Екатерина Бабанова
Консультация для родителей «Классификация игр и их значение в психическом развитии ребенка»
Наиболее известной классификацией детских игр в зарубежной дошкольной педагогике является классификация Ф. Фребеля, в основу которой положено влияние игр на психическое развитие детей (умственное, сенсорное, физическое).
Автор выделяет умственные, сенсорные, подвижные игры. Ф. Фребелем был разработан для умственных и сенсорных игр уникальный дидактический материал «Дары Фребеля», который и сегодня используется в дошкольных учреждениях многих стран мира.
Публикация «Консультация для родителей „Классификация игр и их значение в психическом развитии ребенка“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для родителей
- Психология школьников
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, что базируется на самостоятельности и творчестве детей в игре. Первым к классификации детских игр по такому принципу подошел П. Ф. Лесгафт. Он считал, что дошкольный возраст – это период имитации новых впечатлений и их осмысления путем умственной подачи. Стремление ребенка в 6-7 лет жизни к отражению и осмыслению впечатлений от окружающей жизни удовлетворяется в играх, которые по содержанию имитационные (подражательные, а по организации – самостоятельные, без излишней регламентации со стороны взрослых.
В школьные годы дети охотно играют в специально созданные игры, в которых деятельность регламентируется по содержанию и норме. П. Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами).
На современном этапе классификация детских игр была разработана С. Л. Новоселовой. В ее основе лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого). Автор выделяет три группы игр:
- Игры, возникающие по инициативе детей - самостоятельные игры: игра-эксперимент; самостоятельные сюжетные игры: сюжетно-отражательные, сюжетно- ролевые, режиссерские, театрализованные.
- Игры, возникающие по инициативе взрослых обучающие игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные.
- Игры, истоки которых идут от исторически сложившихся традиций этноса (народные, которые могут возникнуть за инициативой взрослых, а также старших детей: традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, что относится к учебным) .
Анализ современных педагогических исследований по игровой деятельности детей (Л. В. Артемова, А. К. Бондаренко, А. И. Григоренко, Г. Й. Жуковская, С. Л. Новоселова, Ю. М. Косенко, Т. А. Маркова, Д. В. Менджерицька, Н. Я. Михайленко, Г. С. Швайко, Л. И. Шейко и др.) дают возможность сгруппировать их таким образом.
• Цель игры: обучающие игры, развлекательные игры, подвижные игры, игры-забавы, игры-занятия, музыкально-дидактические игры, народные игры, этнографические игры.
• Содержание: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, игры с литературными сюжетами, режиссерские, речевые, театрализованные, спортивные, дидактические.
• Дидактический материал: игры на наглядной основе (игры с предметами, игрушками, картинками, музыкальными инструментами, лото, домино, настольно-печатные игры и т. п., словесные и вербальные игры.
• Способ организации: коллективные, групповые, индивидуальные, парные, инициативные, самостоятельные, стимулированные, творческие.
Основное значение игры для психического развития детей состоит в том, что благодаря особым игровым приемам, а именно принятию ребенком на себя роли взрослого, выполнению его общественных функций, символическому характеру многих предметных действий, переносу значений с одного предмета на другой, ребенок моделирует в игре отношения между людьми. Ролевая игра выступает как вид активности, объединяющий общение и предметную деятельность и обеспечивает их сплошной влияние на развитие ребенка. В игре формируются такие новообразования, как стремление к общественно-значимой и общественно-оценочной деятельности, что характеризует готовность ребенка к начальному обучению.
Классификация игр и их значение в психическом развитии ребенка
Наиболее известной классификацией детских игр в зарубежной дошкольной педагогике является классификация Ф. Фребеля, в основу которой положено влияние игр на психическое развитие детей (умственное, сенсорное, физическое).
Автор выделяет умственные, сенсорные, подвижные игры. Ф. Фребелем был разработан для умственных и сенсорных игр уникальный дидактический материал «Дары Фребеля», который и сегодня используется в дошкольных учреждениях многих стран мира.
В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, что базируется на самостоятельности и творчестве детей в игре. Первым к классификации детских игр по такому принципу подошел П. Ф. Лесгафт. Он считал, что дошкольный возраст – это период имитации новых впечатлений и их осмысления путем умственной подачи. Стремление ребенка в 6-7 лет жизни к отражению и осмыслению впечатлений от окружающей жизни удовлетворяется в играх, которые по содержанию имитационные (подражательные, а по организации – самостоятельные, без излишней регламентации со стороны взрослых.
В школьные годы дети охотно играют в специально созданные игры, в которых деятельность регламентируется по содержанию и норме. Следовательно, П. Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами).
На современном этапе классификация детских игр была разработана С. Л. Новоселовой. В ее основе лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого). Автор выделяет три группы игр:
- Игры, возникающие по инициативе детей - самостоятельные игры: игра-эксперимент; самостоятельные сюжетные игры: сюжетно-отражательные, сюжетно- ролевые, режиссерские, театрализованные.
- Игры, возникающие по инициативе взрослых обучающие игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные.
- Игры, истоки которых идут от исторически сложившихся традиций этноса (народные, которые могут возникнуть за инициативой взрослых, а также старших детей: традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, что относится к учебным) .
Анализ современных педагогических исследований по игровой деятельности детей (Л. В. Артемова, А. К. Бондаренко, А. И. Григоренко, Г. Й. Жуковская, С. Л. Новоселова, Ю. М. Косенко, Т. А. Маркова, Д. В. Менджерицька, Н. Я. Михайленко, Г. С. Швайко, Л. И. Шейко и др.) дают возможность сгруппировать их таким образом.
• Цель игры: обучающие игры, развлекательные игры, подвижные игры, игры-забавы, игры-занятия, музыкально-дидактические игры, народные игры, этнографические игры.
• Содержание: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, игры с литературными сюжетами, режиссерские, речевые, театрализованные, спортивные, дидактические.
• Дидактический материал: игры на наглядной основе (игры с предметами, игрушками, картинками, музыкальными инструментами, лото, домино, настольно-печатные игры и т. п., словесные и вербальные игры.
• Способ организации: коллективные, групповые, индивидуальные, парные, инициативные, самостоятельные, стимулированные, творческие.
Основное значение игры для психического развития детей состоит в том, что благодаря особым игровым приемам, а именно принятию ребенком на себя роли взрослого, выполнению его общественных функций, символическому характеру многих предметных действий, переносу значений с одного предмета на другой, ребенок моделирует в игре отношения между людьми. Ролевая игра выступает как вид активности, объединяющий общение и предметную деятельность и обеспечивает их сплошной влияние на развитие ребенка. В игре формируются такие новообразования, как стремление к общественно-значимой и общественно-оценочной деятельности, что характеризует готовность ребенка к начальному обучению.