Лучший педагог года

Консультация для родителей «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников»

Ирина Подлесная
Консультация для родителей «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников»

Консультация для родителей

«Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольн иков».

У маленького ребенка с несформированным грамматическим строем речи, с неразвитой связной речью может быть два обязательных образца правильной литературной речи : это речь окружающих его взрослых и образцы художественной литературы, с которыми родители знакомят своих малышей еще в очень раннем возрасте.

Публикация «Консультация для родителей „Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников“» размещена в разделах

Главный человек, с которым ребенок начинает общаться эмоционально, а позже при помощи агуканья, лепета, первых слов, это его мама. Переоценить роль мамы в развитии речи ребенка просто не возможно. Поэтому молодые матери должны помнить, что речь свою ребенок будет «списывать» именно у мамы. Женщина, имеющая малыша, с первых дней его жизни должна общаться с ребенком на правильном родном языке, меньше «сюсюкать», больше следить за своей речью.

Читая ребенку его первые книжки, мама должна обращать внимание на короткие слова-предлоги, которые в речи несут большую смысловую нагрузку, произносить их четко, выделяя голосом:

Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не смог –

Весь до ниточки промок. (А. Барто)

Воспитателям хорошо знакомо такое явление, когда разучивая с мамой стихотворение к празднику, утреннику, ребенок часто пропускает предлоги, союзы, переставляя их и вообще очень вольно с ними обращается. При этом короткое стихотворение теряет смысл.

Родителям вовсе не обязательно проводить с детьми специальные занятия по формированию грамматически правильной речи у ребенка. С ним просто надо играть, общаться, отвечая на множество их вопросов.

Вот некоторые примеры игровых ситуаций, которые могут использовать родители для развития грамматически правильной речи у ребенка.

Девочка охотно вымыла посуду после ужина. Нелишне спросить у нее: «Сколько ложек, тарелок, чашек ты вымыла?» и девочка расскажет, что она вымыла и вытерла три вилки, четыре ложки, пять тарелок, три чашки.

У вашего ребенка целый арсенал игрушечных машин. Папе без труда удастся отправиться в путешествие на машинах, приговаривая: «Ехали, мы ехали, к речке подъехали, мост переехали, дальше проехали. Ехали, ехали к горке подъехали, на горку заехали, с горки съехали и дальше поехали, к яме подъехали, яму объехали и дальше поехали. Ехали, ехали и домой приехали.»

Если мама затеяла шить кукле платьица, конечно же вместе с дочуркой, то тут никак не обойтись без слов: шить, пришить, зашить, подшить, перешить, вышить.

Благодатный материал для речевого общения с ребенком дают прогулки в парк, в лес, в сквер. Можно обратить внимание ребенка на то, что дерево высокое, а куст низкий, что ручеек мелкий, а речка глубокая, что тропинка узкая, а дорога широкая.

Шагая с малышом по шуршащему ковру осенних листьев, разъясните ребенку, что с каштана упали каштановые листья, с дуба – дубовые, с клена – кленовые, с березы – березовые и т. д. соберите этот осенний букет из листьев, поставьте его в вазу и ребенок будет долго помнить и эту прогулку, и новые слова, которые он услышал.

Играя дома с веселым шустрым котенком, спросите у ребенка, куда залез котенок (в шкаф, на шкаф, за шкаф, под шкаф). Если дома нет живого объекта, можно использовать мяч, любую другую игрушку. Такая занимательная игра в прятки дает возможность ребенку усвоить простые и сложные предлоги.

Очень нравится детям игра «Неделька». После того, как ребенок выучил дни недели по порядку, спросите его: «Какой день идет за вторником, а между средой и пятницей, какой день недели и т. д.» спросите, почему пятница называется пятницей, вторник – вторником, четверг – четвергом, и если ребенок не почувствовал сам родственной связи, объясните ему ее.

Читая любимую сказку «Репка», рассмотрите иллюстрации к сказке и спросите: «Кто пришел первым? Кто пришел последним? Кто стоит впереди бабки? Кто за бабкой? Позади Жучки? Между внучкой и кошкой?» так легко, ненавязчиво ребенок усваивает слова перед, между, за, первый, последний.

Одеваясь в детский сад, на прогулку, не проводите этот процесс молча. Пусть ребенок рассказывает, что это «моя» футболка, «мое» платье, «мой» шарф, «мои» ботинки, «моя» шуба и т. д. а взрослый в это время откроет ребенку тайну: «шуба из меха – меховая, сапоги из резины – резиновые, перчатки из кожи – кожаные».

Ваша дочь играет с куклой. Обратите ее внимание на то, что у куклы не глаза, а глазки, на руки, а ручки, не уши, а ушки, не платье, а платьице, не шуба, а шубка, не стул, а стульчик, не кровать, а кроватка. Так постепенно ребенок начинает усваивать существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

Обучая детей счету, нужно не просто учить ребенка запоминать названия чисел, а учить перечислять предметы, согласуя при этом существительные и числительные: пять карандашей, шесть стульев, два окна, пять яблок, две груши, один апельсин, семь листьев, два стола, четыре конфеты, три котенка, пять щенят и т. д.

Желая сформировать у ребенка предложения с союзом потому что, спросите у него: «Почему сегодня нужно взять зонт? Почему к Пете вызывали врача? Почему с деревьев опадают листья? Почему нельзя есть снег?» Можно предложить ребенку исправить ошибку : «У Кати день рождения, потому что ей подарили подарок.

День был жаркий, потому что дети пошли купаться.

Взошло солнце, потому что стало тепло.

Занимательно и интересно проходят такие игры:

«Кто быстрее?» Сестру брат зовет домой. Кто на улице? Кто дома? Машу слушала мама. Кто говорил? Кто слушал? Папу ждет Оля. Кто задержался?

Один из видов игры с ребенком дома: составление предложений из набора слов. Если в игре участвуют два ребенка, можно спросить: «Кто быстрее?»

На, стена, картина, висеть.

Дети, автобус, ехать, на.

Утром, идти, дети, детский, в, сад.

Лена, положила, на, книга, полка.

Работая с глаголами, можно использовать такую игру, как составление письма. Взрослый предлагает ребенку написать письмо бабушке, тете, брату, сестре. Он говорит: «Ты будешь диктовать, а я запишу каждое твое слово, так что ты говори медленнее». Можно записать этот рассказ на магнитофон, а вечером дать послушать всем домашним.

Такие упражнения проводятся для развития умения строить сложные предложения, а это очень важно для подготовки детей к обучению в школе.

Публикации по теме:

Формирование грамматически правильной речи у дошкольников Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: он обозначает, во-первых, грамматический строй языка, во-вторых, науку,.

Использование дидактической игры в формировании грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление детей об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать.

Консультация для родителей «Роль музыкальной школы в формировании успешной личности» Музыкально искусство - это многогранный мир переживаний, чувств, эмоций. На протяжении всей жизни человека сопровождает музыка. Стоит ли.

Консультация для родителей «Роль природы в формировании личности дошкольника» В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?.

Консультация для родителей «Роль природы в формировании личности дошкольника» В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?.

Консультация для родителей «Роль семьи в формировании личности ребенка» Семья для маленького ребенка-это целый мир. Мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить,ненавидеть, радоваться, сочувствовать.

Консультация для родителей «Роль семьи в формировании речи у детей» Уважаемые родители! Всем известно, насколько важна роль речи в жизни каждого человека. Речь служит главным средством общения с другими людьми,.

Консультация для родителей «Роль семьи в формировании здорового образа жизни» «Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка.

Консультация «Игры в формировании правильной речи у дошкольников» Составила учитель-логопед: Аношина В. И. МДОУ «Д/ сад № 23» г. Коркино ] Проводя наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста и младшего.

Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников Одним из условий нормального развития ребенка и его дальнейшего успешного обучения в школе является полноценное формирование речи в дошкольном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников»
Опубликовано: 25 октября 2018 в 18:28
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД