Консультация для родителей «Трудности старших дошкольников и младших школьников в овладении чтением и письмом»

татьяна хлынова
Консультация для родителей «Трудности старших дошкольников и младших школьников в овладении чтением и письмом»

Часто родители недоумевают: «У меня ребенок смышленый и не глупый, а в тетрадках - ошибка на ошибке. И читает по слогам, как маленький. А про оценки даже говорить не хочется… Что с ним происходит?»

На самом деле виной всему особенность речевого развития. Эта беда имеет имя. Дисграфия и часто сопровождающая ее дислексия – это неспособность ребенка овладеть в должной мере письмом и чтением, несмотря на сохранный интеллект, физический слух и зрение. Распознают дисграфию по повторяющимся ошибкам стойкого характера. Рассмотрим некоторые из них:

• пропуск букв и слогов

(дружба –дужба, работа – рата);

• перестановка букв, вставки

(накрыла – наркыла, подул - подуул);

• недописывание слов

(проверка – проверк, барсук – барсу);

• замена гласных букв

(задача – задоча, кругом – крюгом,

поляна – полана, посёлок – посялок);

• замена согласных букв

(собака – зобака, миска – мишка,

мебель – небель, рука – лука,

чаща – щаща);

• искажение слов

(тонких перекладин – тонклдин,

письменная – пистменкая);

• слитное или раздельное написание слов

(у меня – уменя, столбом – с толбом);

• обозначение мягкости при помощи Ь

(двенадцать – двенадцат, коньки – конки).

Одной из причин появления таких ошибок является недостаточно развитые фонематический слух и фонематическое восприятие. Важно также помнить, что мы обладаем по крайней мере тремя видами слуха. Первый слух – физический. Он позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, жужжание пчелы, писк комара, а также урбанистические звуки: гул авиалайнера, перестук колес поезда, шуршание шин автомобиля. Вторая разновидность – музыкальный слух. Благодаря ему мы можем наслаждаться мелодией любимой песни и прекрасной музыкой великих композиторов. Наконец, третий вид – речевой слух. Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым слухом. Речевой или фонематический слух позволяет понимать речь, чувствовать интонацию и оттенки сказанного.

Фонематический слух — это и умение различать все звуки родного языка, смысл слов, близких по звучанию. Для успешного овладения грамотой ребенок должен иметь хорошо развитый фонематический слух, развитое фонематическое восприятие — способность устанавливать, какие звуки слышны в слове, их последовательность, количество. Например, слово «дом» — звуки — д, о, м. Три звука. Первый звук — «д», второй — «о», третий звук в слове — «м». Если ребенок затрудняется в выделении звуков в слове, их последовательности, количестве, то это уже должно насторожить родителей. Ребенку нужна помощь!

Помните, что дислексия и дисграфия – это большой синдром, включающий функциональные особенности мозговых тканей, незрелостью ряда психических функций, возможные последствия раннее перенесенных заболеваний, нервно-психические расстройства, а потом уже непосредственно нарушения чтения и письма. Поэтому без специально организованной, систематической помощи специалистов: неврологом, психологом, логопедом и учителем эти нарушения не могут быть скомпенсированы.

Игры, задания

на развитие фонематического слуха

1. Подобрать слова или отобрать картинки с заданным звуком.

2. Подбери и назови слова с заданным количеством звуков.

3. Определить наличие, место данного звука в слове (на слух). Взрослый произносит слово, выделяет в нем звук, а ребенку нужно определить его порядковый номер в слове.

4. Взрослый в правильной последовательности раздельно произносит звуки, ребенок – составляет из них слово. Например, (р) (у) (ч) (к) (а) - ручка

5. «Звукоедик» съел первый звук (последний) в словах, ребенку нужно восстановить слова.

6. «Буква заблудилась». Верни ее домой. РОАЗ (роза, КАРН (кран)

7. Игра «Слово рассыпалось». Составить из букв слово: Ы Ш Р А К (крыша)

8. «Буква потерялась». Найди её и вставь. КАРАНД?Ш

9. «Лесенка». Добавить недостающую букву. Па -, па - -, па- -, па - - - (паР, паРК, паРОМ)

10. Добавление недостающего слога

Коле…, пар, солда, сто …

11. Деление слов на слоги, определение последовательности слогов, количества звуков в каждом слове.

12. Выделение ударного слога (отхлопать слово по слогам, ударный слог хлопать громче)

13. Отстукивание ритмических рисунков после однократного прослушивания.

14. Игра «Телеграф». Взрослый отстукивает слоговую структуру слова, а ребенок должен догадаться, какое это могло бы быть слово.

15. Игра «Магнитофон». Взрослый поочередно с паузами называет слоги, из которых дети должны сложить слово.

16. Подбор рифмы к слову: ёлка – полка, лук – жук, конфета – газета, мак – рак.

17. Отгадывание ребусов.

18. Игра «Любопытный».

Взрослый задает вопросы, ребенок в ответ

придумывают предложение, все слова в котором начинаются на заданный звук, например:

Кто? Что сделал? Кому? Что?

Папа принес Пете пастилу.

Соня связала сестре свитер.

19. Игра «Цепочка слов».

Подобрать слова так, чтобы последний звук сказанного слова стал первым звуком следующего, например:

мост - телефон - носки - иголка - автобус.

20. Упражнение "Пишем вслух".

Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: во время письма ребенок должен проговаривать вслух (диктовать) то, что он пишет и так, как оно пишется, с выделением «опасных мест».

Совет логопеда!

Не думайте, что ошибки пройдут с течением времени по мере роста ребенка. Они многократно возрастут подобно снежному кому. С увеличением объема учебного материала работать над преодолением ошибок становится все труднее. Поэтому начинать коррекционную работу следует как можно раньше.

Тактично и с пониманием относитесь к ребенку. Покажите, что вы знаете: его ошибки происходят не от глупости или лени, а из-за реальных проблем, решать которые вы будете вместе.

• Ваши занятия с ребенком должны давать ему ощущение успеха. Вообще побольше играйте с ним. Ему в школе приходится заниматься больше, чем сверстникам. Так пусть хотя бы дома поиграет, но с пользой.

• Помогите ребенку разбить большое домашнее задание на несколько маленьких, чтобы он выполнял их постепенно, с перерывами, паузами для отдыха.

• Развивайте у ребенка навык рефлексии (анализ в конце рабочего дня, недели «что у меня хорошо получилось», приучайте его сравнивать свои последние достижения с собственными успехами за неделю, за месяц до происходящего. При этом сами не сравнивайте его со сверстниками!

• Контролируйте ребенка, четко, но ненавязчиво: регулярно проверяйте его тетради, дневник, периодически обсуждайте школьные успехи и неудачи. Главное, помните: контроль не должен быть оскорбляющим.

• Устраивайте чаще для ребенка занятия, развивающие мелкую моторику рук и активизирующие работу различных участков мозга: рисование, лепка, выкладывание узоров из мозаики.

• Всячески поощряйте упорство и трудолюбие. Если рядом любящая мама - все ребенку будет по плечу!

Публикации по теме:

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях»Консультация для родителей «Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях» Консультация для родителей "Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях". «Истоки способностей и дарований детей находятся.

Консультация для родителей старших дошкольников  «Учимся рассказывать» Данная консультация будет полезна родителям детей старших и подготовительных групп. Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Консультация для родителей «Трудности старших дошкольников и младших школьников в овладении чтением и письмом»
Опубликовано: 15 января 2020 в 15:50
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2019
И вновь, в пятый раз, названы победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2019", в конкурсе приняло участие 55 278 педагогов...
27 января. День зимних сказок на МААМ

Сказки про зиму - фольклорные и писательские волшебные истории, которые посвящены одновременно и концу года, и самому его началу. В них оживают привлекательные картины пушистой, снежной и сказочной зимы;...

27 января. День снятия блокады Ленинграда

27 января 1944 года вражеское кольцо блокады Ленинграда было разорвано. Ценой своих жизней ленинградцы сохранили не только родной город, но также свои духовные ценности и нравственные качества. Подвиг...

Познавательно-экологический проект «Зимняя жизнь животных и птиц» для детей старшей...
Подготовили: Воспитатели: воспитатель 1 категории Тарасенко О. П, Ярошенко О. П. МБДОУ №6 «Улыбка» Г. Пролетарск, Ростовской области Проблема: Проведя...
Фотоотчет «Мои поделки к Новому году 2020»
Здравствуйте уважаемые коллеги! В год две тысячи двадцатый Крыска добрая придет. В лапках маленьких, мохнатых, Мешок счастья принесет! Пожелаю...
Отчёт о проведении праздника «День Нептуна»
Отчёт о проведении праздника «День Нептуна» в разновозрастной младшей группе Цель: Увлечь детей интересным, ярким сюжетом, подарить им радость...