Получи документы

Консультация для родителей Тема: «Придумай сказку»

Наталья Антоненко
Консультация для родителей Тема: «Придумай сказку»

Консультация для родителей Тема:

Творчество детей-это глубоко своеобразная сфера

их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение,

в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность

каждого ребенка».

В. А. Сухомлинский.

Дошкольник живет в мире фантазии. В его сознании переплетаются реальное и вымышленное, жизнь и сказка. Воображение проявляется во всех видах деятельности малыша. Слабая критичность мышления определяет видимое богатство воображения детей. Только в 5-7 лет образы становятся достаточно динамичными, яркими, многоплановыми. Воображение начинает превращаться в произвольный процесс.

Публикация «Консультация для родителей Тема: „Придумай сказку“» размещена в разделах

На основе воссоздающего воображения складывается творческое. Старший дошкольник при создании оригинальных образов уже чувствует границы сказочного и реального. В конце дошкольного возраста воображение находит опору в речи. Тогда появляются игры с воображаемым планом. Сочинение историй и сказок становится особым видом словесного творчества.

Сказка является одной из первых сфер творчества в которой ребенок утверждает свои способности, познает себя, переживает первое чувство гордости от того, что он что-то создает. Свобода передвижений, превращений и действий сказочного мира облегчает ребенку словесное творчество. Мало ли что можно создать, открыв двери в этот желанный для ребенка мир! Сказка- школа народного красноречия. В ней утвердилась особая произносительная культура устной речи с ее ритмическими, рифмованными благозвучными выражениями, проявляющимися в присказках, присловьях, прибаутках, уподоблениях, крылатых выражениях и поучительных речениях: «Вы хотите ли сказочку? Сказочка-это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита облачным поясом»; «Что ни в сказке сказать ни пером описать»; «Выше леса стоячего, выше облака ходячего»; «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»; «Рост в рост, волос в волос, голос в голос».

Сказка- это радость мышления, и, создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению.

Почему народные сказки могут быть средством достижения этой цели?

Во-первых, народная сказка более других произведений фольклора известна детям. Жизнеутверждающая идея сказок, их оптимизм вызывает у детей ответные чувства. Сказка покоряет богатством вымысла, своими образами, удивительными переплетением фантастического и реального.

Во-вторых, в процессе слушания сказки, происходит знакомство с родным языком. Мы никогда не сможем уловить тот миг, когда ребенок, слушая сказку, впитывает ее, овладевает определенным соотношением лексических единиц, открывает для себя употребление глагольной формы, роль какого-нибудь предлога, и, тем не менее сказка дает ему обильные сведения о языке.

В-третьих, сказка создает структуру интеллекта ребенка, устанавливает разного рода связи «Я идругие», «Я и вещи», «Вещи подлинные и выдуманные».

Сказка нужна ребенку для того, чтобы создать себе представление о пространстве (далеко-близко) и о времени (давно-сейчас, сначала-потом, вчера-сегодня-завтра). Сказка-средство приобщения ребенка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории.

В. А. Сухомлинский писал: «Если вы хотите, чтобы ваш ребенок стал умным, любознательным, сообразительным, если у вас есть цель утвердить в его душе чувствительность к тончайшим оттенкам мысли и чувств других людей,- воспитывайте, пробуждайте, одухотворяйте и вдохновляйте его ум красотой слова, мысли, а красота родного языка, его волшебная сила раскрывается прежде всего в сказке. Поэтическое звучание родного слова становится музыкой для ребенка, когда он сам берет в руки инструмент, сам творит музыку, видит, чувствует, как его музыка влияет на других людей».

Для того, чтобы научиться сочинять сказки, необходимо знать, что такое народная волшебная сказка, каковы ее особенности. Дети должны осмыслить «механизмы» волшебной сказки, чтобы на этой основе сочинять свои. Но, чтобы такая работа была возможна, прежде всего необходимо читать и рассказывать детям сказки. В маленьком возрасте простые, короткие, доступные детскому пониманию; в старшем возрасте-более сложные, с большим количеством сказочных персонажей с введением волшебных героев и волшебных предметов. Обязательно нужно побеседовать по содержанию сказки, чтобы выяснить, как ребенок понял ее, как запомнил содержание. В младшем дошкольном возрасте предпочтительнее сказки рассказывать, а не читать, это усиливает эмоциональное воздействие, что в свою очередь способствует лучшему пониманию основного смысла сказки. Если сказка невелика можно рассказать ее два и даже три раза, можно повторить только самые яркие места. Затем рекомендуется предложить детям вспомнить наиболее интересные моменты и повторить их словами сказки. Это поможет лучше усвоить содержание сказки.

Дети старшего дошкольного возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературных произведений и понимать некоторые особенности формы, выражающей содержание, т. е. могут уже различать литературные жанры и характерную их специфику.

После чтения сказки необходимо проанализировать ее, чтобы дети смогли понять и почувствовать идейное содержание, художественные достоинства, особенности сказочного жанра, чтобы поэтические образы сказки надолго запомнились и полюбились ребенку; нужно задать вопросы, направленные на осознание детьми основного содержания и характеров героев сказки, средств ее художественной выразительности (зачин, повторы, концовка). Вопросы по содержанию сказки, направленные на выяснение основного смысла и нравственной сущности произведения могут быть самые разнообразные: «О чем говорится в этом произведении? Что нового, интересного ты узнал? Что ты можешь рассказать о герое сказки? Какой он? Как ты оцениваешь поступок того или иного действующего лица? За что ты полюбил героев сказки?».

Вопросы, выясняющие понимание ребенком средств художественной выразительности, также разнообразны: «Какие слова и выражения из этой сказки тебе больше всего запомнились и понравились? Какими словами названы в сказке звери и почему? С чем в сказке сравнивается лес? Как говорится в сказке о главном герое?». Эти вопросы вызывают в сознании ребенка различные ассоциативные связи. Отвечая на вопросы, он ярче представляет себе художественный образ описываемого события и явления. Такое обращение к образу, проникновение в него обеспечивает углубленное понимание содержания произведения, его нравственной сущности и одновременно осознание средств художественной выразительности. Для углубления восприятия и развития поэтического слуха необходимо давать ребенку творческие задания: придумывание сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, словоизменения, подбор рифмы.

Великолепным образцом употребления сравнений в художественной речи являются малые формы фольклора. Чтение и заучивание песенок- потешек будет способствовать развитию эстетического восприятия. Если вначале обратить внимание ребенка на сравнение в литературном произведении, а затем привлечь к самостоятельному подбору сравнений, это подготовит к более глубокому восприятию средств художественной выразительности. В дальнейшем эта работа может вызвать стремление к сочинению собственных сказок, рассказов, стихов. Очень хорошо предложить детям иллюстрации к знакомым сказкам с тем, чтобы ребенок восстановил содержание; затем можно предложить серию картинок, незнакомых ребенку и предложить придумать свою сказку. Можно во время чтения сказки остановиться и спросить: «Как ты думаешь, что было дальше?». Можно предложить ребенку тему для сочинения. Еще глубже проникнуть в мир волшебной сказки поможет создание творческой атмосферы: использование картин, аудио и видеозаписей. Перед ребенком оживает чудесный мир, заполненный солнечным сиянием, лесным шумом, посвистыванием ветра, ослепительным блеском молний.

Материалы биографий и автобиографий многих русских писателей, общественных деятелей, деятелей искусства и науки свидетельствуют о роли сказки в переживаниях детства и влиянии на формирование литературных вкусов, на установление тесных связей с источником животворящей силы-народной мудростью и народной поэзией.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Придумай сказку». Изготовление дидактической игры своими рукамиМастер-класс «Придумай сказку». Изготовление дидактической игры своими руками Здравствуйте, уважаемые коллеги" Сегодня я хочу вам рассказать о том, как быстро и просто, без особых затрат можно изготовить увлекательную.

Консультация для родителей «Читаем сказку-рисуем сказку» Презентация «Консультация для родителей «Читаем сказку – рисуем сказку» В презентации представлены следующие вопросы: Мнемотехника - в переводе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей Тема: «Придумай сказку»
Опубликовано: 19 мая 2015 в 13:40
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД