Консультация для родителей «Шустрики и мямлики»

Соловьёва Елена
Консультация для родителей «Шустрики и мямлики»

«Ну, давай же скорей! Что за копуша! Быстро! Сколько раз повторять! Я жду! Ну, поторопись же! Скорее! Считаю до трех! Мы опоздаем!»

Кто не слышал подобных уговоров во время подъема и одевания ребенка или по пути в детский сад, а то и просто за едой, за умыванием, на прогулке! Нарастающее раздражение матери, ее сердитые интонации, гнев и, наконец, отчаяние: опоздали!- все разбивается о неторопливость ребенка, не дает ни малейшего эффекта. Малыш только ниже опускает голову, сначала отвечает что-то, потом молчит, все глубже погружаясь в пучину отчаяния, а сам действует все медленнее и медленнее. И никак не надевается носок, не завязывается ботинок, не застегиваются пуговицы, а когда наконец долгожданный результат достигнут, оказывается, чти носок надет пяткой вверх, ботинок — не на ту ногу, а пуговицы застегнуты криво.

Дальнейшее зависит от маминого темперамента и исчерпывается, в общем, двумя основными вариантами: мама, либо обреченно вздохнув: «Ох ты. горе мое!», быстро переодевает сына или дочку сама, либо с криком и подзатыльниками (абсолютно безуспешно) пытается снова добиться этого от ребенка и опять-таки в конечном счете делает все за него.

И в том и в другом случае гарантировано испорченное настроение у обоих, сознание собственной неполноценности у ребенка, выраженное недовольство им и скрытое недовольство собой у матери.

Естественно, такие ежедневно повторяющиеся сцены не способствуют благоприятному развитию взаимоотношений матери и ребенка. Растет внутренняя напряженность, учащаются конфликты, связанные не только с описанными ситуациями, когда ребенок, не поспевает за требованиями взрослого, но и с другими, самыми различными поводами.

Почему же это продолжается годами и становится привычным во многих семьях?

- Да такой уж он у нас мямля, какой-то замедленный, говорят некоторые мамы, сумевшие хотя бы осознать этот не очень приятный факт. Ответы же тех, которым не удалось понять, что- эта особенность ребенка его типичное индивидуальное качество.

В легких случаях достаточно мягкого терпения и помощи, например от спокойной бабушки, и все трудности постепенно (и достаточно быстро) сглаживаются сами. В сложных случаях возникают стойкие невротические реакции, сначала у ребёнка, .позже у матери, конфликты учащаются, углубляются, захватывают разные сферы жизни, в них вовлекаются и другие люди. В итоге ребенок попадает в разряд трудных, упрямых. Страдает его нервная система, сужаются его способности к общению со взрослыми и детьми. Это оказывает влияние на развитие ребенка.

А вот противоположная картина:

Ты куда? Ну сколько можно беситься! Ты что, не видишь, куда идешь? Опять ты весь вывозился! Прекрати бегать! Хватит качаться! Немедленно оставь его в покое! Отдай девочке игрушку, это ее!

Такие тирады сопровождают жизнь ребенка другого типа, назовем его «шустриком». Его родители даже завидуют родителям спокойных, малоподвижных детей. «Копуша», по крайней мере, в большей безопасности (физической, а за «шустриками» не уследишь, С них глаз нельзя спускать, Они вечно в движении, всегда ”торопятся,

всюду лезут, все трогают, бросают, роняют и вообще постоянно учиняют чудовищный беспорядок. И все время есть риск, что упадут, измажутся, порежутся, обожгутся. И они падают, мажутся, режутся, полностью оправдывая опасения старших, Это дети, которые до самой школы так и не научились ходить - только бегают, не научились сидеть - уже через минуту начинают вертеться, дергаться, елозить, а потом зевать и скучать. Даже если «шустрикам» удается более или менее безболезненно пережить дошкольный возраст, то уж в школе с самого первого часа их подстерегают беды. Приспособиться им удается редко, а значит, почти наверняка гарантировано попадание в разряд трудных, неудобных и т. д. со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Что же это за дети — «шустрики» и «мямлики»?

Если Ваш ребенок ярко выраженный «шустрик» непоседливый, неугомонный, подвижный, гиперактивный ребенок или типичный «мямлик» - ”медлительный, задумчивый, не сразу реагирующий на изменение ситуации, помните, что это не просто дурной характер который вам хочется обязательно переломить, и даже не темперамент, а, вполне вероятно, специфическая черта вашего ребенка, обусловленная особенностями его нервной системы, возможными перенесенными травмами, о которых вы не помните.

И эту особенность вашего ребенка надо обязательно учитывать в процессе его воспитания. Учитывать — но не пробовать искоренить, переломать, как бы она ни была вам неприятна.

Следует выбрать подходящий, по возможности единый для всех окружающих ребенка взрослых стиль воспитания. При этом нужно отказаться от неуместных, неподходящих воспитательных воздействий, даже если Вы убеждены, что они оптимальны для всех детей этого возраста, даже если их рекомендуют опытные педагоги,

Ищите тот способ общения с ребенком, управления им, который дает наибольший успех по отношению именно к вашему ребенку, которого никто не знает и никто не любит больше чем вы.

В случаях с замедленными «мямликами» и непоседливыми «шустриками» это проявляется очень наглядно.

Детям-«мямликам» требуется постоянная терпеливая и ненавязчивая помощь, они нуждаются в участливом, сочувственном отношении со стороны взрослого, особенно матери. Они, как правило, отличаются неуверенностью в себе, часто сомневаются в правильности своих действий, в выборе решения. Поэтому необходимо поддерживать такого ребенка в убеждении, что всё у него получается, удается, все будет хорошо,

Если дошкольник не может справиться с какими-то заданиями, это совсем не обязательно значит, что он не знает, как и что нужно делать. Гораздо чаще это говорит о том, что ребенок просто не решается приступать к заданию, опасаясь, что у него нёго не получится. В этом случае достаточно предложить ему помощь. Весьма вероятно, что самого ощущения, что он не один, что рядом взрослый, который придет на помощь, окажется достаточным, чтобы неуверенный в себе ребенок постепенно, шаг за шагом справился с заданием, хотя и оглядываясь все время на взрослого в ожидании одобрения и поддержки. «Мямлика» нельзя подгонять, одергивать, ругать за неудачи он моментально «завянет» и может отказаться от дальнейших действий.

Для этих детей требуется время, чтобы предварительно проделать последовательность действий, необходимых для выполнения задания, подробно представить их себе, и лишь затем они могут перейти к их практическому осуществлению. Именно из-за этого они обычно не сразу приступают к делу, что очень

раздражает нетерпеливого взрослого не представляющего себе, о чем это размышляет ребенок и почему он ничего не делает,

Ребенок же — «мямлик» — долго смотрит на картинку, не прикасаясь к ней и не трогая мерки. Затем нерешительно берет мерку, но прикладывает к картинке только один раз. И если не начать его погонять и ругать, часто сразу отвечает, какая дорожка длиннее, потому что проделал все необходимые операции в уме, сопоставляя длину мерки с длиной дорожек, длину прямой дорожки и кривой и т. д.

Для многих детей пооперационный путь доступнее, проще, именно потому он преобладает при обучении детей в детском саду, да и в начальной школе, Но замедленные «Копуши» нередко мыслят по-другому эти «тугодумы» нередко обнаруживают более сложившуюся систему в выполнении подобных учебных заданий, и следует считаться с этим как с их индивидуальной особенностью. Безусловно, не всегда дело обстоит так просто: дети могут задумываться и ошибаться, действовать, хоть и хорошо подумав, но все-таки неправильно. Тогда им должен помочь взрослый, снова объяснить, но обязательно связывая каждое действие с конечной целью.

Другого рода трудности возникают у детей «шустриков». Быстрые, подвижные, непоседы, они доставляют взрослым немало хлопот. Их трудно приучить к порядку, им с трудом удается любая сковывающая их активность деятельность, они нелегко привыкают к четкому режиму. Занятия, проводимые в детском саду, дома, а впоследствии в школе, часто оказываются для них тяжелым испытанием. «Шустрики», обладают повышенной возбудимостью, легко заводятся и так же быстро остывают, они невнимательны, легко отвлекаются, им трудно хоть на мало-мальски продолжительное время сосредоточиться на чем-либо одном.

Если «мямлики» спокойные, иногда грустные, неуверенные в себе дети, то у «шустриков» картина полностью противоположная. Они берутся за любое дело смело и весело, в полной безмятежности уверенные, что никакие неудачи их просто не могут постигнуть. В случае же неудач, а это происходит нередко, они лишь слегка удивляются и очень быстро забывают, Этот факт никак не влияет на их дальнейшее поведение, и поэтому часто именно у таких детей по- многу раз повторяются одни и те же ошибки. Правда, они очень редко возвращаются к одному и тому же действию, неважно, удачному или нет. Им более свойственно браться за другое действие, независимо от результата предыдущего.

При выполнении самостоятельного задания»шустрикам» не приходит в голову продумывать последовательность действий, увязывать их с конкретными промежуточными целями и конечной целью, как это делают терпеливые «копуши». Для них типично импульсное поведение: скорее начать дело (обычно не дослушав задания, а после одной- двух неудач махнуть рукой: «Да ну!», -и с той же энергией броситься на что-нибудь другое,

У таких детей редко формируется достаточная готовность к школе, если с ними специально не заниматься. Непоседливость, неумение сосредоточиться, невнимательность, неспособность посидеть 30-45 минут в одной позе определяют особенность их поведения в школе, на уроках. Педагоги рекомендуют приучать таких детей к школе постепенно, чаще предлагать им требующие терпения задания, игры и развлечения. В частности, могут быть полезны всевозможные раскраски, мозаики, аппликации, конструкторы, из совместных игр- настольные игры, включающие несколько участников., так как возникающий соревновательный мотив способствует поддержанию интереса к игре у азартного «шустрика».

Беда лишь в одном- зачастую приохотить гиперактивного

требующим терпения видам деятельности не удается. Он легко отвлекается, начинает скучать, после первой же неудачи теряет всякий интерес к своей работе, бросает её, не может сам найти себе занятие и мешает остальным.

В чем же причина этого, и какой может быть предложен в данном случае?

Причина заключается, во-первых, в психофизиологических особенностях ребенка, которые определяют ту самую неусидчивость, невнимательность, отвлекаемость, трудность сохранения позы и другие признаки, входящие в понятие «гиперактивность». Это понятно. Но кроме того, они же определяют специфический тип мышления ребенка: у таких детей надолго, иногда до 6-8 лет, сохраняется и преобладает наглядно-действенное мышление, которое в норме свойственно гораздо более младшим детям. Для них легче выполнить каждое конкретное действие, по возможности практически, все потрогать, подвигать, исследовать свойства, и только в практическом действии они в состоянии четко представить себе результат.

Целостное задание распадается таким образом на совокупность конкретных, не связанных действий, из которых они видят обычно только 1-2 первых, Это и определяет во многом хаотичный, беспорядочный ход выполнения задания, а смутная цель легко становится малозначимой и перестает направлять деятельность.

«Шустрики» неспособны выполнять задания, результат которых отдален во времени, - посадить семечко, поливать его, дождаться цветка или, скажем, построить игрушечный дом нужных размеров и планировки, чтобы там жили куклы и звери. Им очень трудно удержать «образ цели», поэтому семечко в землю они, конечно, воткнут, да и польют разок-другой, но после этого уж точно позабудут о своей «посадке». При строительстве же дома из кубиков уже через пару минут окажется, что дом ничем не

похож на задуманный, цель меняется несколько раз за время постройки.

Ну а не видя цели, дети, естественно, не могут держать в памяти определенную последовательность действий (потому что она для них ничем внутренне не определена, а отсюда и беспорядочность, случайные отвлечения и т. д.

Как же помочь такому ребенку, как приучить его к таким полезным для него занятиям, как уже упомянутые мозаики, конструкторы, раскраски, аппликации и т. п.

Гиперактивный ребенок, рвущийся немедленно все сделать сам, нуждается в помощи взрослого не меньше, чем робкий «мямлик». Но помощь ему нужна особая, продуманная, с учетом его индивидуальных особенностей, типа мышления и характерных для него ошибок. Если задумчивый, неуверенный в себе замедленный ребенок нуждается прежде всего в поддержке и одобрении взрослого, к заданию приступает, уже хорошо представляя себе, что будет делать и зачем, то «шустрик» бесстрашно приступает к заданию, уверенный, что оно ему по плечу, и никакое поощрение и одобрение воспитателя его особенно не волнует. На данном этапе оно ему и не нужно. Помощь взрослого в этом случае должна быть более конструктивной — он должен подсказать ребенку способы, с помощью которых дошкольник сможет справиться с заданием, — те самые, которые замедленный «мямлик» разрабатывает и применяет сам с незначительной опорой на ободряющее вмешательство взрослого. «Шустрику» надо показать, какие действия и в какой последовательности надо сделать, чтобы достичь результата, дать ему самому все это проделать, да еще проговорить вместе с ним все его действия, их результаты, да еще соотнести все промежуточные результаты с конечными, Надо не просто все «разжевать», а добиться, чтобы он сам все «разжевал». Ребенок такого типа страдает именно оттого, что не может самостоятельно разработать средства осуществления необходимой задачи, должен дать взрослый. Только тогда удается добиться успеха.

Не всегда понимает мама или воспитательница детского сада, что 6-летний «шустрик» может, как 4-летний малыш, нуждаться в том, чтобы ему объясняли вроде бы совершенно очевидные вещи. Однако именно такая практика себя оправдывает. И хотя вначале от взрослого требуется изобретательность, терпение и напряжение душевных сил, постепенно положение меняется. «Шустрик», усвоив предложенные способы действии, легко переносит эти умения сна-чала на аналогичные виды деятельности, а потом и на другие -отличные от начальных.

В принципе, если таким детям объяснять и показывать весь ход действий, действовать вместе (но не вместо них) с самого начала, они легко обучаются и не хуже других справляются с заданиями и в детском саду, и в школе. Поэтому существенно важна помощь взрослого такому ребенку с самого раннего детства, Как только способы действия будут усвоены, можно предоставить таким детям столь любимую ими самостоятельность и позволять действовать в предпочитаемом ими темпе. Взрослый должен только дать опору — алгоритм действий - и по возможности, включить в него элементы самоконтроля (что для «шустриков» сопряжено с большими трудностями: своих ошибок они обычно не видят и не придают им значения).

Помогают тут и постоянные наводящие вопросы («А эту фишку мы куда поставим? А мерочку мы здесь приложим) Кроме того, необходимо, чтобы ребенок больше действовал с предметами сам, своими руками измерял, прикладывал, сравнивал и потом только делал выводы, а не ограничивался лишь обсуждением задания. Это необходимо потому, что наглядно-образное и тем более вербально-образное мышление у таких детей еще очень несовершенно, и поэтому опора на практические действия является пока неизбежной ступенью. Подгонять и искусственно ускорять этот процесс нецелесообразно, таким детям можно лишь помогать. Особенно ” опасно преждевременно отдавать таких детей в школу, если необходимые качества у них еще не сформированы. Иногда полезнее повторить обучение в подготовительной группе детского сада, но, разумеется, всегда следует подходить к этому индивидуально, учитывая мнение медиков, воспитателей детского сада и учителей первых классов школы в каждом конкретном случае.

То же самое относится и к «замедленным» детям. Основное, что следует помнить в отношении как «шустриков», так и «мямликов»,— это то, что последовательное педагогическое руководство с учетом психофизиологических особенностей таких детей тем эффективнее, чем раньше начато и чем последовательнее осуществляется. Главную роль при этом, конечно, может сыграть семья — внимательная мама, терпеливый папа, мудрая бабушка и их совместные, объединенные усилия.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей» «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей». Рисование для ребенка - это не только серьезный труд, но.

Консультация для родителей «Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей» СОТРУДНИЧЕСТВО ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ ДЕФЕКТОВ РЕЧИ У ДЕТЕЙ. Развитие ребенка в его физическом и духовном становлении в огромной.

Консультация для родителей «Деятельность родителей, направленная на формирование у ребенка желания учиться» В скором будущем вашему ребенку предстоит пойти первый раз в первый класс. Вместе с гордостью за своего ребенка вы испытываете также и некоторое.

Консультация для родителей «Импровизация звуками как игровая деятельность родителей с детьми» Консультация для родителей «Импровизация звуками — как игровая деятельность родителей с детьми» Одной их самых увлекательных и совершенно.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Шустрики и мямлики»
Опубликовано: 20 октября 2019 в 03:59
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 ноября. День ракетных войск и артиллерии

Артиллерия – это бог войны, а офицеры-артиллеристы – элита любой армии. Потому что для этой профессии необходим высокий уровень подготовки (несмотря на то, что с приходом компьютеров громоздкие таблицы на...

19 ноября. День рождения М.В.Ломоносова

19 ноября 1711 года родился Михаил Васильевич Ломоносов – российский ученый-естествоиспытатель мировой величины. Химия, физика, астрономия, история, география, геология, металлургия, стекловедение и даже...

Проект «Пернатые друзья: знакомство с птицами»
«Пернатые друзья: знакомство с птицами» ( младшая группа общеразвивающей направленности) Составители проекта: воспитатели Карелина Е. А, Семенюк И. Н....
Конспект занятия по рисованию «Укрась юбку дымковской росписью» с детьми среднего...
Цель: создать условия для закрепления знаний детьми о дымковской росписи. Задачи: - Продолжать знакомить детей с народным декоративным искусством (...
Конспект логоритмического занятия «Мамин День»
Логоритмическое занятие на тему: «Мамин День». Цель: Коррекция речевых нарушений посредством сочетания слова, ритма, музыки и движения. Задачи: -...