Пантелеева Юлия Сергеевна
Консультация для родителей «Роль пассивной гимнастики у детей с РАС»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
городского округа Королёв Московской области
«Средняя общеобразовательная школа №13»
«Роль пассивной артикуляционной гимнастики у детей с РАС»
Подготовила:
Пантелеева Ю. С.
2025
Публикация «Консультация для родителей „Роль пассивной гимнастики у детей с РАС“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Артикуляционная гимнастика представляет собой доступный и эффективный подход к улучшению речевых навыков у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Правильно подобранные упражнения позволяют улучшить координацию двигательной активности речевого аппарата, что, в свою очередь, способствует улучшению общей речевой активности и коммуникации.
Дети с РАС часто испытывают трудности в области моторной координации, что негативно сказывается на их способности к правильной артикуляции. Упражнения, направленные на развитие движений языка, губ и челюсти, способствуют укреплению речевых мышц и улучшению контроля над ними. Мощный эффект достигается за счет регулярного выполнения заданий, т. е. прежде чем он начнет полноценно говорить, у него должен сформироваться этот сложный двигательный навык.
Но если ребенок не говорит и может выполнять сложные артикуляционные движения, то применяется сначала пассивная артикуляционная гимнастика. Ее целью является включение в процесс артикулирования ранее не задействованных групп мышц и увеличение интенсивности мышц, ранее задействованных. Это создаст условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Направление, объем и траектория пассивных движений те же, что и активных. Они отличаются от активных движений тем, что время включения и выключения из движения, фиксация не зависят от ребенка. Пассивные движения нужно производить плавно, медленно, сопровождать зрительным контролем и речевой инструкцией («Твой язык сейчас внизу. Посмотри в зеркало, почувствуй это положение»). Постепенно, ребенок самостоятельно сможет выполнить необходимые простые артикуляционные движения, удерживать определенные положения языка и губ, произвольно менять их и только после этого мы перейдем к активной артикуляционной гимнастике.
Упражнения для подготовки артикуляционного отдела средствами пассивной гимнастики :
Для мимических мышц:
1. Поднять брови. Отдельно левую, правую, обе сразу. Пальцами поднять брови ребенка.
2. Закрыть один, другой глаз, оба сразу.
3. Наморщить нос, лоб.
Пассивная гимнастика языка :
1. Вывести язык из ротовой полости вперед.
2. Втягивать язык назад.
3. Опускать язык вниз (к нижней губе).
4. Поднимать язык вверх (к верхней губе).
5. Отводить язык (влево и вправо).
6. Придавливать кончик языка ко дну ротовой полости.
7. Приподнимать кончик языка к твердому нёбу.
8. Легкие, плавные, покачивающие движения языка в стороны.
Пассивная гимнастика губ :
1. «Собрать» верхнюю губу (поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, проводят движение к средней линии).
2. Опустить углы губ, поднять углы губ двумя указательными пальцами.
3. Перетягивать углы рта указательными пальцами отдельно вправо, влево.
4. «Собрать» нижнюю губу (поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, проводят движение к средней линии).
5. «Собрать» губы в трубочку («хоботок», производя движение к средней линии.
6. Растягивать губы в «улыбку», фиксируя пальцы в углах рта.
7. Поднимать верхнюю губу.
8. Опускать нижнюю губу.
9. Смыкать губы для выработки кинестетического ощущения закрытого рта.
10. Создавать различные уклады губ, необходимые для произнесения гласных звуков [а], [о], [у], [и], [ы],[э].
Важно отметить, что результаты не всегда проявляются мгновенно, и требуется терпение и настойчивость как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Каждое маленькое достижение — это шаг к возвращению к нормальному восприятию мира и расширению их общения с окружением.
Список использованной литературы:
1. Логопедические игры и упражнения для развития речи» В. С. Сандрикова