Консультация для родителей «Надо ли развивать фонематический слух?»

Ксения Мурзина
Консультация для родителей «Надо ли развивать фонематический слух?»

Консультация для родителей

Тема: Надо ли развивать фонематический слух? И зачем? ЭТАП I.

Провела: Учитель-логопед Мурзина Ксения Николаевна

Цель: Проконсультировать родителей о необходимости развития у дошкольников фонематического слуха, вследствие несформированности которого у ребенка в дальнейшем могут появиться трудности при обучении чтению и ошибки при письме.

Часто различные трудности при обучении чтению и письму объясняются плохо развитым фонематическим слухом. А что же такое – этот фонематический слух и надо ли его развивать?

Что же такое фонематический слух? Не будем вдаваться в теорию. Главное, понять суть. Приведём формулировку этого понятия из словаря.

Фонематический слух — различение (анализ и синтез) звуков речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.

Независимо от методики обучения чтению, ребенку необходимо слышать и различать речевые звуки. В нашем языке, несмотря на то, что букв всего 33, звуков гораздо больше. И часто различаются они только небольшими оттенками.

Попробуйте объяснить ребенку, чем различаются первые звуки в словах Мел и Мал. Как бы Вы не объясняли, что один звук твердый, а другой мягкий, если ребенок не слышит этих отличий, то он и не поймет. В данном примере, это неслышание может отразиться на неправильном звуковом анализе слова. К счастью, звуковой анализ слова мы делаем крайне редко и то, только на этапе обучения чтению и письму. Казалось бы, ничего страшного, что анализ слова будет ошибочным.

А вот если ребенок не услышит твердый и мягкий звук в словах Мять и Мат, то это выльется в грамматические ошибки. И часто дети умудряются в одном слове сделать по несколько ошибок только из-за неразвитого фонематического слуха.

Когда же начинать развивать фонематический слух?

Прямо с рождения. Когда учим повторять и различать слова и звукоподражания.

- Как говорит кошка? (Мяу, мур-р)

- Как стучит папа в дверь? (Тук-тук)

- Как едет машина? (У-у-у, др-р-р)

- Как говорит водичка? (С-с-с, кап-кап)

Все эти звукоподражания формируют основу фонематического слуха, умение слышать речевые звуки. Но нам надо не только слышать, но еще и различать, и разделять. Вот этот, более сложный этап обучения мы начинаем где-то в 5-6 лет. Здесь наша задача – научить разделять звуки, определять отдельный звук в слове, различать парные согласные, твердые и мягкие звуки только на слух.

Даже если Ваш ребенок говорит чисто и правильно, это не является свидетельством развитого фонематического слуха. Часто дети просто не могут разделить звуки в слоге и на вопрос «Какой первый звук в слове ЛУНА?» говорят – «ЛУ». Здесь согласный и гласный настолько крепко слились, что разделить их ребенку очень трудно. Но надо.

Это надо, прежде всего, для грамотности ребенка, для того, чтобы он научился писать без проблем. Потому, что если не научить ребенка выделять отдельные звуки в слове, то он не сможет писать правильно. Такой ребенок постоянно испытывает трудности при письме, обречен на низкую оценку по языку и возможны проблемы при изучении других языков.

Если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо учился в школе, грамотно писал, легко изучал иностранные языки, обязательно развивайте фонематический слух ребенка. Это совсем не трудно и большую часть упражнений можно делать между делом, затрачивая 5-10 минут.

Как развивать фонематический слух?

Для начала проверьте своего ребенка.

1. С этой целью предложите ему повторить слоги парами: са-ша, ша-са, ач-ащ, са-ца, ра-ла, ша-жа.

- Если ребенок неправильно произносит, предложите ему такое задание: Если услышишь слог ша, хлопни в ладоши.

2. Проверим, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу.

А) Предложите ему выбрать нужную картинку среди: жук - сук; дом - сом; мишка - миска; коза - коса; лужа - лыжа.

Б) Рассказать о значении слов: "Что такое лужа и что такое лыжа?"

3. Следующий прием позволит выявить степень развития внимания и слуховой памяти. Предложите ребенку повторять сходные слова: Маша - Даша - каша; тень - день; день - пень; бек - лак - мак - так - рак; жук - лук - сук - тук.

Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение у малыша фонематического слуха. Надо приступать к занятиям!

Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков. Задания предлагаются в строгой последовательности, условно подразделяясь на шесть этапов:

1 - узнавание неречевых звуков;

2 - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;

3 - различение слов, близких по звуковому составу;

4 - различение слогов;

5 - различение звуков;

6 - анализ звукового состава слова.

Приступаем непосредственно к развитию фонематического слуха. Как уже говорили, работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи. Задания предлагаются в строгой последовательности, условно подразделяясь на шесть этапов.

Цель первого этапа - развитие слухового внимания и слуховой памяти, что особенно важно для успешного развития фонематического восприятия вообще. Неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного произношения, поэтому важно научить ребенка слышать звуки, уметь их сравнивать.

Рассмотрим, какие игры и упражнения можно проводить с детьми на первом этапе работы: это различение и узнавание неречевых звуков.

1. Предложите малышу послушать звуки за окном: Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто разговаривает? Кто смеется?

2. Используйте следующие игры:

1) Игра "Поищи!" Малыш закрывает глаза или поворачивается спиной. Вы прячете игрушку и предлагается найти ее, ориентируясь на силу ударов в бубен (хлопки в ладоши, звон колокольчика): если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка - бубен бьет громко, если удаляется - тихо.

2) Игра "Где колокольчик?" Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка колокольчик.

3) Игра "Угадай, что делают" Расставьте на столе несколько предметов. Производя с ними действия (постучать карандашом о стакан, погреметь коробкой с кнопками, погремушкой, предложите ребенку внимательно слушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем прикройте предметы ширмой, а малыш пусть отгадает, что гремит или звенит.

Играя с ребенком, день ото дня усложняйте задачу, увеличивая количество предметов. В результате, последние варианты этой игры должны быть такие: в ряд ставят несколько игрушек или предметов. Слева направо каждый последующий предмет должен все больше быть похож по звучанию на предыдущий. Например, стакан, чашка, кружка металлическая, кружка керамическая, деревянный бочонок. Количество звучащих предметов надо постепенно увеличивать от 2 до 5.

4) Игра "Угадай, что делают" (усложнение игры). Познакомьте ребенка со звуками, которые издают разные предметы: мяч, ударяясь о стол; шарик, перекатываясь в стеклянной банке, керамической кружке; газета, если ее разрывать. Затем, эти же действия, но в другой последовательности производите за ширмой. Пусть ребенок как можно полнее и точнее расскажет, что он слышит.

5) Игра "Ритмическое эхо". Стоя друг против друга, или располагаясь в кругу, предложите детям сыграть в ритмическое эхо. Объясните, что эхо все повторяет. Предложите в точности повторять то, что вы будете прохлопывать, т. е. стать эхом. Начинайте с самых простых ритмических фигур. Если дети легко справляются с заданием, усложните ритм или ускорьте темп. Можно для удобства произносить какие-либо слова по слогам.

Предложите ребенку дать такое же задание вам, попробуйте умышленно ошибиться. Заметит ли он это?

Такие игры нужно проводить с детьми, начиная с 2-3 лет. Если малыш уже старше, но вы обнаружили снижение фонематического слуха, вам так же следует начать работу с этих игр. Только постепенное усложнение заданий позволит добиться максимальной эффективности.

Публикации по теме:

Формирование и развитие фонематического слуха у дошкольников Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно.

Перспективный план по самообразованию логопеда ДОУ Год Проблема Тема Этап, сроки освоения Содержание работы Результат, форма отчетности 2014 – 2015 учебный Фонетико –фонематическое недоразвитие.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Надо ли развивать фонематический слух?»
Опубликовано: 8 января 2015 в 14:54
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 декабря. День арт-терапии на МААМ

Арт-терапия – это одна из специальных форм психологической помощи, которая базируется на искусстве, а именно – на творческой и изобразительной деятельности ребёнка или взрослого. В этом случае человек не...

6 декабря. Праздник самодельных новогодних елочек на МААМ

«В лесу родилась елочка» — слова этой песенки в России знают все от мала до велика. А ведь этому новогоднему гимну уже больше ста лет. Простая, но милая сердцу, композиция стала поистине народной, но у...

Сценарий новогоднего праздника в младшей группе «Праздник Елочки»
Сценарий новогоднего праздника в младшей группе. Праздник Елочки. Действующие лица: Дед Мороз ( Д. М, Снегурочка, ведущий – взрослые; Петушок, Медведь,...
Сценарий новогоднего праздника «Волшебный Новый год» для детей средней группы
Звучит музыка. Дети вбегают в зал и танцуют вокруг ёлочки. Ведущая: С Новым годом поздравляем! Счастья, радости желаем! Пусть мечты сбываются! Праздник...
Беседа с детьми младшей группы: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»
Цель: Закрепить последовательность действий при умывании и знаний о назначении предметов туалета; воспитывать желание быть чистым и аккуратным; развивать...