Лучший педагог года

Консультация для родителей речевому развитию детей до 3-х лет

Алина Витальевна
Консультация для родителей речевому развитию детей до 3-х лет

Уважаемые родители!

Почему я решила обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка?

Человек не обладает речью при рождении, она формируется и развивается вместе с его ростом и развитием, то есть, практически, всю жизнь. Но это не означает, что речь развивается сама по себе, без участия взрослых. Именно дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи. С помощью речи ребёнок общается с окружающими, соответственно, чем правильнее он будет выражать свои мысли, тем лучше его будут понимать.

Публикация «Консультация для родителей речевому развитию детей до 3-х лет» размещена в разделах

Самая распространенная проблема взрослых — это попытки сравнивать речевые достижения своего ребенка с успехами его сверстников.

Дело в том, что дети в раннем возрасте развиваются «скачкообразно». Они как бы копят знания и умения, тренируются, а потом выдают все разом. Развитие речи имеет два основных направления: восприятие чужой речи и становление собственной. До определенного времени число понимаемых слов значительно превосходит количество активно произносимых. Так, например, к году ребенок может произносить 6-8 слов, а понимать уже 30-50. И взрослые о нем говорят: «Все понимает, а сказать не может».

Задача родителей — активно развивать «пассивный словарь». Ведь пассивный словарный запас — это основа активной речи. Для этого нужно много разговаривать с ребенком, объяснять то, что он видит, рассказывать ему сказки, читать стихи, вместе рассматривать книги и т. п.

Чтобы реально оценивать ситуацию, ребенка нужно сравнивать не со сверстниками, а с ним самим. Если его словарный запас в 1 год был 15 слов и в 1,5 года — 15 слов, это, безусловно, повод задуматься о том, что вы что-то делаете не так. А если день ото дня наблюдается прогресс, пусть, на ваш взгляд, и незначительная, но все-таки есть положительная динамика, то особых поводов для беспокойства нет. У каждого ребенка своя программа развития!

Однако я ни в коем случае не советую вам «расслабиться» и ничего не делать: если вас что-то смущает в речевом развитии вашего ребенка, то лучше перестраховаться и обратиться к специалисту. Для этого они и существуют!

Специалист посоветует помочь малышу в постановке звуков. Для этого необходимо делать дыхательную и артикуляционную гимнастику. Это не занимает много времени (не более 5 минут в день, но при регулярных занятиях помогает тренировать мышцы артикуляционного аппарата и делать большие успехи в правильном произношении звуков и слов.

Приведу пример таких упражнений в игровой форме.

Сказка о веселом язычке

Жил-был Веселый Язычок (улыбнитесь и высуньте язык как можно дальше). Утром рано он вставал, делал зарядку (коснитесь языком уголков рта, затем дотянитесь до носа и до подбородка, чистил зубы (проведите язычком вправо-влево по верхним и нижним зубам, причесывался (зубки сожмите, просуньте язычок между ними вперед и назад). Затем он выходил на свое крылечко полежать на солнышке (удерживайте язык неподвижно на нижней губе под счет до десяти). Потом садился на лошадку (цокайте, с силой прижимая язык к небу, ехал в гости к друзьям. Наступил вечер. Язычок снова сел на лошадку и поехал домой. Он останавливал лошадку вот так ( с силой выдувайте воздух на сомкнутые губы: «тпр-ру»).

Кроме того, очень хорошо выполнять вместе с детьми творческие задания: рисование, аппликацию, лепку, конструирование и другие варианты развития мелкой моторики, что, как известно, способствует активизации речевых центров в мозгу.

Однако иногда бывает и так: вроде и занимаетесь регулярно, а все равно он говорит невнятно, а то и вовсе на «языке жестов».

На это могут быть 2 основные причины.

1. Ребенок ленится выговаривать слова, ведь вы его и так прекрасно понимаете.

2. Ребенок не хочет разговаривать. И это уже более серьезная проблема. В ее основе — протест малыша против не устраивающей его психологической обстановки.

Тут стоит задуматься! Как бы там ни было, все решается. Для устранения первой причины достаточно перестать быть «переводчиком» и «шифровальщиком». Ребенку, безусловно, это не понравится, но даст стимул произносить слова более понятно (иначе же он не получит то, о чем просит). Улучшение психологического климата поможет в решении второй проблемы.

И еще один немаловажный момент, связанный с развитием речи. Когда ребенок научается говорить, родители начинают прислушиваться к тому, ЧТО он говорит, какие слова употребляет. А говорит он то, что когда-либо сам слышал. Так что, уважаемые, следите за речью!

Если малыш еще не заговорил.

Многие детки сталкиваются с трудностями, когда приходит время начинать говорить. Кто-то произносит только несколько звуков и не может освоить остальные, а кто-то упрямо говорит лишь «по-своему». Как правило, во всех других отношениях эти малыши развиваются хорошо.

В чем причина?

• Таким образом могут выражаться неполадки в работе нервной системы. Между двумя и тремя годами дети активно наращивают свой лексический запас, и обычно даже самые упорные молчуны начинают говорить в 2,5 года. В противном же случае врач имеет все основания, чтобы поставить диагноз «задержка развития речи».

• Прежде всего вам необходимо убедиться, что у ребенка нет проблем со слухом. А потом перейти к освоению речи в доступной ему форме. На этом этапе лучшей тактикой может оказаться звукоподражание.

• Если вашему малышу исполнилось 2 года, а он еще не начал говорить, обратитесь к неврологу и логопеду, чтобы убедиться, что структуры его голосового аппарата, отвечающие за произношение звуков, не нарушены. Вспомним основные моменты сказанного: С двухлетним малышом нужно проводить специальные занятия по развитию речи :

• показывайте ребенку предметы и называйте их;

• называйте и показывайте действия с игрушками;

• показывайте и объясняйте картинки с изображением отдельных предметов и действий;

• рассказывайте малышу короткие стишки и заучивайте их вместе с ним;

• дети очень любят чистоговорки. Выучите их вместе с ребенком и повторяйте почаще, но используйте в них только правильно произносимые малышом звуки.

• играйте с малышом в игры-поручения («принеси», «найди») и др.

Помните о том, что слово-название, которое ребенок должен усвоить, нужно выговаривать выразительно, медленно, с паузами, повторяя много раз, и сопровождать соответствующими движениями. Вам необходимо обеспечить дальнейшее восприятие речи окружающих. Малыш должен научиться понимать смысл речи не только при наглядной ситуации, но и вне ее.

Вам следует совершенствовать активную речь ребенка — обогащать словарь, пользоваться при разговоре всеми частями речи, правильно произносить звуки в словах; расширять пользование речью — уметь передать свои впечатления, задавать вопросы и отвечать на них; воспитывать навыки культурной речи — говорить негромко, не спеша, не размахивать при этом руками и др.

Не только говорите с малышом о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и побуждайте его вспоминать о недавних событиях. Например: «На прогулке мы видели собачку. В саду собирали ягодки. Что еще мы делали?»

Желаю успеха!

Публикации по теме:

«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями Малыгина Елена Павловна, педагог дополнительного образования; Баранова Татьяна Владимировна, учитель-логопед «Движение и речь». Стенгазета.

Картотека игр по речевому развитию детей во второй младшей группе «УГАДАЙ ИГРУШКУ» Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия. Взрослый показывает 3—4 игрушки, а.

Конспект НОД по речевому развитию детей подготовительной группы «Насекомые» Цель: Обобщить и расширить представления детей о насекомых в процессе познавательной деятельности. ЗАДАЧИ: Образовательные: • Расширять.

Конспект НОД по речевому развитию для детей средней группы «Домашние животные» Конспект по познавательно-речевому развитию «Домашние животные» Программное содержание. Выявить и систематизировать представления детей.

Конспект НОД по речевому развитию на тему: «Домашние животные» для детей 4–5 лет. Цель: создать условия для развития представлений о домашних животных и их детенышей. Программное содержание: 1. Углубить знание детей о.

Конспект ООД по речевому развитию «Мы сочиняем сказки» в подготовительной группе детей с ЗПРКонспект ООД по речевому развитию «Мы сочиняем сказки» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.

Конспект занятия по речевому развитию для детей 4–5 лет «Космос» Цель: дать элементарные представления о космосе; познакомить детей с глобусом (моделью Земли, учить различать воду и сушу; развивать познавательную.

Консультация для родителей «Игры и задания по развитию памяти для детей 6–7 лет» Для успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к умственным нагрузкам, ребенку нужно не только помогать запоминать, но.

Перспективное планирование по познавательно-речевому развитию для детей 6–7 лет на 1 полугодие № п/п Тема и форма проведения занятий Программное содержание Предварительная работа 1 Лето, лето, скажи нам, где ты? Беседа Закрепить знания.

Простые советы по развитию речи детей 3–4 лет. Консультация для родителейПростые советы по развитию речи детей 3–4 лет. Консультация для родителей Часто родителям внушают, что для развития ребёнка надо обязательно тратить деньги на множество развивающих игр и «учебников», водить его.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей речевому развитию детей до 3-х лет
Опубликовано: 12 августа 2020 в 17:45
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД