Татьяна Кузянина
Консультация для родителей «Развитие тонкой моторики у детей 3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители! Всем нашим деткам исполнилось по 3 года. Это важный рубеж в их жизни. Они поднимаются на новую ступень своего развития. Именно в этом возрасте воспитатели стараются заложить полноценный фундамент предпосылок физического, умственного и нравственного развития ребенка. Важное значение для общего развития детей имеет развитие манипулятивной деятельности. И на этой консультации мы хотим вас познакомить с приемами развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие тонкой моторики у детей 3 лет“» размещена в разделах
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», - говорил В. Сухомлинский.
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга», - писал И. Павлов.
Так, что же такое, тонкая моторика и как ее развить у наших малышей?
Ссылаясь на данные многих методических пособий, тонкая моторика – разновидность движения, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения требуют специального развития. Развитие тонкой моторики ребенка связано с его общим физическим и нервно – психическим развитием, поэтому ребенку необходимы разнообразные физические упражнения, занятия физкультурой.
Ребенок не говорит или говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит два – три слова. Другие спокойные, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит своих сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются. Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к обучению в школе.
Помните такие строчки: «Наши пальчики писали,
Наши пальчики устали»?
Как же в садике мы помогаем развивать тонкую моторику рук?
Это продуктивная деятельность: лепка, рисование, аппликация, конструирование. Мы учим детей правильно держать карандаш, кисть; рисовать предметы, состоящие только из прямых линий, или предметы округлой формы. Лепим снеговиков или бараночки для мамочки. Малыши трех лет не могут еще вырезать детали для аппликации, но с удовольствием наклеивают готовые формы, чтобы создать целое изображение. Большую лепту в развитие тонкой моторики рук вносит и трудовое воспитание. К сожалению, многие родители считают, что дети трех лет еще маленькие, чтобы выполнять какие-либо поручения по дому. В садике дети вместе с воспитателем расставляют стульчики, убирают игрушки на свои места, учатся ухаживать за нашими комнатными растениями, начинают дежурить по столовой и т. п. При формировании навыков самообслуживания нам тоже нужны умелые и ловкие ручки. На наших занятиях, чтобы снять психоэмоциональную нагрузку, мы используем физкультминутки и пальчиковые игры. Двигательный и игровой компонент физкультминуток и пальчиковых игр способствует не только повышению двигательной активности, но и физическому, психическому и речевому развитию.
Пальчиковые игры – прекрасный способ развлечь малыша и с пользой провести время в очереди в поликлинике, во время путешествия на поезде, но и в обычных домашних условиях. С помощью пальчиков передают события сказок и стихов - получаются своеобразные инсценировки. При проведении пальчиковых игр важно придерживаться принципа, который связан с возрастными особенностями речевого развития детей : примерно до 4-5 лет дети только действуют пальчиками, а текст говорит взрослый; старшие дошкольники начинают сопровождать такие игры словами.
Какие же упражнения в домашних условиях помогут развить тонкую моторику рук? На этом этапе полезно учить ребенка лазить по шведской стенке, кататься на трехколесном велосипеде, прививать ребенку навыки одевания и раздевания. Детям нравится демонстрировать свою силу. Попросите ребенка крепко сжать вашу руку, перетянуть пальцами ваши пальцы (поочередно сгибать и разгибать каждый палец). Полезны и увлекательны игры на выкладывания узоров (со шнурками, камешками, пуговицами, крупными семенами). Продолжаем учить детей рисовать по шаблону, правильно штриховать, раскрашивая картинки. Предложите ребенку помочь вам собрать бусинки на нитку, расстегнуть пуговицы, молнию, завязать бант куколке. Заинтересует малыша и пальчиковый театр, оригами, разрывание бумаги на мелкие кусочки и создание аппликации. Волшебные счетные палочки помогут малышу создать изображения предметов, интересных для него. Комплексы пальчиковых игр вам помогут подобрать воспитатели. Очень важны эти игры для развития творческих способностей: если ребенок осваивает какую-нибудь одну пальчиковую игру – инсценировку, он обязательно будет стараться придумывать новую для других стишков и песенок.
Литература:
1. «Родительские собрания в детском саду» (младшая группа) С. В. Чиркова.
2. «Физкультурные минутки в детском саду» И. Е. Аверина.