зайцева елена
Консультация для родителей: развиваем память и внимание.
▼ Скачать + Заказать документы
Внимание – один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе. Многие проблемы, возникающие в учении, особенно в начальный его период, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания.
Публикация «Консультация для родителей: развиваем память и внимание,» размещена в разделах
Ребенок не только должен сосредоточиться на объяснениях учителя и выполнении заданий, но и удерживать свое внимание в течении всего урока, а это много! Малыш также не должен отвлекаться на посторонние дела - а иногда так хочется поговорить с соседом или порисовать новым фломастером.
Успехи вашего ребенка в школе во многом зависят и от его памяти.
Маленькие дети запоминают много самой различной информации. Достаточно прочитать малышу стихотворение несколько раз, и он уже сам рассказывает его наизусть. Однако, память маленького ребенка непроизвольна, то есть он запоминает то, что запомнилось, потому что было интересно. В школе ребенку придется запоминать большие объемы информации. Он должен запомнить не то, что интересно, а то, что нужно, да еще столько, сколько нужно.
Возрастные особенности
5-6 лет
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течении 20-25 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым (отобрать несколько фигур определенной формы).
Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства (в качестве подсказки могут выступать схемы, рисунки).
6-7 лет
К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности зависит от ее привлекательности для него.
В 6-7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им без специальной цели запоминать достаточно большой объём информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания – повторение (шепотом, либо про себя). Также ребенок может использовать более сложный способ - логическое упорядочивание (разложить запоминаемые картинки по группам). Ребенок начинает использовать новое средство – слово: с его помощью он анализирует запоминаемый материал. Но, несмотря на возросшие возможности детей 6-7 лет целенаправленно запоминать информацию, непроизвольное запоминание остается наиболее продуктивным до конца дошкольного детства.
Игры на развитие памяти и внимания
Игра «Что изменилось?»
Описание: разложить на столе несколько предметов, знакомых ребенку. Попросить его отвернуться и убрать один из предметов. Предложить ребенку посмотреть назвать недостающий предмет. Можно поменять игрушки местами, добавить то, чего не было, заменить один предмет другим, заменить предметом отличающимся цветом или размером (красный кубик поменять на желтый, крупную деталь от конструктора - на мелкую и т. п.).
Игра «Хлоп» («Топ»)
Описание: взрослый перечисляет предметы, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если взрослый назовет животное, или топнуть ногой если услышит слово «дом». Более сложный вариант: ребенок должен хлопнуть в ладоши, если взрослый назвал предмет, который может быть красного цвета.
Игра «Посмотри и сделай так же»
Взять любую раскраску, выбрать крупный одиночный предмет и закрасить одну его половину. Предложить ребенку раскрасить вторую часть точно так же, как раскрашена первая.
Игра «Волшебный сундучок»
Описание: положить в коробку несколько разных предметов. Взрослый говорит: «Я нашла волшебный сундучок! Давай посмотрим, что же там лежит». Доставая предметы по одному, можно дать им краткую характеристику: «Смотри – это мяч, какой он круглый, красный! А вот – машина, она с кузовом и колесами. Да здесь еще и лото есть. Какое оно разноцветное, с разными картинками! И еще ложка, большая папина ложка» сложить все предметы в коробку и предложить ребенку угадать по описанию предмет. «Она с кузовом и с колесами; оно разноцветное и с картинками и т. п.».
Игра «Съедобное – несъедобное»
Описание: ребенок ловит мяч, если взрослый кидая его, называет съедобный предмет. Если же назван предмет, который съесть нельзя, мяч не ловиться. Так же можно играть, используя тематические группы: живое – неживое, тихое – громкое, птицы – животное и т. п.
Игра «Успей дотронуться»
Описание: предложить ребенку, пока идет счет до 5, дотронуться до «чего-нибудь красного, мягкого, холодного и т. д.» можно усложнить игру, увеличив количество объектов: «Дотронься до двух круглых предметов».
Игра «Я скажу, а ты – запомни»
Описание: предложить ребенку повторить те предметы, которые будут перечислены. Начинать следует с небольшого количества предметов. На первых занятиях можно группировать объекты по темам, например: перечислять предметы посуды, мебели и т. п. В дальнейшем можно увеличить количество перечисляемых предметов, добавлять вещи из разных смысловых групп: диван, стол, чашка, мяч, шапка и т. п.
Игра «Запомни и расскажи»
Описание: рассмотреть с ребенком картинку с простым сюжетом, например: изображение нескольких цветов или деревьев. Убрать картинку и попросить ребенка рассказать то, что он запомнил: сколько было цветов, какого они цвета, где они росли, чем они отличаются друг от друга. В дальнейшем можно подбирать картинки с большим количеством элементов.
Игра «Я быстрее»
Описание: встать рядом с ребенком. Выбрать предмет, находящийся в некотором отдалении. Объяснить ребенку, что победит тот, кто первым дойдет до этого предмета, но делать шаг можно только в том случае, если названо слово из выбранной категории, например: «Все круглое (желтое, мягкое)», «Домашние или дикие животные», «Посуда», «Мебель» и т. п.
Игра «Помнишь ли ты?»
Описание: предложить ребенку перечислить мебель, которая стоит у бабушки в гостиной. Или вспомнить, что находится во дворе детского сада. Для описания можно использовать любые объекты или действия, например: «Помнишь ли ты, что делал клоун в цирке».