Юлия Саломатина
Консультация для родителей «Развиваем активный словарь дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей "Развиваем активный словарь дошкольников".
У детей старшего дошкольного возраста достаточно большой запас слов. Это главным образом слова основного словарного фонда языка, т. е. общеупотребительные слова, необходимые для общения. Конечно, не все дети в полной мере владеют таким богатством и самостоятельно им пользуются. Уровень развития речи дошкольников различен. Одни дети свободно распоряжаются словарным запасом; у других активный словарь небольшой, хотя значительное количество слов хорошо понимается (пассивный словарь).
Публикация «Консультация для родителей „Развиваем активный словарь дошкольников“» размещена в разделах
Некоторые дети употребляют слова и выражения некстати, неточно понимая значение, смысл слова. Необходимо, чтобы дети сознательно усваивали слова, доступные для их понимания устойчивые словосочетания, чтобы они понимали многозначность слов и их различные оттенки, образное употребление слов.
Смысл слова дети усваивают в неразрывной связи с постижением окружающего. Непосредственный опыт ребенка служит основой для усвоения новых знаний, для осознания отвлеченных понятий. В младшем и среднем дошкольном возрасте на основе накопления представлений о единичных предметах дети научились объединять предметы по их назначению и признакам, усваивать видовые и родовые понятия (медведь, лиса, заяц – животные; чашка, тарелка – посуда).
Сейчас родовые понятия дифференцируются: животные – домашние и дикие; посуда – столовая, кухонная, чайная. Вместе с тем нужно продолжать учить детей определять и правильно называть предметы и их качества, в частности материал, из которого сделан предмет (стеклянный, деревянный, металлический, пластмассовый, резиновый). Как можно провести с ребенком такое занятие?
Пособия для занятия: стакан, баночка, пластмассовая крышка, пирамидка, матрешка, ножницы, ложки (деревянные и металлические, вилка; пластмассовые игрушки: зайчик, кукла; резиновые: мяч, носорог.
Взрослый ставит на стол стеклянные предметы: стакан, баночку. Вопросы взрослого к ребенку: что ты видишь на столе? Из какого материала сделаны эти предметы? Как одним словом можно сказать, какие это предметы?
Далее взрослый ставит на стол деревянные предметы: пирамидку, матрешку, ложку. Также задает ребенку вопросы: что ты видишь на столе? Из какого материала сделаны эти предметы? Как одним словом можно сказать, какие это предметы? Аналогично на стол выставляется следующие группы предметов. Затем взрослый предлагает ребенку послушать и отгадать загадки про предметы из разных материалов.
Также необходимо продолжать укреплять умение оценивать предметы и явления по сходству и различию (чем предметы похожи? чем не похожи). Взрослый описывает предмет, а ребенок по описанию отгадывает, что это такое. Специалистами разработана система упражнений, предусматривающих обогащение словаря ребенка. Приведем некоторые из этих упражнений.
1. Подбор определений и эпитетов: Собака. Какие бывают собаки? (большие, маленькие, лохматые, умные, охотничьи, пожарные).
2. Узнавание предмета по эпитетам. Зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная – что это? (береза).
3. Подбор действий по предмету. Ветер что делает? (воет, пыль поднимает, листья срывает).
4. Подбор предмета к действиям. На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет – что это? (солнце).
5. Подбор к действию объектов. Кто и что плавает? Летает?
6. Подбор обстоятельств. Учиться можно как? (хорошо, прилежно, лениво).
7. Подбор синонимов: большой, огромный, громадный.
8. Нахождение пропущенных слов. Пришел почтальон, он принес … Дворник взял метлу, он будет …
9. Распространение и дополнение предложений. Дети идут. (Куда? Зачем)
Все эти упражнения помогают не только расширить словарь ребенка, но и сделать его более активным. Для того чтобы слова входили в активный словарь, необходимо их многократное повторение.
Большое влияние на обогащение детского словаря оказывает художественная литература. Однако и те слова, которые ребенок услышал в сказке, стихотворении, необходимо повторять в самых разнообразных сочетаниях с другими словами, только тогда дети будут обогащать словарь и усваивать строй родной речи, начнут свободно использовать эти слова в своей речи.
Использованная литература: Мир детства. Дошкольник / Под ред. А. Г. Хрипковой.