителей» Консультация для родителей: «Развитие речи детей раннего возраста». Подготовила: воспитатель ГБДОУ №104 г. Санкт-Петербург Архипова А. А.

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста через дидактическую игру» Игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует воспитатель) и игровую (ради которой.

Консультация для родителей «Развитие словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста» Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад.

Методическая разработка. Консультация для родителей «Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста» Консультация для родителей. Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста Принято считать, что после трех лет речь ребенка.

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста» После двух лет даже самые молчаливые детки начинают говорить. Хотя происходит это у всех по-разному. Одни сразу начинают говорить целыми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 17 февраля 2019 в 03:10
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Шапкова (УИ 600712) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД