Получи документы

Консультация для родителей «Развитие речи в возрасте 4–5 лет»

Эльвира Юрженкова
Консультация для родителей «Развитие речи в возрасте 4–5 лет»

Возрастные особенности усвоения звуковой стороны речи детей 4-5 лет

Основной задачей воспитания ЗКР у детей младшего возраста является обучение их правильному произношению звуков, отчетливому и внятному произношению слов. Поэтому наша работа сейчас направлена на уточнение и закрепление правильного произношения звуков. Характерной особенностью становления звуков в возрасте 4-5 лет является неустойчивость артикуляции при их произношении. Как правило, к трём годам ребёнок должен овладеть всей системой звуков родного языка. Исключения могут составить шипящие звуки (ш, ж, сонорные (р., л, свистящие (с, з). В результате наблюдений (в течение полугода) за детьми, мы выявили, что большинство детей в нашей группе имеют разный уровень речевого развития : к сожалению, никто не говорит чисто и правильно, большинство детей говорят недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки, недостаточно открывают рот, слабо артикулируют звуки. Это не патология, а только то, что у детей медленно развивается моторика речевого двигательного аппарата. Поэтому, одной из важнейших задач в младшем возрасте является выработка лучшей координации органов артикуляционного аппарата детей. В этом нам поможет регулярное проведение артикуляционной гимнастики (несколько комплексов упражнений Вам были уже предложены ранее). Заниматься перед зеркалом необходимо ежедневно 2-3 минуты. Голосом дети также недостаточно умеют владеть (менять громкость и скорость речи, правильно пользоваться средствами интонационной выразительности). Нужно приучать детей уже сейчас слышать и внимательно слушать речь окружающих, т. е. развивать слуховое внимание. Для этого можно использовать различные шумовые игрушки и игры (бумага, ложка, барабан, молоточек, колокольчик и др.). Например, ребёнок садится к вам спиной, а вы производите звуки различными предметами. Ребёнок должен угадать – что это за звук? Дети в этом возрасте часто говорят тихо или, наоборот, крикливо, не умеют говорить шепотом. Поэтому следующая задача, которая стоит перед нами – научить детей пользоваться голосом с различной силой (говорить громко, умеренно, тихо, т. е. развивать голосовой аппарат. Для этой цели можно использовать игрушечные наборы животных разных размеров. Играя с ними в такие игры, как «Угадай, кто кричит?», «Большой - маленький» мы учим ребёнка произносить звукоподражания голосом различной высоты, силы и тембра, например, как мяукает кошка, а как котёнок? Развитие слухового восприятия – важная предпосылка для формирования звуковой стороны речи. Немаловажную роль в правильном произношении звуков имеет и речевое дыхание. Так как для произношения некоторых звуков требуется достаточной силы выдох (в, ф, с, з и др.). У детей нашего возраста, как правило, выдох ослаблен, укорочен. С целью развития речевого дыхания мы проводим дыхательную гимнастику, где дети делают вдох носом, а на выдохе произносят определённый звук. В домашних условиях рекомендуем сдувать «снежинки» с ладони (ватный комочек, мыльные пузыри и др. Таким образом, воспитание ЗКР у детей младшего возраста направлено на усвоение, закрепление правильного произношения звуков, на выработку отчетливого и внятного произношения слов и фраз, на укрепление голосового и артикуляционного аппарата, на развитие слухового восприятия.

Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи в возрасте 4–5 лет“» размещена в разделах

Невозможно учить ребенка только словами, не используя игрушки и игровые материалы. Играя с игрушками, ребёнок обучается новым навыкам, поэтому они должны быть интересными и достаточно сложными, соответствовать возрасту и уровню развития ребёнка.

Одна и та же игрушка или игра может послужить для достижения разных целей. Далее хочу предложить игрушки и игры, которые могут быть использованы Вами в домашних условиях для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, которые будут учить детей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить слова различной структуры, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания. Игрушки и игры для развития речи детей 4-5 лет.

Наборы игрушек (животных, птиц) - для уточнения произношения в звукоподражаниях: Му-у-у, Иго-го, Бее-е, Мяу-мяу, Гав-гав и т. д. («Угадай, кто кричит?», «Большой - маленький» - произношение звукоподражаний голосом различной высоты, силы и тембра, например, как мяукает кошка, а как котёнок); - для организации сюжетно-ролевых игр («Зоопарк», «Ферма»)

Кубики– развивают мышление, умение работать по образцу, зрительную память. Вопросы по картинкам на кубиках: - Что это? Где растёт? Какого цвета? Какой формы? Что из этого можно приготовить? - Кто это? Какие части тела у него есть? Где живёт? Как зовут детёныша, его маму и папу? Чем питается?

Пластилин и паста для лепки - развивают моторику, цветовое восприятие, воображение. - Учите ребёнка катать шарики и колбаски, делать из них лепёшечки и колечки – игра «Угощение для Мишки» (шарики - «ягодки», «яблочки», лепёшки – «печенье»); размазывание пластилина по основе и вдавливание в него зёрен гороха, фасоли, макарон, бусин в виде различных фигур и предметов.

Мягкие игрушки, игрушки, надевающиеся на руку (варежка) и на палец (пальчиковые игрушки) : - развивают моторику, интонацию голоса, звукоподражательные навыки. - используются для проигрывания знакомых сказок.

Звучащие игрушки - погремушки, пищалки, игрушечные музыкальные инструменты: - развивают слуховое внимание ребёнка, заставляют его прислушиваться к звукам. - Игры: «Угадай, на чём играю?», «Что за звук?», «Угадай, что делаю?»

Мелкий конструктор, заводные игрушки, шнуровки, мозаика, пазлы, наборы бижутерии для девочек -- Развивают мелкую моторику, помогают формировать представление о «целом» и «части», развивают у ребёнка воображение, вырабатывают усидчивость.

Игрушки и предметы из различных материалов (деревянные, пластмассовые, меховые, тканевые, вязаные, металлические и т. д.) - Обогащают словарный запас (активный и пассивный) словами-названиями предметов и их частей, признаков. - Игры: «Чудесный мешочек», «Узнай игрушку по описанию» ("Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко» - зайчик); «Назови части целого» (кот - туловище, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы).

Детское лото и другие настольно-печатные игры - закрывая картинки на листе маленькими карточками, можно одновременно преследовать несколько дидактических целей. Итак, Несколько способов использования детского лото для развития речи и усвоения звуков :

Проговаривание названий картинок четко и внятно. Когда все картинки уже закрыты – вспомните их и назовите: развитие памяти. Назовите каждое слово на картинке ласково: мячик, белочка. Назови два-три действия, связанных с картинкой: прыгает, скачет, катится. Назовите 2-3 признака предмета, изображенного на картинке: круглый, красный, резиновый. Пусть игры будут простыми и совсем короткими. Даже 5 минут достаточно! Но всегда стремитесь, чтобы ребёнок доводил начатое дело до конца. Каждая игра – это общение с ребёнком, это школа сотрудничества, в которой ребёнок учится радоваться успеху, переносить неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка – только в этом случае игры принесут пользу для развития ребёнка. Играйте всей семьёй, хоть на несколько минут откладывая свои дела. И напоследок хотелось бы дать вам несколько советов: Вы должны обращать внимание и на собственную речь, так как ребёнок подражает взрослому. Поэтому говорите с ребёнком неторопливо, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на «детский язык», т. к. это нередко тормозит развитие речи ребёнка. Взрослые должны предъявлять ребёнку образец правильной речи; Каждый день читайте ребёнку стихи и сказки по возрасту, не сердитесь, если придётся много раз читать одну и ту же книгу, поддерживайте познавательный интерес; рассматривайте картинки в книгах, задавайте вопросы о прочитанном;

Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы;

Обязательно поправляйте речевые ошибки, допущенные ребёнком (согласование слов в предложении, употребление предлогов) Во время общения приучайте ребёнка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает правильную артикуляцию звуков; Называйте всё, что видит или делает ребёнок;

Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие речи и мелкой моторики ребенка с помощью конструирования из деревянных кубиков»Консультация для родителей «Развитие речи и мелкой моторики ребенка с помощью конструирования из деревянных кубиков» Цель: помочь родителям привлечь своих детей к приобретению конструкторского опыта. Задачи: 1. Развивать с помощью конструирования активный.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для родителей «Развитие речи детей 3–4 лет» Развитие речи дет"ей 3-4 лет происходит особенно быстро. Ребёнок к 3годам почти усваивает свой родной язык. активный словарь доходит до 100.

«Развитие речи детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Развитие речи детей дошкольного возраста растет пропорционально накоплению нового опыта и наблюдений. Малыш начинает учиться сравнивать,.

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста» Развитие речи детей в первые годы жизни имеет очень интенсивный характер. Ранний возраст – это уникальный период в жизни человека. Задача.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Памятка для родителей «Развитие речи — главное в этом возрасте» В возрасте 2 – 3 лет, ребенок растет, через общение он познает мир. В детском саду детям помогают воспитатели, но дома Вы и только вы: мама.

Развитие речи детей 4–5 лет. Консультация для родителей Развивая речь - мы вступаем на путь познания Развивая мысль - мы приближаемся к знанию А. П. Кондарев Речевое развитие - одна из важнейших.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрастеРазвитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие речи в возрасте 4–5 лет»
Опубликовано: 12 апреля 2021 в 14:48
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД