Лучший педагог года

Консультация «Организация прогулки как одно из направлений в формировании основ эколого-валеологического воспитания»

Светлана Ускова
Консультация «Организация прогулки как одно из направлений в формировании основ эколого-валеологического воспитания»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 города Ставрополя

Воспитатель Ускова Светлана Николаевна

Консультация для родителей

Тема: «Организация прогулки как одно из направлений в формировании основ эколого-валеологического воспитания».

Публикация «Консультация „Организация прогулки как одно из направлений в формировании основ эколого-валеологического воспитания“» размещена в разделах

Экологическое состояние нашей планеты и тенденции его ухудшения требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы есть и в России - свои в каждом регионе. Россияне знают о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. Этому способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большим содержанием выхлопных газов. Экологические проблемы и необходимость их преодоления породит новое направление в образовании - экологическое : всем необходимо понимать, как человек связан с природой и зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать. Два последних действия - этот период становления экологического образовательного пространства. Этот период выбора новых методов работы, новых понятий: «экологическое сознание», «экологическая культура» и др., в том числе и понятие «экологическое воспитание дошкольников». В этот период осуществляется поиск эффективных методов экологического образования и воспитателя. Одним из методов является прогулка детей, организуема в дошкольных учреждениях. На участках создается развивающая среда. Благоприятный микроклимат получается, если вся территория хорошо озеленена: по периметру вдоль забора посажены высокие деревья и кустарники, являющиеся преградой для пыли, выхлопных газов, сильного ветра, уменьшающие шум улицы и создающие тень в жаркие летние дни. При этом следует сажать различные породы деревьев, обладающих разными качествами: клен имеет крупную и красивую листовую пластинку, дает густую тень; ясень интересен гроздьями осенью, которые остаются на всю зиму; липа прекрасна своим ароматом в разгар лета; у осины необычно дрожит листва; тополь - быстро растет и является хорошим пылесборником; черемуха замечательно цветет, пахнет и выделяет фитонциды. На групповых участках могут расти - одиночные или группами _ березы, очень красива свешивающимися ветвями раскидистая ива, прекрасен каштан _ листьями и цветами - свечками. Высокие кустарники создают нижний защитный ярус, их создают также по периметру между деревьями. Древесную растительность дополняет сплошной травяной покров всей территории. Он создает хороший микроклимат в слоях воздуха, прилегающих к земле - именно там, где находятся дети. Трава защищает воздух от пыли, хорошо его увлажняет; кроме того, зелень перед глазами детей успокаивает их нервную систему. На территории дошкольного учреждения, особенно если она большая, могут быть созданы самые различные «экологические пространства», которые используются для оздоровления и экологического воспитания детей. Организация регулярной и разнообразной деятельности детей в зеленной зоне учреждения способствует развитию познавательной (проведение циклов наблюдений, практической (создание и поддержание необходимых условий для труда в природе, природоохранной (зимняя подкормка птиц, акции в защиту природных объектов) активности детей. На нравственное развитие

детей большое влияние оказывает практическая природоохранная деятельность. Хорошо организовывать уборку и очистку от бытового мусора участок постоянного пребывания детей. Прогулки, организуемые в разные сезоны, позволяют наблюдать состояние растений и периоды развития. Дети должны увидеть, что это связанно с дефицитом или избытком условий внешней среды, факторов неживой природы (света, тепла, влаги). Наблюдения, которые проводят воспитатель и эколог, не должны быть длительными, с большими пояснениями, чтобы не утомлять детей. Уместно обращать их внимание на интересные явления и задавать вопросы проблемного характера, которые будут побуждать ребенка самостоятельно искать ответы и наблюдать. Эстетическое воспитание детей на природе начинается с демонстрации территории - педагоги говорят, что здесь красиво, потому что все чисто и ухоженно. Воспитатель развивает в детях чуткость к восприятию прекрасного в природе на самых различных явлениях: круживо листьев, просветы голубого неба, стремительный полет птиц, чарующее порхание бабочек и многое другое. Конечно, воспитатель должен показать красоту самих растений, нежную или сочную зелень листьев, яркий праздничный наряд осенью, цветы любой формы, окраски и размера. Взрослые сами обращают внимание детей и сами восторгаются свисающими ветками ивы, стройными и высокими березами. Красота повсюду, воспитатель побуждает детей самим находить ее, наслаждаться, показывать другим и сохранять. Оздоровительное, воспитательное и развивающее значение имеют лишь прогулки, которые правильно подготовлены и организованы.

Средства реализации программы экологического воспитания на прогулке : наблюдения, труд в природе, опыты, игры, рассматривание картин, чтение произведений художественной литературы.

Успех экологического воспитания будет достигнута при взаимосвязанной работе дошкольного учреждения. Родителям можно организовывать походы с детьми в ближайшее природное окружение - это интересное и полезное педагогическое мероприятие. Одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Поход - это комплексное мероприятие прежде всего по своей организации : его планируют, обдумывают, готовят и проводят несколько взрослых. Положительное воздействие на здоровье в походе дети получают от целого рода факторов:

- Радостные чувства у детей вызывает подготовка к походу, ожидание ярких впечатлений, выхода в новое (или редко посещаемое) место.

- Положительное воздействие на здоровье оказывает окружающая среда: чистый и насыщенный кислородом воздух, красивые пейзажи, цветущие растения, изобилие зеленного (успокаивающего) тока, приятных лесных шумов.

- Длительный переход (пешком, на лыжах, велосипедах) на относительно большое расстояние развивает выносливость детей, укрепляет мускулатуру ног и всего тела.

- Положительно на здоровье детей влияют все походные мероприятия (подвижные игры, упражнения, соревнования, чередующиеся отдыхом, закаливающие процедуры в особо жаркие дни и в благоприятной обстановке).

На умственное развитие детей в походе оказывают влияние различные мероприятия познавательного характера: наблюдения за явлениями природы, пояснения взрослых, отгадывание загадок во время отдыха. Ведущее значение среди этих мероприятий имеют наблюдения - они могут быть самого различного содержания в зависимости от времени года, конкретного природного окружения (экосистемы, опыта посещения ее детьми. Поход в лес предполагает ознакомление дошкольного с сообществом растений им надо показать и назвать деревья, кустарники, которые являются ведущими в составе леса. От них зависит травянистый покров, наличие грибов, ягод. Важно познакомить детей и с лесными животными, прежде всего по следам их деятельности (самих животных ввиду их открытого образа жизни обнаружить очень сложно). Очень интересно наблюдать с детьми муравейник; во влажных местах - лягушку; в сухих ящерицу, ежа; старый пень в лесу (это мини экосистема, в которой уживаются грибы, мхи, лишайники, насекомые и многие микроорганизмы). Очень интересны походы в места, где есть водоемы: детей можно познакомить с водно - прибрежной системой, показать им, кто и почему живет в воде, на берегу, как растения и животные связаны с этим местом, как приспособлены жить в водной среде и на побережье. Утки, лягушки, стрекозы, комары - все дают повод для наблюдений, интересного разговора или обсуждения. Как в лесу, так и возле воды детям можно показать растения, которые отсутствуют на участке детского сада: тени - и влаголюбивые, лекарственные, редкие и охраняемые, ядовитые.

Хорошая подготовка создает хороший настрой у всех участников похода, а само мероприятие оставляет глубокий эмоциональный след у каждого ребенка.

Публикации по теме:

Формирование представлений о родном крае как одно из средств воспитания духовно-нравственных качеств 1 слайд - «Формирование представлений о родном крае, как одно из средств воспитания духовно – нравственных качеств» 2 слайд -«Любовь к родному.

«Пересказ сказки, как одно из направлений работы по формированию связной речи» На занятиях по развитию речи одним из важных приёмов по развитию связной речи дошкольников является пересказ. Занятия по пересказу имеет.

Использование «метода проектов» в формировании основ нравственно-патриотического воспитания. Проект «Праздничная улица» Основной принцип построения эколого-краеведческих занятий с дошкольниками базируется на использовании разнообразных педагогических технологий.

Консультация для педагогов ДОУ «Роль системного подхода в формировании основ здорового образа жизни у дошкольников». "Система" - слово греческое (systema, буквально означает целое, составленное из частей; совокупность элементов, находящихся в отношениях.

Консультация для родителей «Организация музыкально — эстетического воспитания в семье в современных условиях» Консультация для родителей. Организация музыкально - эстетического воспитания в семье в современных условиях. Педагоги и психологи справедливо.

Консультация «Познавательно-исследовательская деятельность как одно из условий развития детей дошкольного возраста» «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Организация дополнительного образования в ДОО как одно из важнейших условий социализации дошкольников Организация дополнительного образования в дошкольном учреждении как одно из важнейших средств социализации дошкольников. Майорова Г. Ф. ,.

Организация тематических вечеров (праздников) как средство гражданского воспитания дошкольников Выступление дошкольников в пении, играх, хороводах, увеличивает и формирует младенческий тело, делает лучше соединение перемещений. в каждом.

Статья «Природа как одно из важных средств воспитания ребенка» Как лучше всего воспитывать своих детей в эпоху технологического прогресса? Как сделать, чтобы дети не утратили связь с природой? Для этого.

Тематическое планирование психических процессов, здоровьесберегающих технологий и эколого-валеологического воспитания Тематическое планирование психических процессов, здоровьесберегающих технологий и эколого-валеологического воспитания, театральной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Организация прогулки как одно из направлений в формировании основ эколого-валеологического воспитания»
Опубликовано: 10 декабря 2017 в 13:35
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД