Консультация для родителей «Роль игры в жизни детей дошкольного возраста»

Олеся Рудакова
Консультация для родителей «Роль игры в жизни детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей "Роль игры в жизни ребенка".Цель: дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка, о влиянии игры на развитие коммуникативных способностей у детей.

Задачи:

• Познакомить родителей с особенностями игры детей дошкольного возраста;

• Подвести родителей к осознанию важности игры в жизни ребёнка;

• Дать родителям некоторые образцы семейных игр с ребёнком;

• Вовлечь родителей в игровую деятельность.

Оборудование: мяч, видеопроектор, экран, счетные палочки, магнитофон, ваза (коробка, мешочек и т. д., записки.

Ход мероприятия

Вступительная часть

– Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами. Сегодня мы поговорим с Вами о детских играх, игрушках, о значении их в познании окружающего мира, о их влиянии на развитие наших детей. Многие из нас до сих пор помнят свои любимые игрушки, игры. Они сохранили воспоминая о наших детских играх и забавах, мы «возвращаемся» на много лет назад, в свое детство.

Психологическая разминка «Улыбка»

- Хочу узнать: у Вас хорошее настроение? Как без слов подарить его другим людям при встрече? Как без слов сообщить о своем хорошем настроении? Конечно, улыбкой. Улыбнулись соседу справа, улыбнулись соседу слева. Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение.

1. Игра с мячом.

Отвечайте на вопросы, пожалуйста, честно и откровенно.

1. В какую игру играли недавно с ребенком?

2. Если ребенок попросит поиграть с ним, ваши действия.

3. Какие игры чаще играет ваш ребенок?

4. При выборе новой игрушки что учитываете, чем руководствуетесь?

5. Какие игры играли в детстве, рассказываете ли ребенку?

6. Если сломалась игрушка, как вы поступаете в таких случаях?

7. Где играет Ваш ребёнок дома. Какие условия созданы?

8. Какие игрушки любимые у ребенка?

9.Кто чаще играет с ребенком: мама или папа?

10. Игра – это…

11. Для того чтобы игра была интересной…

12. Любая игрушка должна быть… (эстетичной, безопасной, развивать, развлекать ребенка)

13. Ваши любимые игры с ребенком?

2. Игра-задание

Уважаемые родители,я предлагаю вам необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда - жёлтого, никогда - синего.

• Каждый вечер уделяю время на игры с детьми

• Рассказываю о своих играх в детстве

• Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком

• Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты

игры

• Слушаю рассказы, ребёнка об играх и игрушках в детском саду

• Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т. е. не лишаю его на время игры или

игрушки

• Часто дарю ребёнку игру, игрушку

- Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ведь игра - это самое интересное в жизни ребёнка.

2. Показ презентации "Роль игры в развитии и воспитании

ребёнка дошкольного возраст"

Слайд 3 В игре развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и самое главное речь детей. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.

слайд 5 Дидактические игры – специально разрабатываемые для детей, например, лото для обогащения знаний и для развития наблюдательности, памяти, внимания, логического мышления.

Предлагаю более подробно остановиться на сюжетно-ролевых играх.Возникает вопрос: "Почему?". Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьёзной жизни взрослых. Можно сказать, что игра для малыша –машина времени: она даёт ему возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много лет. Игра может изменить отношение детей ко всему. Игра может сплотить детский коллектив, включить в активную речевую деятельность детей замкнутых и застенчивых, воспитать в игре сознательную дисциплину.

Слайд 6. сюжетно-ролевая игра. В них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные

Слайд 7. Что происходит с ребёнком, когда он играет в маму или папу? Становясь в игре мамой, ребёнок примеривает на себя не только действия мамы (например, укачивание малыша, но и еёчувства и эмоциональные отношения: заботу и нежность, ласку и строгость. Ребёнок всегда сопереживает герою, роль которого он играет, а потому он как бы проживает в своём воображении события, происходящие с героем, и приобщается к его опыту.

Прожитые в игре чувства обогащают эмоциональность малыша - испытав их "понарошку" в игре, он приобретает способность переживать эти чувства и в "реальной" жизни. Таким образом, игра оказывается первой школой человеческих чувств.

Ролевые игры учат ребёнка основам трёх очень важных видов человеческого общения - ролевого, делового и дружеского.

Слайд 8. Ролевое общение - это общение людей как носителей определённых социальных ролей: продавца и покупателя, врача и пациента, клиента и банковского служащего и так далее. Это общение строится по чётко определённым правилам и нормам, которые определяют, как вступить в контакт, что уместно сказать в той или иной ситуации, как закончить общение.

Слайд 9. Деловое общение.

Играя в ролевые игры с другими детьми, ребёнок должен договариваться с ними - о том, во, что играть, и кто кем будет в игре, о том, как будут развиваться события и чем всё закончится. Чем сложнее игра, тем больше в ней моментов, по которым надо договариваться и находить общие решения. Как правило, чем больше ребёнок играет в ролевые игры с другими детьми, тем больше у него навыков делового общения и тем увереннее он себя чувствует в ситуациях, где надо кого-то убеждать и с кем-то договариваться.

слайд10. Ролевые игры учат детей ещё одному очень важному виду общения - дружескому.

Это общение, в которое люди вступают не ради достижения каких-то целей, а ради него самого, ради удовольствия от эмоциональной близости с другим человеком и возможности разделить с ним свои чувства, ради радости совместной деятельности и чувства, что тебя понимают, принимают и, если будет надо, поддержат.

Конечно, играя в ролевые игры с другими детьми, ребёнок только начинает учиться дружескому общению, но это начало очень важно. Ибо именно оно закладывает потребность в дружеском общении и побуждает к нему стремиться в отношениях с другими людьми.

слайд 11 Другой важный аспект - это развитие структуры игры. Причём чем эффектнее и дороже игрушка, тем меньше воображения обычно требуется для игры с ней. Следствием этого является дети с неразвитым воображением, не умеющие ничего делать самостоятельно, занимать собственную позицию в отношениях с другим человеком или понимать позицию другого. Ещё одно последствие того, что с детьми мало играют, состоит в "не проработанности" эмоциональных впечатлений - страха, возмущения, обиды и других. Не переработанные и "непереваренные" впечатления оседают в душе ребёнка грузом проблем и приводят к появлению "необъяснимых" страхов и слёз, вспышек агрессии и жестокости, истерического возбуждения или апатии.

слайд 12 Ребёнок играет, во-первых, в то, что он видит; во-вторых, в то, о чём ему рассказывают или читают; в-третьих, в то, во что с ним играют взрослые или старшие дети. Определяя содержание детских игр, поток массовой видео- и компьютерной продукции создаёт эмоционально-смысловую основу представления о мире как арене борьбы "наших" и "чужих" - борьбы, где жестокость и холодный расчёт приносят успех, где сильный всегда прав, обмануть и убить врага всегда похвально, где часто нет места ни любви, ни сопереживанию, ни благородству, ни даже элементарной порядочности. Коварство этой ситуации в том, что её последствия становятся очевидны далеко не сразу, ведь дошкольник по-прежнему сохраняет ориентацию на взрослых и продолжает их слушаться. Лишь к подростковому возрасту, когда наиболее значимыми становятся отношения со сверстниками, а взрослые теряют львиную долю своего авторитета, родители спохватываются и начинают ужасаться эмоциональной чёрствости своего отпрыска, его расчётливости или примитивности его интересов. Но изменить уже окрепший эмоционально-смысловой стереотип видения мира и поведения в нём теперь гораздо сложнее и удаётся далеко не всегда.

Слайд 13. Они отличаются от ролевых игр прежде всего тем, что ребёнок не берёт на себя какую-либо роль и не придумывает ход событий, а действует по "логике"игрушки: запускает поезд по железной дороге, надевает на куклу новое красивое платье или "звонит" по игрушечному мобильнику. Ролевым играм противостоят неосмысленные действия или действия с упрощённым смыслом: запускание машинки с мигалкой, разламывание игрушек, стучание по столу и так далее. Такие упрощённые игры возникают, когда взрослые не играют с ребёнком и он оказывается предоставлен сам себе. Если ролевые игры знакомят ребёнка с миром людей, их занятий и взаимоотношений, то игры-имитации знакомят его с миром человеческих вещей и помогают ему этот мир освоить. Постоянные просьбы о новых игрушках, особенно эффектных, - признак игр-имитаций, ибо ребёнок пресыщается одними и теми же эффектами и хочет новых. Если, получив новую игрушку, малыш довольно быстро её забрасывает - это тоже признак склонности к игре-имитации Если же малыш начинает рассказывать вам о событиях, которые происходят в игре, или хотя бы о действиях персонажей, то играет в ролевую игру.

слайд 14. Рекомендации

1. Пусть у ребенка будет как можно больше разнообразных игр и игрушек, которые надо осознанно выбирать, а не беспорядочно накапливать.

2. Заранее согласовывайте с ребенком требования к хранению и уборке игрушек.

3. Вспоминайте свое детство и рассказывайте ребенку о том, как вы играли сами и со своими друзьями. По желанию ребенка показывайте известные вам детские игры.

4. Тактично, ненавязчиво предлагайте ребенку помощь в создании игровой среды («Может быть, тебе для приготовления обеда понадобится моя кастрюля? А хочешь, я помогу тебе сделать гараж для твоей машины?» и т. п.). Отказ ребенка воспринимайте как должное («Конечно, тебе виднее. Но если тебе что-то понадобится, то я буду рада тебе помочь

5. Проявляйте инициативу и выражайте искреннее желание участвовать в игре.

6. Получив согласие ребенка на ваше участие в игре, поинтересуйтесь своей ролью («А кем я буду?») и безоговорочно, с благодарностью примите ее.

7. По окончании игры выразите ребенку удовлетворение и выскажите надежду на то, что и в следующий раз он пригласит вас участвовать в ней.

Игра – помощник нам, бесспорно,

Игре все возрасты покорны.

Взаимодействие в игре

Поможет понимать друг друга,

Нам стать внимательней, добрей,

И разрешить вопрос досуга.

Играйте с нами! Придумывайте сами!

Играйте с друзьями! Удача за вами!

3. Выступление учителя- логопеда Сычевой Т. С.

4. Игры на кухне

- А сейчас мы ещё немного поиграем. Прошу всех принять участие. Для вас мы приготовили вопросы. (В вазе находятся листочки с вопросами.)

- Очень много времени вся семья проводит на кухне, а особенно женщины. Как вы думаете, можно ли там ребёнку найти занятие? Чем может занять себя ребёнок, используя следующие материалы? (родители вытягивают записки из вазы)

(Звучит музыка, ваза движется по кругу. Музыка останавливается, отвечает тот, в чьих руках оказалась ваза. Желающие могут дополнить ответ.)

1. «Скорлупа от яиц»

Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина - это фон, а затем предложите ребенку выложить узор или рисунок из скорлупы.

2. «Тесто»

Лепите все, что захочется.

3. «Макаронные изделия»

Выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

4. «Манка и фасоль»

Смешать некоторое количество, предложить выбрать фасоль из манки.

5. «Горох»

Пересыпать горох из одного стаканчика в другой.Сортировать: горох, фасоль

6. «Геркулес»

Насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие игрушки. Пусть найдёт.

7. «Различные мелкие крупы»

Предложить ребёнку нарисовать крупой картинки. Для совсем маленьких – пересыпать крупу из миски в миску ложкой.

9. «Одноразовые стаканчики»

Можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты.

10. «Сухие завтраки- колечки»

Предложить выкладывать из них рисунки или нанизывать на шнурочки - бусы и браслеты.

6. Заключительная часть.

- Собрание подходит к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу за круглым столом. Думаю,что теперь каждый из вас сможет ответить на вопрос нашего собрания: «Роль игры в жизни ребенка».

СКОРЛУПА ОТ ЯИЦ МАКАРОННЫЕ ИЗДЕЛИЯ

ТЕСТО

ГОРОХ

МАНКА И ФАСОЛЬ РАЗЛИЧНЫЕ МЕЛКИЕ КРУПЫ

ГЕРКУЛЕС

ОДНОРАЗОВЫЕ СТАКАНЧИКИ

СУХИЕ ЗАВТРАКИ-КОЛЕЧКИ

Консультация для родителей «Роль игры в жизни детей дошкольного возраста»
Публикации по теме:

Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста 2 слайд Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования,.

Консультация для педагогов и родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации детей младшего дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своим опытом работы с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации. Все.

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Домашние животные в жизни ребенка»Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Домашние животные в жизни ребенка» С каждым годом в нашем сознании, в общество происходят необратимые последствия, мы не замечаем как, мы взрослые лишаем наших детей счастливого.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Единственный способ сохранить здоровье - это есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, и делать то, что не нравится. Марк Твен.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • ПДД
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Консультация для родителей «Роль игры в жизни детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 4 марта 2021 в 07:03
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 апреля. День звёздного неба на МААМ

Звёздное небо в ясную погоду – это самая грандиозная и завораживающая картина, которую только можно придумать. Мы ещё так мало знаем об этих далёких мирах! Но этих знаний хватит, чтобы сформировать у...

11 апреля. День березы

Белоствольной красавице, символу России, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям про березу и увлечь интересным...

Дидактическое пособие по ознакомлению дошкольников с окружающим миром «В гостях у птиц»
Дидактическое пособие «В гостях у птиц» является многофункциональным в использовании с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Пособие может...
Фотоотчёт о рисовании антистресс-раскраски «Совы на дереве» в старшей группе
Доброго времени суток, коллеги и гости моего блога! Хочу представить Вам небольшой фотоотчёт по раскрашиванию антистресс-раскраски "Совы на дереве" в...
Проведение Недели инклюзивного образования «Разные возможности — равные права»
Во исполнение письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым № 075/01-15 от 19. 03. 2021 г. «О проведении Недели инклюзивного образования...