МААМ-картинки

Консультация для родителей «Сидим дома. Речевые игры для всей семьи»

Светлана Пожидаева
Консультация для родителей «Сидим дома. Речевые игры для всей семьи»
▼ Скачать + Заказать документы

Уважаемые родители, давайте сделаем наше пребывание с детьми дома, полезным и продуктивным!

Полноценная речь является непременным условием успешного обучения ребенка в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения и пробелы в речевом развитии еще в дошкольном возрасте. Поиграйте с вашими детьми в речевые игры, которые способствуют развитию таких сторон речи, как словарного запаса, грамматики речи, звуковой культуры речи.

Игры на развитие звуковой культуры речи.

Публикация «Консультация для родителей „Сидим дома, Речевые игры для всей семьи“» размещена в разделах

В эту группу входят различные игры и упражнения на развитие фонематического слуха, умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении либо подобрать слова с заданным звуком. Также сюда относятся игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умение подобрать слова с заданным количеством слогов.

Поиграйте с ребёнком в игру “Придумай слово” (умение определить количество слогов в слове).

Нужно придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале слова (середине, конце слова, с заданным количеством слогов и т. д.). Сначала, просто заинтересуйте ребёнка. Например, вы говорите: “К нам пришла посылка. Но чтобы её открыть, нужно сказать слово-пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [т] или [т’]. И ребёнок будет изо всех сил стараться придумывать нужное слово. Называйте пароли вместе с ребёнком, а в конце игры обязательно откройте посылку при помощи «правильного пароля».

Следующая игра, под названием “Ловушка” (умение ребёнка услышать в слове определённый звук).

Вы предлагаете ребёнку “открыть ловушки”, т. е. поставить руки локтями на стол, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть “ловушки”. Даёте задание: если в слове услышишь заданный звук, то “ловушки” нужно захлопнуть, т. е. хлопнуть в ладоши. Например, «ловишь звук «М»: сок, мак, дорога, мама, дочка, машина, гусь…

Ещё одна игра “Поймай слог” (развитие слухового внимания и его быстроты).

Вы “бросаете” ребёнку слог, а он должен “превратить” его в слово.

Например, па – папа, панама… ма – мама, машина, ку – кубик, ар – арбуз и т. д.

Игра “Раздели правильно” (умения делить слова на слоги (части).

Вы говорите ребёнку, что сейчас мы будем делить слово на части – «рубить слово». Для этого наши руки превратятся на время в “топорики”. Далее нужно произнести слово правильно, при этом хлопая в ладошки (или отстукивая ребром ладони по столу) и считая, сколько раз хлопнули («отрубили», столько в слове частей (слогов). Например, ма-ши-на, стол, пол-ка, ду-доч-ка…

Игры на формирование грамматического строя речи. В эту группу входят разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи, т. е. на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных и прилагательных; вида, времени и наклонения глагола).

Поиграйте в игру “Кузовок” (умение образовывать уменьшительно-ласкательные наименования; соотносить действие с его названием).

Вы, с ребёнком сидите на ковре. Ребёнку даётся в руки корзинка. Он держит её, а вы говорите: - Вот тебе кузовок, Клади в него, что на -ОК.

Ребёнок отвечает: “Я положу в кузовок …и называет нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок и т. д.). Можете играть по очереди, с другими членами семьи.

Вот ещё одна интересная игра “Чьё всё это?” (упражнение в согласовании слов-предметов и слов-признаков в нужном числе и падеже).

Ребёнку показывается картинка с изображением животного (или предлагается игрушка) и задаются вопросы, на которые нужно ответить, одним словом. Вопросы такие: Чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза?

- Корова – коровий, коровье, коровья, коровьи.

- Заяц – заячий, заячье, заячья, заячьи

- Овца – овечий, овечье, овечья, овечьи.

- Лошадь – лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные.

- Кошка – кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи… и т. д.

Игра “Домики” (упражнение в определении рода слов-предметов).

Вместе с ребёнком нарисуйте (сделайте аппликацию, постройте из конструктора) четыре домика, объясняя ребёнку, что в первом домике живут слова, про которые можно сказать “он мой”, во втором – “она моя”, в третьем – “оно моё”, в четвёртом – “они мои”. Нужно “расселить” слова (картинки, игрушки) по домикам. Ребёнок определяет род и число слов без называния терминов.

Игры на обогащение словарного запаса.

В эту группу включены лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь, развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в данных играх и упражнениях происходит знакомство со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями и упражнения в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов.

-Давай поиграем в игру “Наоборот” (умение подбирать слова-антонимы, слова – «неприятели»).

Вы говорите ребёнку, что к нам пришёл в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чём вся беда: он очень любит упрямиться, всё делать наоборот и тебя решил научить этой игре. Далее, вы играете с ребёнком в игру “Наоборот”: кидаете мяч и называет слово, а ребёнок должен сказать антоним этому слову (высокий – низкий, длинная-короткая, узкий –широкий, болезнь –здоровье, светло –темно, зима –лето и т. д.) и бросить мяч обратно вам.

Ещё при работе со словами-антонимами можно использовать стихотворение Д. Чиарди “Прощальная игра”:

- Нам с тобой пришёл черёд, сыграть в игру “Наоборот”

- Скажу я слово “высоко”, а ты ответишь … (“низко”).

- Скажу я слово “далеко”, а ты ответишь … (“близко”).

- Скажу я слово “потолок”, а ты ответишь (“пол”).

- Скажу я слово “потерял”, а скажешь ты (“нашёл”!

- Скажу тебе я слово “трус”, ответишь ты … (“храбрец”).

- Теперь “начало” я скажу – ну, отвечай, … (“конец”).

Похожая на предыдущие, игра “Закончи фразу” (умение подбирать противоположные по смыслу слова (слова – «неприятели»).

Вы называете словосочетания, делая паузы. Ребёнок должен сказать слово, которое вы пропустили, т. е. закончить фразу.

- Сахар сладкий, а лимон …

- Луна видна ночью, а солнце …

- Огонь горячий, а лёд …

- Река широкая, а ручей …

- Камень тяжёлый, а пух … и т. д.

Игра “Скажи по-другому” (упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов – «приятелей»). Вы рассказываете ребёнку: “У одного мальчика сегодня плохое настроение. И спрашиваете: «Какой мальчик сегодня? (грустный). А как можно сказать то же самое, но другими словами?» (Печальный, расстроенный). Слова “печальный, грустный и расстроенный” - это слова-«приятели». Почему он такой грустный? Да потому что на улице идёт дождь, а мальчик идёт гулять с друзьями. Какое слово повторилось два раза? (идёт).

Что значит “дождь идёт”? Скажи по-другому.

Что значит “мальчик идёт”? Скажи по-другому.

Как можно сказать по-другому: весна идёт? (весна наступает).

Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:

- Чистый воздух (свежий воздух).

- Чистая вода (прозрачная вода).

- Чистая посуда (вымытая посуда).

- Самолёт сел (приземлился).

- Солнце село (зашло).

- Река бежит (течёт, струится).

- Мальчик бежит (мчится, несётся).

- Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный). Очень маленький (малюсенький).

Есть ещё такая игра - “Какой предмет?” (развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать).

Содержание игры заключается в следующем: вы показываете ребёнку картинку или предмет, либо называет слово и задаёте вопрос: “Какой (ая, -ие, -ое?”. А ребёнок (или другие члены семьи) называют как можно больше признаков (определений, соответствующих данному объекту. Выигрывает тот, кто назовёт больше признаков.

Вот игра, под названием «Что бывает?» (развитие умения соотносить слово-предмет со словом-признаком и правильно их согласовывать).

Эта игра похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку подбирается как можно больше слов-предметов.

- Зелёный – помидор, крокодил, цвет, фрукт, …

- Красное – платье, яблоко, знамя. и т. д.

Все занятия с вашими малышами должны проходить в игровой форме, и прививать ребёнку любовь и интерес к родному языку.

Удачи Вам и всего самого доброго!

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Сидим дома. Пасхальные игры»Консультация для педагогов и родителей «Сидим дома. Пасхальные игры» Консультация для педагогов и родителей «Сидим дома. Пасхальные игры» Пасхальные традиции на Руси очень богатые и интересные. Празднование.

Консультация для родителей «Классическая музыка — «лекарство» для всей семьи» Учёными доказано, что классическая музыка благотворно влияет на организм человека. Еще в древности медики полагали, что музыка способна.

Консультация для родителей «Сидим дома. Музыкальная мульт-зарядка для всей семьи»Консультация для родителей «Сидим дома. Музыкальная мульт-зарядка для всей семьи» Консультация для родителей «Сидим дома. Музыкальная мульт-зарядка для всей семьи» Движения, потребность в которых обусловлена закономерностями.

Консультация для родителей «Речевые игры по дороге в детский сад» для старшего возрастаКонсультация для родителей «Речевые игры по дороге в детский сад» для старшего возраста Играть и заниматься с ребёнком можно не только за столом дома, но и по пути в детский сад. Уважаемые родители, превратите дорогу в садик.

Консультация для родителей «Сидим дома — играем всей семьей» Самоизоляция - мера вынужденная, но, тем не менее, - один из поводов организации развивающих игр для детей и возможность поиграть всей семьей.

Консультация для родителей «Сидим дома. Музыкальные игры для всей семьи»Консультация для родителей «Сидим дома. Музыкальные игры для всей семьи» Консультация для родителей «Сидим дома. Музыкальные игры для всей семьи» Сейчас большинство семей вынуждены находится 24 часа в сутки в.

Видео и консультация для родителей «Сидим дома. Музыкальный досуг дома» Ирина Боткарёва Консультация для родителей «Сидим дома. Музыкальный досуг дома» Предлагаю несколько способов, как организовать ребёнку интересный.

Рекомендации для родителей «Речевые и пальчиковые игры» для работы с детьми дома Речевые и пальчиковые игры «Веселый зоопарк»Уважаемые родители! Постарайтесь ежедневно уделять хотя бы немного времени для совместной деятельности.

Сидим дома с пользой. Консультация для родителей «С малышами не скучаем, в игры разные играем!»Сидим дома с пользой. Консультация для родителей «С малышами не скучаем, в игры разные играем!» Сидим дома с пользой. «С малышами не скучаем, в игры разные играем!» Добрый день уважаемые родители и гости моего блога, сегодня мне хотелось.

Сидим дома с пользой. Консультация для родителей «Эксперименты с с солью»Сидим дома с пользой. Консультация для родителей «Эксперименты с с солью» На этой неделе в период самоизоляции, мы проходим тему «Камни и её свойства». Уважаемые родители, т. к. у вас нет камней, и нам нельзя выходить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Сидим дома. Речевые игры для всей семьи»
Опубликовано: 23 апреля 2020 в 07:50
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Сидим дома. Речевые игры для всей семьи»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Пожидаева (УИ 662806) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД