Ирина Гутько
Консультация для родителей «Развитие творческого мышления при обучении детей отгадыванию загадок»
Гутько Ирина Николаевна
воспитатель
ТМБ ДОУ «Забава»
г. Дудинка
Красноярский край
Консультация для родителей
Тема: «Развитие творческого мышления при обучении детей отгадыванию загадок»
Человек начал создавать загадки в глубокой древности. И составление загадки,и ее разгадыавние требуют пристального наблюдения над объектами действительности,выявления в них характерного,типичного. Указывая на различные предметы,явления,действия,загадкане называет их однозначно:представления о мире облекаются в художественную,образную форму.
Что такое загадка?
На этот счет есть много разных определений,например: «замысловатое,поэтическое описание предмета» или «иносказательное описание» или «мудреный вопрос» и др.Но в их основе лежат одни и те же признаки:
*По содержанию загадка есть замысловатое описание,которое надо расшифровать.
*Описание оформлено в виде вопросительного предложения.
*Описание лаконично.
*Загадке присущ темп.
Из этого следует,что загадка-это краткое описание предмета или явления,часто в поэтической форме,котоорое заключает в себе вопрос или явный (прямой) или предпологаемый (скрытый).
По строению загадки бывают:
Простые - «Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу» (белка)
Сложные - «Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое,рама зеленая» (озеро)
Виды загадок:
Народная или фольклорная (краткая,выразительная,порой грубоватая,разговорного стиля)
Литературная (книжного стиля с привлечением поэтических средств)
Отличия:
Народная загадка сохраняется только в памяти народа,поэтому должна быть краткой.
Автор литературной загадки имеет возможность дать развернутое описание,указывая много признаков,нередко они принимают форму стихотворения.
Жанры (или) темы загадок:
*Жизнь человека.
*Труд человека.
*Быт человека.
*Предметы труда.
*Явления природы.
*Растительный мир.
*Животный мир.
Как отгадывать загадки:
Чтобы отгадать загадку,нужно произвести следующие операции в такой последователоности:
1. Выделить в загадке признаки неизвестного объекта,т. е. произвести анализ.
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком,
По земле не хожу.
Рот есть,да не говорю,
Глаза есть — не мигаю,
Крылья есть — не летаю. (рыба)
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна
Просыпается от сна. (медведь)
2. Сопоставить и объединить эти признаки,чтобы установить между ними связь,т. е. произвести синтез.
3. На основе соотнесенных признаков и выявленных связей сделать вывод,умозаключение,т. е. отгадать загадку.
Но иногда дети не могут отгадать загадку или неправильно ее отгадывают,например:
*«Растянулась,как гармошка чудо-печка под окошком». (батарея) Ответы детей:кошка,т. к. растянулась;скамейка,т. к. под окошком.
*«Сами верхом,а ноги за ушками». (очки)Ответы:человек на лошади.
*«Есть у нас в квартире робот,у него огромный хобот. Любит робот чистоту и гудит,как лайнер ТУ».(пылесос)Ответы:слон,т. к. хобот; мама,т. к. любит чистоту; холодильник,т. к. гудит.
Причины неправильного отгадывания:
1. Дети не дослушивают загадку до конца.
1. Выделяют несколько признаков,объединябт их,устанавливая связь,но один,очень важный,остается не учтенным,например:
* «Что вниз верхушкой растет?» (сосулька) Ответы детей:дерево,т. к. вершина есть,растет. А основно признак — вниз.
*«У песочных ям,у горы крутой стоит великан с железной рукой».Ответы:робот,т. к. железная рука,больше человека. А основной признак — у песочных ям,у горы крутой.
3. Иногда сознательно опускают один из признаков (он им «мешает») или подменяют своим,например:
*«Белое поле,черное семя,кто его сеет,тот разумеет». (грамота,письмо)Ответы:подсолнух,т. к. заменяют белое поле на желтое.
Отгадку надо доказывать.Два способа:
1. Начинать доказательства с отгадки.
2. С рассмотрения признаков.
Загадка развивает наблюдательность,учит воспринимать мир многогранно и образно,помогает совершенствовать человеческую мысль.
«Любознательная пытливость создавала загадку,которая в первоночальном своем виде могла быть не что иное,как смелый вопрос пробужденного ума о таинственных силах и явлениях природы.»
Ю. Г. Илларионова