МААМ-картинки

Консультация для родителей «Автоматизация звука [Р]»

Ольга Пильщикова
Консультация для родителей «Автоматизация звука [Р]»

Консультация для родителей

Тема: «Автоматизация звука[Р]"

Автоматизация звука Р нужна для того, чтобы ребенок научился правильно произносить его во всех слогах, словах, предложениях и связной речи.

Поставленный изолированный звук очень хрупкий, так как у ребенка или произносящего тот или иной звук неправильно сложилась привычка дефектного произношения.

Публикация «Консультация для родителей „Автоматизация звука [Р]“» размещена в разделах

Занимайтесь систематично по 15-20 мин ежедневно. Исправляйте произношение ребенка в повседневной жизни и напоминайте ему, что он должен следить за своей речью.

И не забывайте дать «установку» на правильное звукопроизношение.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой

последовательности: от простого, к сложному.

Необходимо учитывать и смысловую доступность лексического материала. Ребенку нужно обьяснять значение незнакомых слов.

Итак, сначала необходимо добиться легкого произношения изучаемого звука изолированно : -рррр рррр. (на первых этапах возможно произношение звука с призвуком Д или Т * дррррр, трррррррр)

Важно! Ребенок должен четко знать артикуляцию и характеристику изучаемого звука. Используется игровой прием «Как рычит собака?» - звукоподражание. Отрабатываемый звук произносить четко и длительно (закрепляем артикуляционный уклад и привлекаем слуховое внимание).

1. Этап - автоматизация изолированного звука

Вспоминаем положение органов артикуляции при произнесении звука Р. Образ буквы. Выложить шнурком, разными буквами, карандашами, гречкой, слепить. Сделать руками.

«Рычи» : громко, тихо.

«Поймай звук» Я произношу разные звуки, как только услышишь [р] — произнеси его четко и длительно нет — топни.

«Игра с кубиком» - бросаем кубик по очереди произносим столько раз РРР, сколько точек выпало.

«Звуковые дорожки» - проводим пальчиком по дорожке, произнося отрабатываемый звук.

«Рычи» голосом мамы, папы, дедушки.

• Произнеси [р] столько раз, сколько услышишь хлопков; сколько раз подниму руку, дотронусь до тебя….

• Я буду писать тебе буквы на спине, как только напишу Р — произнеси этот звук четко. Нет — сожми кулачок.

• Я тебе напишу разные буквы, а ты подчеркни (обведи, все буквы Р и чётко их произнеси. Р о к р с в р б ю ь э р р н р.

2 Этап — автоматизация в слогах

Автоматизируем твердый звук р, значит, с гласными а о у ы э.

В простых слогах (ра, ру, ро, ры, рэ, ар, ур и т. д.)

• Игра «Эхо». Попросите ребенка повторить за Вами слог и серии слогов. Упражнение хорошо развивает память и слоговую структуру речи.

• дра-дры-дро-дру

дры-дро-дру-дра

дро-дру-дра-дры

дру-дра-дры-дро

• По одному слогу. По два слога одинаковых или разных. По 3-4 слога одинаковых или разных (ра-ра-ра, ру-ру-ру, ры-ры-ры, ро-ро-ро). Можно говорить на разной высоте голоса и с разной громкостью, с разной интонацией.

«Пирамидка» - нанизывает колечки и проговаривает слог.

«Соедини ладошки» - на одну кладём р, на другую - у. Или наоборот. Соединяем ладошки и чё тко произносим: РРРу, уРРР.

«Весёлая песенка» рэ — рэ --- рэ-рэ-рэ – (мотив этой песни придумайте сами).

«Какой слог лишний?» ра — со — са; ор — ур – ам – ыр.

«Доскажи словечко». Взрослый начинает, а ребенок заканчивает слово, правильно произнося слог.

Дует сильный ве. (тер).

Вика вяжет сви. (тер).

Миша сорвал с грядки красный поми. (дор).

Землю пашет трак. (тор).

Папа включил телеви. (зор).

На перекрестке свето. (фор).

В чай кладут са. (хар).

3 Этап - автоматизация звука в словах

Игра «Телеграфист». (Это кто) Я тебе буду называть слова, а ты произноси их, четко и по слогам. Му-ра-вей. Муравей, муравейник, каравай, караван, парашют, парашютист, каракатица, карандаш, карамель, курага, курабье, макраме, буран, баран, карась, гараж, барабан, баранки, фотография.

• Какой слог исчез из слова Буратино? Бу. тино. - Ра. Буратино. Сорока? Со….ка. - Ро. Сорока.

• Игра «Один — много» Кедр - кедры, кадр-, выдра-, ведро-, подруга-…

• Игра «Назови ласково»

Друг - дружок, подруга-, дракон-, квадрат-, дрова-, ведро-, ядро-, бедро-…

• Игра «Будь внимательный» Повторяй слова, в которых есть [р] : мох, суп, пар, лак, рот, дым, сон, сыр, муж, лось, рак, мел, бор, сок, лук, мех, рубль, дом, брат, снег, квас, гром, град, стук, бровь, плот, душ, крот, ночь, брошь, лес, кран, нос, пёс, друг, дочь, круг, мак, сук, рысь.

• Игра «Фотоаппарат». Запомни как можно больше предметов и назови. (подобрать в интернете или с сюжетной картинки).

• Игра «Чего не стало?». Рассмотрели картинку, убрали. Была Корзина. Нет корзины. Был карандаш. Нет карандаша.

• «Игра «В гостях у гномов». Я назову предмет, а ты сделай его маленьким. Ручка — ручечка. Карандаш — карандашик.

4 Этап - произнесение [р] во фразе, словосочетании

• Игра «Опять 2 и 5». Например: Шар – 2 шара, 5 шаров. Слова: карандаш, тигр, кролик, персик, груша, тетрадь, морковка, муравей, сорока, зебра, морж, кровать, сарафан, пароход, фуражка, иигрушка.

Подбери признак к предмету: морковь (оранжевая морковь, огромная морковь, картошка (свежая картошка, ….

Счет 1 - 5 и обратно: ракушка + прилагательное (необычная ракушка). Одна необычная ракушка, две необычные ракушки,, пять необычных ракушек.

• Продолжи предложения.

Я несу дрова. Ты… Он… Она… Мы. Они…

Я читаю о друзьях. Ты… Он… Она… Мы… Они…

• В чистоговорках ребёнку предлагается продолжить фразу и закончить ее словом. Чистоговорки можно придумывать самим. Они не только закрепляют правильное произношение звука, но и развивают чувство ритма и рифмы.

Аш-аш-аш, есть у Ромы. (карандаш).

Ши-ши-ши, на столе. (карандаши).

Шом-шом-шом, рисует Рома. (карандашом).

Вей-вей-вей, несет травинку. (муравей).

Раном-раном-раном, баран бодается с. (бараном).

• Составление предложений со [р]. Юра играет. Утром Юра играет. Ранним утром Юра играет. Ранним утром Юра играет с братом. Ранним утром Юра играет с братом Ромой. Ранним утром Юра играет с роминым братом.

Индивидуальные особенности ребенка.

При всех общих правилах работы, дети, даже в одном и том же возрасте, имеют различные успехи. Ориентируйтесь на индивидуальные возможности ребенка. Я говорю о скорости работы. Кто-то при систематических занятиях двигается быстрее, кто-то медленнее.

Желаю успехов в достижении положительных результатов!

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах»Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах» Тема: Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах. Форма занятия: подгрупповая, старшая группа. Цель: автоматизировать звук [Ш] в слогах и.

Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах» Конспект индивидуального занятия. Тема: Звук Ш Этап: Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах Задачи: 1. Развивать артикуляционную моторику.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [С]» Цель: автоматизировать изолированный звук [с]. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: - упражнять в правильном произношении изолированного.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [с] в словах» Цель:автоматизировать звук [с] в словах. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении звука [с] в начале,.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в словах» Цель: автоматизировать звук [ш] в словах. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: - упражнять в правильном произношении звука [ш].

Конспект индивидуального занятия с ребёнком с МДР «Автоматизация звука [ш]»Конспект индивидуального занятия с ребёнком с МДР «Автоматизация звука [ш]» «Автоматизация звука «Ш». Цель: автоматизация звука «Ш» в предложениях. Задачи. Коррекционно-образовательные: • закреплять умение правильно.

Конспект индивидуальной ОД «Автоматизация звука [Р]» Цель: правильное произнесение звука [Р] в слогах, словах и предложениях. Задачи: -закрепление правильного употребления формы род. падежа.

Конспект ОД по развитию речи «Постановка и автоматизация звука [Ш]» Конспект ОД по развитию речи "Постановка и автоматизация звука "Ш" " Тема: «Постановка и автоматизация звука [Ш]».Цель: Создание условий.

Лэпбук «Автоматизация звука [ш]» для детей 5–7 летЛэпбук «Автоматизация звука [ш]» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» города Смоленска Методическая разработка Автор: учитель-логопед.

Лэпбук «Автоматизация звука [с]» для детей 5–7 летЛэпбук «Автоматизация звука [с]» для детей 5–7 лет Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» города Смоленска Методическая разработка Автор: учитель-логопед.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Автоматизация звука [Р]»
Опубликовано: 11 марта 2022 в 18:59
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД