Консультация для родителей «Что значит «Семейный очаг» для ребенка

Ольга Лагуткина
Консультация для родителей «Что значит «Семейный очаг» для ребенка

Что скрывается за словами «мой дом» для маленького ребенка? Прежде всего, это та среда обитания, где он защищен от неизвестности, опасности окружающего мира. Дома его успокоят, приласкают, иногда пожурят, одним словом, поймут. Домашнее бытие является наиболее естественно выражающим индивидуальность всех членов семьи. Здесь возникает ощущение максимальной свободы, раскованности.

Мы стараемся узнать и понять: как жили наши давние и недавние предки, чьим правилам мы следуем по сегодняшний день. Какой была пища, утварь, как отмечались народные православные праздники. Родная культура как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность. Про родительский дом говорят: родной дом, отчий дом, домашний очаг, семейный кров. Сразу возникают в памяти слова популярной песни Ю.Антонова: «Родительский дом - начало начал И, действительно, как счастлив тот, кого согревают воспоминания о тепле родительского дома!

Родительский дом подразумевает и свой неизменный порядок, традиции и обычаи. Нормальная семья живет богатой внутренней жизнью, повседневно творит душевный и духовный мир индивидуальности, выводит ее в большой мир.

В каждой семье свой порядок, свой жизненный стиль и система ценностей.Для уклада семьи все важно: когда и как встают, как завтракают, о чем говорят, как прощаются, расставаясь на день, как проводят вечера, выходные, праздники и т. д. И здесь тоже нет мелочей, потому что в укладе отражаются реальные отношения между всеми членами семьи. В гармоничной семье складываются целые ритуалы, сопровождающие привычные моменты жизни. Например, отходя ко сну, трехлетняя Машенька заботливо укладывает своих «дочек» и «сынков» в их кроватки, потом с маминой помощью осуществляет то, что зовется «гигиеническими процедурами», далее идет прощаться на ночь с бабушкой и дедушкой, а затем папа несет ее в постель, садится рядом, говорит ласковые слова. Ребенок буквально впитывает в себя семейный распорядок, вживается в него, принимает его как должное. Значит, до минимума сведены причины для капризов, упрямства, пререканий с родителями, т. е. для негативных проявлений, которые невротизируют ребенка а, следовательно и взрослых.

Уклад родного дома запечатлевается в сознании ребенка, влияет на тот стиль жизни, к которому он будет стремиться и много лет спустя, создавая свою семью.

Но пока разговор шел о семье благополучной, когда у родителей есть определенная система ценностей и жизненные цели. Если взрослые члены семьи заботятся об устойчивости и надежности среды воспитания, значит, у ребенка есть Дом. Да, именно Дом с большой буквы, то «начало начал», из которого вырастет человек, признающий семью самой большой жизненной ценностью. А от этого Дома потянутся прочные ниточки к дому своего народа - Родине, а затем - к общему дому всех людей на Земле.

А если семья не очень благополучная?Тогда уклад жизни в ней напоминает вокзал: все течет и меняется. А если в семье нет порядка, один день не похож на другой, у каждого члена семьи своя жизнь, свои интересы, то ощущения родного дома у ребенка не возникает.

Как вы думаете? Представьте себе семью, где оба родителя много заняты по службе.У них есть две возможности воспитания двухлетнего сына:

малыша отвозят на неделю к бабушке и дедушке и забирают домой на выходные дни и праздники;

малыш остается дома, куда в будние дни приезжают бабушка и дедушка, а на выходные они забирают ребенка к себе, давая молодым родителям возможность отдохнуть.

Родительскийдом - это постоянство окружения: люди, обстановка, вещи, природа. Окружение сливается в единый образ первоначального мира ребенка, где все знакомо до мельчайших штрихов, привычно, а от того надежно, спокойно. Для ребенка родной дом - это и тополь, что растет у крыльца, и лестница, кажущаяся особенно длинной, когда хочется скорее к маме, и кнопка дверного звонка, до которой не сразу получалось дотянуться.

Изучение мира начинается с вещей в доме. Ребенок «читает» и «перечитывает» каждую вещь по многу раз,с разных позиций: крышку обеденного стола, оказывается, интереснее рассмотреть снизу, сидя на полу, а вид комнаты становится совсем другим, если встать на спинку кресла. Каждая вещь - частица семейной истории. Письменный стол купили, когда папа пошел в школу. Маленький телевизор «ездил» с бабушкой в Москву, где она учила студентов. Особенно интересно рассматривать реликвии, старинные вещи,которые в семье бережно хранят: заветную коробочку с орденами и медалями прадедушки Степы, бабушкину шкатулку, где лежат рисунки-каракули папы, туфельки, в которых он сделал первые шаги, и даже его выпавший молочный зуб, папку с мамиными тетрадками и школьными грамотами, дедушкину коллекцию бабочек и др.

В житейском обиходе встречаются выражения «теплый дом», «холодный дом». Что влияет на «температурное» состояние дома? Конечно, люди, которые в нем живут и находятся в отношениях, определяющих психологический микроклимат семьи. Дом станет настоящим семейным очагом, если в поведении взрослых ярко выражена направленность на других - желание и умение понимать их, внимательно к ним относиться, учитывать их интересы, привычки, вкусы. Прибавьте к этому постоянную доброжелательность, умение не спешить с выводами относительно поступков и проступков близких, великодушие и снисходительность к мелким нарушениям семейной жизни, установленного порядка, и картина «теплого» микроклимата будет нарисована в общих чертах. Ее дополнят доверительность отношений, действенное сочувствие, готовность к взаимопомощи. Главными творцами микроклимата семьи будут взрослые, они все сделают, чтобы научить детей не только «греться» у домашнего очага, но и самим «подбрасывать» туда дровишки.

В семье у ребенка формируется сознание своего «Я», своей общественной значимости. Но в родном доме ребенок переживает и первое ощущение стыда, боли, отчуждения, если он нарушает семейные правила, огорчает тех, кто его любит. Ребенок начинает понимать, что стыдно капризничать, грубить взрослым, обижать товарища, животных, жадничать, брать без спроса чужие вещи и игрушки, ломать и портить их, шуметь, когда кто-то отдыхает, поступать назло, относиться равнодушно к бедам других людей. Причем осознание того, что стыдно делать, приходит к ребенку на эмоциональном уровне, когда он чувствует, что своими поступками обижает, огорчает, расстраивает близких людей.

«Эмоционально переживая конфликты, ссоры, столкновения, осуждение, наказания, испытывая боль, страдания, чувство стыда, ущемленного самолюбия, отчуждения от родных людей, ребенок в своем подсознании основательно закрепляет неосознанные, но необходимые для жизни стереотипы стеснительности, сдержанности, стыдливости» (Б. Т. Лихачев).

Так формируется чувство совести, которое будет сопровождать его и подсказывать, что хорошо и что плохо, спустя многие годы после того, как он уйдет из родительского дома.

В родном доме живут и встречаются не только родители, братья, сестры, но и другие родственники, друзья матери, отца, детей, знакомые, соседи. Все они в большей или меньшей степени влияют на развитие ребенка, расширяя его социальный опыт. Замечено, что чем гостеприимнее семья, тем общительнее дети, что, в свою очередь, облегчает им адаптацию к новым условиям (например, к детскому саду, школе). Ребенок может хорошо относиться ко всем, кто живет в доме и кто общается с семьей. Но кто-то один станет для него главным человеком детства. И хотя влияние матери сохранится на всю жизнь, она может и не стать таким человеком для своего ребенка. Им станет папа, или бабушка, или папин брат, который увлечет ребенка коллекционированием марок, откроет мир разных стран, городов, искусства.

Семейный микроклимат определяется поведением членов семьи - мамы, папы, бабушки, братьев, сестер и т. д. Для ребенка очень важен эмоциональный покой, мирное и радостное общение с родителями, стойкий и надежный контакт с ними. Радость человеческого общения останется для растущего ребенка основной и непреходящей ценностью.

Мир каждой семьи неповторим и индивидуален. Но все хорошие семьи похожи бесценным ощущением защищенности, психологической безопасности и нравственной неуязвимости, которым одаривает человека счастливый отчий дом.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Что значит выражение «Ждать у моря погоды» и чем можно заняться в это время»Консультация для педагогов и родителей «Что значит выражение «Ждать у моря погоды» и чем можно заняться в это время» Наверное, многие из вас слышали такое выражение: «Ждать у моря погоды». Что же оно значит? Откуда взялось? Почему именно у моря, а не,.

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» "Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Безмолвный рассказ или что значит поза спящего ребенка» На спине. Эта поза говорит о душевном комфорте. Ребенок принимает окружающий мир во всем его многообразии и чувствует себя в полной безопасности,.

Консультация для родителей «Что значит быть здоровым? Это значит жить в радости»Консультация для родителей «Что значит быть здоровым? Это значит жить в радости» Консультация для родителей «Что значит быть здоровым? Это значит жить в радости». Универсальных средств для здорового образа жизни нет,.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Овощи
  • Деревья и листья
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Что значит «Семейный очаг» для ребенка
Опубликовано: 20 октября 2020 в 01:01
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 декабря. День банковского работника

Очередной тематический день посвящен профессиональному празднику всех работников банковской сферы. Воспользуйтесь нашей подборкой игр и занятий, чтобы заложить в детях основы финансовой грамотности и...

2 декабря. День сказки «Кошкин дом»

Скоро сказке Маршака «Кошкин дом» исполнится уже сто лет (он написал её в 1922 году), но она остаётся актуальной. По её содержанию детей можно учить и правилам пожарной безопасности, и нравственности....

Наблюдение и экспериментирование со льдом в младшей группе
Наблюдение и экспериментирование со льдом в младшей группе. Цель: Познакомить детей с наледью ( льдом) – зимнее явление. Подвести детей к пониманию того,...
Фотоотчет о мюзикле «Мама», посвященном празднованию Дня матери
В нашем детском саду замечательной традицией стало проводить творческие конкурсы, посвященные разным праздниками. И такой театрализованный конкурс был...
НОД по аппликации в подготовительной группе «Мы едем, едем, едем! Транспорт....
НОД по аппликации в подготовительной группе «Мы едем, едем, едем! Транспорт. Изготовление легковой машины» Возраст детей: 6-7 лет Цель: формировать у детей...