Марина Викторовна Нефёдова
Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику дошкольника через художественное творчество»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа №368 «Лосиный остров»
Подготовил:
Воспитатель Нефедова М. В.
«Развиваем мелкую моторику дошкольника через художественное творчество»
Публикация «Консультация для родителей „Развиваем мелкую моторику дошкольника через художественное творчество“» размещена в разделах
Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. На первом этапе обучения дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно-двигательной координации.
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский в свое время отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». И действительно огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка. Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения пальцев кистей рук.
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, речь.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться как можно раньше, задолго до поступления ребенка в школу.
Большое значение в развитии мелкой моторики рук имеет художественное творчество : лепка, аппликация, рисование, оригами. В процессе, которых ребенок осуществляет действия с различными материалами и инструментами позволяющими овладеть сложными, дифференцированными навыками и умениями, развивающими силу мышечных усилий, ручную умелость.
Актуальной задачей в настоящее время является развитие у дошкольников художественно-творческих способностей. И это не может рассматриваться только в рамках детского сада. Процесс развития творческих способностей детей родители могут видеть в детском саду. Для этого организуются выставки творческих работ детей. Благодаря чему ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно. Однако большое значение для развития творческих способностей имеет семья. Хорошо если ребенок в семье имеет возможность развивать такие способности.
Рисование - одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова.
Предлагайте детям разнообразные задания: книжки-раскраски, дорисовывание, штриховки, игры-обводки. Обводить можно все что угодно. Особенно подходят для этого формочки для выпечки печенья, кексов. Если ребенок неохотно рисует кисточкой, предложите ему порисовать пальцами. Для этого используются специальные пальчиковые краски. Можно предложить порисовать пористыми губками, маленькими резиновыми мячами. Есть специальные «печатки», которыми дети с удовольствием пользуются. Порисовать можно палочкой или пальчиком на крупе, на песке, на снегу и т. п. Дайте волю Вашей фантазии и получите массу положительных эмоций Вы и Ваш ребенок. Ребенок обожает играть с бумагой. Просто надо направить процесс в нужное русло и предоставить безопасную бумагу. Ребенок резким движением рвет бумагу, не обращая внимание на форму обрывков. Можно подбрасывать кусочки бумаги, как будто это листья, снег и т. д. а можно обратить внимание, на что похож тот или иной кусочек, составить из них узор, наклеить. В дальнейшем предложите детям смять порванные кусочки, скатать их в шарики – вот уже получились снежные комочки, которые можно бросать в цель: бусинки и т. д. а можно из комочков сделать аппликацию: снеговую тучу, снеговика… Идеальный материал для комочков и для ярких аппликаций – это цветные салфетки.
При сминании и разрывании бумаги ребенок узнает не только свойства этого материала, но согласует свои действия и усилия.
Можно предложить ребенку складывать из бумаги разные фигурки – оригами. Оригами позволяет ребенку все «почувствовать» и «прощупать пальчиками». Кроме того доступность бумаги, как материала, легкость ее обработки – все это привлекает детей.
Занимаясь лепкой ребенок знакомится с объемной формой предмета, у него формируется навыки работы двумя руками, скоординированность движений. Удивительно, но лепка дает тот же эффект, что и массаж рук.
Лепить можно не только из пластилина, но из теста, глины, специальной массы для лепки. Сейчас очень много разных материалов.
Попробуйте полепить сами и почувствуйте, что это очень приятно и интересно, вы можете с малышом создавать удивительные шедевры. Отщипываем кусочки и раскатываем их между ладонями – колбаски для щенков, бревнышки для домика. Свертываем столбик в кольцо и соединяем концы – баранки для куклы, колечки для пирамидки. Закручиваем столбики – улитки, булочки и т. д.
А какие возможности открывает перед ребенком пластилинография. Принцип которой заключается в создании лепной картины. Основными инструментами в пластилинографии являются руки ребенка. Данная техника позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей.
Поделки, выполненные вместе с детьми – это не только отличный способ провести время, но и возможность развиваться, создавая удивительные произведения и подарки своими руками.
Таким образом, выполняя руками творческую работу любого направления, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Практика показывает, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями, дает положительный результат и благотворно влияет на интеллектуальные способности детей, их речевую деятельность и определяет успешность освоения детьми изобразительных, конструктивных, трудовых умений, развития первоначальных навыков письма, что в свою очередь постепенно подготавливает воспитанников к школе.
Список литературы:
1. Анучина Н. А. Таланты детей на кончиках пальцев. //Ребенок в детском саду, №2., 2006г.
2. Афанасьева С. Аппликация из мозаики. //Дошкольное воспитание, №7, 2006г.
3. Гатанова Н. В. Развиваю мелкую моторику. С. -П., 2000г.
4. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. –М. : Издательство «Скрипторий 2003»
5. Жукова О. Дошкольный возраст : о развитии ручной умелости. //Дошкольное воспитание, №8., 2008г
6. Жукова О. Развитие руки : просто, интересно, эффективно. //Дошкольное воспитание, №6., 2006г
7. Киселева В. Развитие тонкой моторики. // Дошкольное воспитание, №1.,2006г
8. Кольцова М. М. Развитие моторики, 2004г
9. Кошелев В. М. Художественный и ручной труд в детском саду. –М. : «Просвещение» 2002г
10. Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. Аппликация. – Ярославль: Академия Холдинг, 2002г
11. Строгонова И. А. Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребенка.
12. Рогожина Е. Упражнения на развитие мелкой моторики. //Дошкольное воспитание, №9 1998г
13. Электронные ресурсы.