Получи документы

Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников с помощью палочек Кюизенера» (3 фото)

Татьяна Елисеева
Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников с помощью палочек Кюизенера»

МДОУ «Детский сад 42» г. Ярославля

Консультация для родителей

Развитие речи дошкольников с помощью палочек Кюизенера

Подготовила учитель-логопед Елисеева Т. К.

2018 год

Кто такой Джордж Кюизенер?

Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи дошкольников с помощью палочек Кюизенера“» размещена в разделах

Джордж Кюизенер (1891 1976) – это бельгийский математик, учитель начальной школы, влюбленный в свой предмет и любящий работать с детьми, автор уникального дидактического материала для детей от 1 года до 7 лет.

В течение многих лет работы учителем начальной школы Джордж Кюизенер сделал многое для того, чтобы помочь своим ученикам в учебе. Его труды по обучению географии, биологии, музыке, искусству завоевали ему уважение коллег в родной Бельгии.

Одним из его изобретений был набор цветных деревянных палочек (в основу метода легла методика немецкого педагога Фридриха Фребеля). Палочки Кюизенер использовал при обучении арифметике и обнаружил, что метод оказался весьма действенным. Он получал стабильно высокий результат обучения, а ученикам нравилось, что они делали.

Свою методику «Цветные числа» Джордж Кюизенер опубликовал в 1952 году в книге «Числа и цвета».

Методика Кюизенера стала популярной позже – благодаря преподавателю Готеньо, который стал использовать цветные палочки на уроках математики и на курсах русского языка.

Что такое палочки Кюизенера?

Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые ещё называют «числа в цвете», «цветными палочками», «цветными линеечками» - представляют собой замечательный, цветной, волшебный мир. Они являются многофункциональным пособием, методика проведения универсальна, потому она может быть использована как отдельно, так и в сочетании с другими методиками, дополняя их. Палочки Кюизенера просты и понятны, работу с ними дети воспринимают как игру, которая через моторику руки у ребенка формирует математические понятия. Так же они оказывают дополнительное положительное воздействие на ребенка: развивают мелкую моторику пальцев, пространственное и зрительное восприятие, развивают речь, приучают к порядку.

В комплект входят четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см, выполненных из дерева или пластика. Палочки отличаются цветовой гаммой и материалом в зависимости от производителя. Классический набор состоит из 241 палочки, сортирующийся строго по схеме:

Класс Цвет палочек Длина, см Количество, шт

белых белый 1 50

красных красный 2 50

коричневый 4 25

вишневый 8 12

зеленых светло-зеленый 3 33

темно-зеленый 6 16

синий 9 11

желтых желтый 5 20

оранжевый 10 10

черных черный 7 14

Существуют упрощенные наборы палочек для работы с дошкольниками, которые включают 144 и 119 счетных палочек.

Это -25 белых 9 – фиолетовых

-20 розовых 8 – черных

-16 голубых 7 – бордовых

- 12 – красных 5 – синих

-10 – желтых 4 – оранжевых

Набор палочек несложно изготовить самостоятельно, в таком случае они будут плоскими, а не в форме параллелепипеда, как в оригинале. Палочки изготавливают из цветного плотного картона шириной 2см и разной длины:2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20 см. Такие большие палочки будет удобно брать малышу. Некоторые родители рисуют на каждой палочке цифру, которая соответствует длине палочки. Но это в корне неправильно, потому что согласно методике работы с палочками Кюизенера дети должны учиться соотносить размер палочки с цифрами. Постепенно дети понимают, что у каждой палочки есть свое неизменное число, поэтому на примере палочек им в последующем будет легче учиться арифметическим действиям. Если к изготовленным палочкам прикрепить магнит, то заниматься можно на магнитной доске, что всегда интереснее для детей.

Задания, которые можно выполнить с картонными полосками, довольно ограничены – плоский вариант не предусматривает возведение объемных фигур. Тем не менее, картонный вариант исполнения палочек Кюизенера также популярен и подойдет для знакомства с методикой.

Очень эффективно сочетать между собой купленные палочки и сделанные своими руками.

Палочки Кюизенера могут храниться в отдельном пакете или коробке, но лучше всего – если это будет специальная коробка с отсеками, предназначенными для каждой палочки. В этом случае по завершении игры ребенок должен будет правильно подобрать «домик» для разноцветного семейства и сложить все палочки аккуратно. Интересно, что цвета палочкам присвоены не случайно, похожие цвета образуют семьи, каждая из которых кратна определенному числу.

Например, Розовая, красная, бордовая (2,4,8) – это красная семья, числа которой кратны двум.

-Голубая, фиолетовая, синяя(3, 6, 9) – это синяя семья, числа которой кратны трем.

-Желтая и оранжевая (5, 10) – это желтая семья, числа которой кратны пяти.

-Белая (1) – белая семья.

-Черная (7) – черная семья.

В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Самая короткая палочка обозначает единичку, палочка в два раза длиннее – двойку и так далее.

Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной.

Благодаря выделению цвета и длины палочек ребенок в процессе манипуляций начинает понимать, что число является результатом счета и измерений.

Задачи:

-Познакомить с понятием цвета (различать по цвету, классифицировать по цвету).

-Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине).

-Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда.

-Осваивать прямой и обратный счет.

-Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел).

Помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания.

-Научить делить целое на части и измерять объекты.

-Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

-Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.).

-Развивать логическое мышление, внимание, память речь.

-Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Игры с палочками Кюизенера можно разделить на 2 этапа.

Игровой – палочки используются в качестве материала для игр (ребенок играет с ними как с самым обычным конструктором или мозаикой : строят лесенки или выкладывают фигуры). Для начала будет достаточно простого ознакомления: пускай ребенок возьмет палочки в руки и рассмотрит. Такое простое задание само по себе полезно: оно развивает мелкую моторику и зрительное восприятие. Чуть позже действия можно дополнить комментариями: это палочка красная, она длинная. А это палочка белая, она короткая. Для ребенка будет понятнее, если мы постараемся донести эти понятия через сказку: например, выстроить разноцветный заборчик для трех поросят. Например, у Ниф-нифа будет маленький белый заборчик, у Наф-нафа в 2 раза больше и длиннее – розовый, а у Нуф-нуфа – самый длинный и высокий – оранжевый.

Следующий шаг – освоение сравнений и понятия части и целого. Например, Чебурашка очень любит есть конфеты. Он может выбрать: либо полакомиться одной синей конфеткой, но большой, либо большим количеством белых конфет, но маленьких. Какие конфеты выберет Чебурашка? Сколько белых конфет помещается в одну большую синюю? Таким образом, мы подводим к азам счета.

Другие примеры заданий на начальном этапе:

-Разложи палочки по длине и цвету.

-Попросите ребенка положить столько же палочек и такого же цвета, как у вас.

-Выложите несколько палочек в ряд, дайте пару секунд, чтобы ребенок их запомнил. Попросите его отвернуться – и уберите из ряда одну палочку. Ребенок должен догадаться, какая палочка пропала.

-Перемешайте все палочки Кюизенера. Попросите ребенка разложить их по цветному признаку по стопкам с указанием цвета.

помощью красной палочки измерьте длину окружающих предметов: стола, книги, кровати.

-Выложите фигуру и попросите ребенка сделать такую же.

-Попросите ребенка с закрытыми глазами найти 2 палочки разной длины. Дайте подсказку, какого цвета одна палочка. Сможет ли он догадаться, какого цвета другая палочка?

-На сколько одна палочка длиннее другой?

-Попросите ребенка выбрать из набора самую короткую и самую длинные палочки.

Обучающий – выступает в качестве универсального математического пособия, позволяющего «через руки» (то есть наглядно) сформировать у ребенка понятие числовой последовательности и состава числа. Дети в буквальном смысле учатся «чувствовать» числа, то есть обучение проходит не через абстрактные понятия, которые для малышей пока очень расплывчаты, а через практику.

Палочки Кюизенера помогут освоить дробные числа. Например, возьмите палочку красного цвета, обозначающую число 4. Сколько розовых палочек в неё помещается и соответственно, какую часть составляет розовая палочка от красной?

Сколько голубых палочек помещается в красную палочку и какую часть голубая палочка составляет от целого? Это3/4

Палочки Кюизенера – простая «визитная карточка» таблицы умножения. Начнем с белой палочки, обозначающей число один. Если ее взять в единственном числе, то и получится число один. Если взять десять белых палочек, получится уже число 10, которое нужно проверить «правильной палочкой».

Другие примеры заданий на 2 этапе:

-Возьми несколько белых палочек и придвинь их близко друг к другу в ряд. Найди аналог в наборе.

-Вы называете число – ребенок находит палочку соответствующего цвета. Вначале числа можно называть по порядку, далее – задача усложняется, числа идут вразбивку.

-Возьмите самую короткую палочку, Какого она цвета? Белая палочка – это единица, число «один».

-К цветной палочке необходимо подобрать её аналог, изображенный на карточке в виде числа.

Палочки Кюизенера можно использовать в изучении языка. Вот таким образом показываем ударение и соответственно разделяем слоги. Ком-на- та, со-ба-ка.

Палочки Кюизенера служат понятной иллюстрацией для сравнительных прилагательных. Например: длинный, длиннее, самый длинный.

Выбор упражнений с использованием счетных палочек Кюизенера осуществляется с учетом уровня развития и возможностей детей, а также их интереса к решению тех или иных задач. Например, для детей младшего возраста можно предложить задания в форме игровой мотивации (починить забор, построить лесенку и т. д.). Для детей постарше можно выбрать задания в виде соревнований (кто быстрее построит лабиринт, найдет нужное число и т. д.).

Существует множество вариантов упражнений для работы с палочками. Все задания можно распределить по блокам:

1. Задания на ознакомление с палочками.

Найди и покажи такую же палочку, как у меня:

Найди самую длинную или короткую палочку.

2. Задания на изучение цвета.

Построй квадрат из красных палочек, а затем из голубых, какой больше?

Выложи палочки по схеме : красная, желтая, красная, желтая.

3. Задания на измерение.

Попросите ребенка найти любую палочку, короче синей, но длиннее желтой;

Из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая или синяя.

4. Задания на построение.

Попросите ребенка построить предмет, используя шаблон.

5. Задания на состав числа.

Попросите найти большую палочку равную сумме двух маленьких.

6. Логические задания с палочками.

Расположи палочки так, чтобы белая была между красной и синей, а синяя рядом с черной.

Палочки Кюизенера - не так просты, как кажется.

Чтобы аккуратно составить самый простой узор из палочек, нужно хорошо контролировать работу ведущей руки, потому что палочки легко сдвигаются, а задеваешь их всякий раз, когда рядом пытаешься положить ещё одну палочку. Работая с палочками хотя бы 5-10 минут в день, вы очень скоро порадуетесь - насколько точными станут движения руки ребенка.

Главная отличительная особенность цветных чисел Кюизенера заключается в том, что ребенок осваивает простейшие математические понятия в игровой форме. А значит, математика будет ассоциироваться у него с веселым и увлекательным занятием, позволяющим проявлять свою фантазию и творческий подход. Нужно отметить, что сам автор рекомендовал начинать занятия по своей методике с детьми в возрасте 1 года. При этом он не один раз подчеркивал (и практика это доказала, что его разработка будет одинаково интересна как детям в возрасте 1-2 лет, так и школьникам 8-9 лет.

Практически все специалисты единогласно утверждают, что недостатков у палочек Кюизенера нет, кроме одного - это необходимость систематических совместных (взрослый – ребенок) занятий со счетными палочками. В противном случае эффект будет практически не заметен.

Методика Кюизенера – универсальна, она не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет.

Палочки Кюизенера просты и понятны детям: они привыкают к ним ещё совсем в раннем возрасте и уже воспринимают в качестве игрового материала, а не видят в них скучное заучивание чисел.

Помимо явной эффективности обучения методики, палочки Кюизенера задействуют ещё и ряд пограничных областей: развивают мелкую моторику, речь, зрительное и пространственное восприятие, стимулируют воображение, приучают к порядку.

Необходимо выполнять некоторые заповеди:

-поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать новое;

-избегать отрицательных оценок результатов деятельности ребенка;

-сравнивать результаты работы ребенка только с его же собственными достижениями;

-никогда не заставляйте ребенка заниматься, если он того не хочет;

-учитывайте возраст ребенка.

Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников с помощью палочек Кюизенера»
Фото «Развитие речи дошкольников с помощью палочек Кюизенера»
Консультация для родителей - фото
Публикации по теме:

Использование Палочек Кюизенера. Цветные числа — средство развития мыслительной активности дошкольниковИспользование Палочек Кюизенера. Цветные числа — средство развития мыслительной активности дошкольников Палочки Кюизенера – универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей, основные особенности - абстрактность,.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в возрасте от 1.5 лет с помощью лепки»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в возрасте от 1.5 лет с помощью лепки» Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук в возрасте от 1.5 лет с помощью лепки" Не редко у детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей с помощью тестопластики»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей с помощью тестопластики» Все родители хотят видеть своего ребёнка здоровым, счастливы, активным, умным, и делают для этого всё необходимое. Кормят его здоровой пищей,.

Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников в играх» Усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее в игре, чем на занятиях. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они.

Консультация «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников с помощью нетрадиционных форм работы» Файл №1 Тема моей консультации : «Развитие художественно- творческих способностей дошкольников с помощью нетрадиционных форм работы».

Консультация «Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью ДИ экологического содержания» Консультация «Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологического содержания» Автор.

Проект на тему «Развитие связной речи дошкольников с помощью малых фольклорных форм» Один из принципов дошкольного образования - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Использование.

Консультация для родителей «Развитие связной речи у дошкольников» По мере взросления ребенка родители беспокоятся о развитии его творческого потенциала, мышления, логики и порой упускают такую не менее.

Развитие у старших дошкольников монологической речи с помощью специальных дидактических упражнений Автор Ирина Красильщикова Развитие у старших дошкольников монологической речи с помощью специальных дидактических упражнений Вопросы развития.

Развитие выразительности речи дошкольников с помощью театрализации Проблема развития речи у детей дошкольного возраста достаточно широко изучена в педагогической науке и практике. Для всецелого общения детей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников с помощью палочек Кюизенера»
Опубликовано: 11 января 2019 в 15:49
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД