Папки-передвижки

Консультация для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии ребёнка»

Ёда Ирина Игоревна
Консультация для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии ребёнка»

Уважаемые родители зачем нужны «Пальчиковые игры»?

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие внимания, воображения. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более точной и выразительной. Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально эффективны для развития маленького ребенка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Суть фольклорных текстов – действие. Действие персонажей, движение событий создают единственную, удивительную движущуюся стихию жизни.

Публикация «Консультация для родителей „Роль пальчиковых игр в развитии ребёнка“» размещена в разделах

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки, установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей.

По всей сути пальчиковые игры — это массаж и гимнастика для рук. Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами приводят к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

4. Если ребенок выполняет упражнение, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой, усиливается контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память дошкольника, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развиваются воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем обеспечит овладение навыком письма.

8. Пальчиковые игры и упражнения — это подвижные физкультминутки прямо за столом или за партой. Можно просто почитать и попросить детей подвигать пальчиками так, как они этого захотят. Для лучшего восприятия стихи рекомендуется читать наизусть. Необходимо, чтобы не только дети видели лицо взрослого, но, и чтобы он видел их лица, наблюдал за впечатлением от текста стихотворения и от самих упражнений. Такие пальчиковые игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, только текст надо несколько раз повторить. Озорные стихи считалки не только позволяют интересно проводить физкультминутки, но и будят детскую фантазию. Важно, чтобы любая пальчиковая игра проходила весело, чтобы дети могли представить себя маленьким котенком, косолапым мишкой. Нужно не забывать, что дошкольники большие фантазеры и легко перевоплощаются, принимают все условности театрального действия. Каждые пятнадцать минут можно устраивать двухминутный перерыв на игру.

К каждому стихотворению прилагается описание рекомендуемых движений. Можно и самим придумать упражнения или попросить детей сделать их самостоятельно. Главное заключается в разнообразии, которое помогает поддерживать интерес к весёлым физкультминуткам.

Несколько советов по проведению пальчиковых игр и упражнений.

1. Перед проведением пальчиковых игр, убедитесь в том, чтобы руки у детей были теплыми (предложите им похлопать, потереть ладошки, подышать на них).

2. Читайте стихотворение или рассказывайте текст медленно, чтобы дети успели запомнить движения, по мере освоения движения — меняйте темп движения.

3. Тексты можно не только декламировать, но и петь знакомую детям мелодию.

4. Не торопитесь обновлять репертуар — в вашем активе должно быть 2–3 игры.

Таким образом, все пальчиковые игры способствуют развитию речи, развивают умственные способности детей, улучшают координацию движений, подготавливают руку к письму. Есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат.

Уважаемые коллеги сегодня мы предлагаем окунуться в волшебный мир пальчиковых игр и представляем вашему вниманию некоторые из игр, которые можно использовать в работе с детьми:

Виды пальчиковых игр

На сегодняшний день придумано множество пальчиковых игр. Условно их можно разделить на несколько видов, один из которых обязательно приглянется Вашему малышу.

• Малоподвижные игры со стихотворным сопровождением учат ребенка внимательно слушать слова и повторять за взрослым. Сопровождение движений речью благотворно сказывается на развитии интеллектуальных способностей малыша. Примеры пальчиковых игр данного вида :

«Фонарики»

Вот фонарики горят, всех ребяток веселят! (пальцы растопырены)

Вдруг погасли фонари, (пальцы сжаты в кулак)

Ты скорей домой беги! (руки спрятаны за спину)

«Кошка на ладошке»

Вот кулак, а вот ладошка! (показываем кулак, а затем ладонь)

На ладошку села кошка. (ставим кулак на ладонь)

И пошла, пошла, пошла - (ходим пальчиками по ладони)

Мышку там она нашла! (хлопаем по ладошке)

Пальчиковые игры с элементами массажа. В этих играх используются такие движения, как растирание, надавливание, пощипывание.

«Капуста»

Мы капусту рубим, рубим (движения расправленными ладонями вверх-вниз)

Мы капусту трём, трём, (трем кулаками друг о друга)

Мы капусту солим, солим, (пальцы складываем в щепотку, солим)

Мы капусту жмём, жмём, (сжимаем и разжимаем кулаки)

А потом и в рот кладем. Ам! (пальцы складываем в щепотку и подносим ко рту)

Пальчиковые игры с предметами. Выполнение ритмичных движений с использованием различных предметов (карандашей, массажных мячиков, шишек и т. д.) активизируют отделы мозга, которые отвечают за речь.

«Ёжик»

Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек,

Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда. Мне щекотно, да, да, да! (катаем массажный мячик по ладошке)

Уходи, колючий ёж, в тёмный лес, где ты живёшь! (прячем мячик за спиной)

• Игры-манипуляции. Чтобы разнообразить игры и повысить интерес малыша к занятиям, можно использовать пальчиковые игрушки (например, персонажей сказок или животных). Пальчиковый театр развивает у детей речь, внимание, воображение и творческие способности.

• Кинезиологические пальчиковые игры. Это своеобразная «гимнастика для мозга», которая активизирует межполушарное взаимодействие, улучшая тем самым мыслительную деятельность. Такие игры подходят старшим дошкольникам, так как требуют от ребенка достаточно высокой концентрации внимания и усидчивости.

Примером кинезиологической игры является игра «Пальчики здороваются», в которой нужно последовательно соединять указательный, средний, безымянный палец и мизинец с большим пальцем.

И ещё несколько игр

Игра «Карандаш» (с использованием карандаша с гранями)

1)Карандаш в руках катаю Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

Пальчиковая игра «Башмачки»

1)Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки, пуговицы с отверстиями и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук.

Катя туфли потеряла, Долго плакала, искала.

Другая рука:

В крышки пальчики обула

Смело в них вперёд шагнула.

Другая рука:

Пошла Катя на прогулку По кривому переулку.

Другая рука:

Пальцы, словно ножки, Обуты в босоножки.

Другая рука:

Каждый пальчик будто ножка Только шаркает немножко.

«Котенок кусается»

Берем бельевые прищепки и прищепляем ногтевые фаланги пальцев на каждый ударный слог (от указательного пальца к мизинцу и обратно). После 1-го двустишия – смена рук. 2 3 4 5 Кусается сильно котенок-глупыш, 5 4 3 2

Он думает: это не палец, а мышь (смена рук) 2 3 4 5 Но я же играю с тобою, малыш, 5 4 3 2 А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!».

Игра с узелками

«Забавные узелки» (веревка с узелками). Берем шнурки разной расцветки, завязываем на них 4-8 узелков. Ребенок пальцами перебирает узелки, называет членов своей семьи. Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья.

Выводы

Пальчиковые игры – это не только простой и быстрый способ развлечь ребенка, но и занятие, которое имеет колоссальный развивающий потенциал. Специалисты отмечают, что дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее начинают говорить, писать, а также отличаются хорошей памятью и вниманием.

Таким образом, использование техник развития ручной умелости в работе с детьми – это огромная возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное развиваться. Нам и детям такая техника очень понравилась, мы часто используем различные игры, технологии в развитии речи детей.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Роль физических упражнений в развитии детей»Консультация для родителей «Роль физических упражнений в развитии детей» В настоящее время одной из наиболее важных, и глобальных проблем общества, является состояние здоровья наших детей. Как известно, физическое.

Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка»Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка» Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка» Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий,.

Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Консультация для родителей "Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка" Театр кукол – наиболее распространённая форма организации.

Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка»Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Театр кукол - наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью.

Консультация для родителей «Роль строительной игры в развитии ребенка»Консультация для родителей «Роль строительной игры в развитии ребенка» Я б в строители пошел,пусть меня научат! Особое место среди игр дошкольников занимают строительные игры. Ведь строительная игра — прежде.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка» Дошкольное детство, это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Невозможно представить себе развитие ребёнка без.

Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Спектакль возникает только тогда, когда его играют. (Ханс Георг Гадамер) Наиболее распространённой формой организации детского досуга в.

Консультация для воспитателей и родителей «Роль пальчиковых игр в развитии ребенка» Уважаемые родители, коллеги. Сегодня мы с вами поговорим о роли пальчиковых игр в развитии ребенка. Сначала я хочу поиграть с вами в самую.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Консультация «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка»Консультация «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Консультация. «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Кукольный театр – наиболее распространённая форма организации детского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии ребёнка»
Опубликовано: 15 мая 2021 в 22:35
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД