Зырянова Лариса
Консультация для родителей «Учим ребенка любить природу»
▼ Скачать + Заказать документы
«Подлинную красоту воспринимает только чистая, прекрасная душа. Душа ребенка» Е. Межелайтис.
Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, звон серебряных колокольчиков, пение птиц в бездонном летне, завывание вьюги, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни.
Публикация «Консультация для родителей „Учим ребенка любить природу“» размещена в разделах
Большинство изменений в мире природы человек может заметить, почувствовать и пережить только вне стен помещения, в непосредственном общении с природой. Поэтому так важно ввести ребенка в природу с детства. Выходя на прогулку, взрослые должны сознавать, что для детей это путешествие в большой, многообразный мир. Ребенок исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Все это он может видеть в природе, и все удивляет и радует. Мы, взрослые, вводим ребенка в этот прекрасный мир природы, раскрываем перед ним его тайны и законы, воспитываем правильное отношение к природе, потребность в ее познании, а значит, можем и должны помочь ребенку в освоении элементарных природоведческих знаний, в развитии умения познавать мир природы, приобщать его к элементарному труду по созданию элементарных условий для жизни живых существ. На этой основе воспитывается заботливое отношение ко всему живому в ближайшем окружении. Поэтому так важно специально учить ребенка всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, воспитывать наблюдательность, доброе, бережное отношение к объектам природы.
Важно помочь ребенку открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом, равно необходимый всем, кто в нем живет. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Расширить эту задачу можно, если активно приучать ребенка к миру природы. Задача взрослых – помочь детям накопить багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверный представлений о природе.
Что помогает накопить этот багаж? Можно составить коллекцию запахов. Запах расширяет представления, знания об окружающей природе, делает ребенка более внимательным и тонко чувствующим. Запах запоминается, остается с нами надолго, заставляет найти соответствующее слово и передать им свое восприятие запаха и состояния. Положить в закрывающиеся стеклянные баночки кусочки коры, веточки, почки, опилки, кусочки щепы (в каждую баночку по одному материалу). Собирая материал, покажите детям, какое наслаждение вдыхать тонкий запах весенних почек, свежих опилок, кусочков коры. Через некоторое время (1-2 недели) отметьте, что запахи утратили свою свежесть, изменились, а некоторые вовсе исчезли. Сравните собранные в природе запахи с уже привычными – лаврового листа, перца, ванили, гвоздики, корицы. Дети отмечают, что кулинарные запахи не меняются, они стойкие. Овладевают ребята и другими новыми словами: нестойкие, тонкие, сильные, свежие, несвежие. Поиграйте в игру «Вспомни запахи». Попросите детей закрыть глаза и ощутить мысленно:
• Как пахнет лимон? Огурец?
• Как пахнут твои новые ботинки?
• Как пахнут сапожные щетки? Одежные? (Суметь отличить)
• Как пахнет дым?
• Есть ли запах у огня?
• Как пахнет дождь? Трава после дождя?
• Как пахнет пирог?
• Чем пахнет дома перед праздником?
• Как пахнет в булочной? В овощном магазине?
• Чем пахнет нарядное платье мамы?
• Какие запахи тебе больше нравятся: весны или лета?
Это одновременно и ароматерапия, и восприятие чуткого ребенка, не только вглядывающегося, но и вслушивающегося, «внюхивающегося» в природу.
Важно также разводить огороды на подоконнике. Дети обожают опыты с подкрашенной водой. Поставьте любые ветки в три одинаковых стакана. Подкрасьте воду разноцветными чернилами – и удивляйтесь изменению цвета стебля. А какие внимательные они станут на прогулке, как начнут присматриваться к растениям, корням, почкам! Какие сравнения и выводы сделают!
Летом дети могут быть заняты выращиванием хоть одного, но собственного растения на собственном участке.
Осенью, собирая урожай, можно приготовить корм для птиц. Собирайте листья, проглаживайте их утюгом и таким образом сохраняем и для композиции, и для гербариев. Детям нравится проводить опыты - упражнения, связанные с сортировкой, просеиванием через сито мелких и крупных семян. Смешайте и насыпьте в емкость различные семена, дайте ребенку ситечко, и он будет поражен тем, как ситечко мелкие семечки высыпает, а крупные оставляет. На ручной мельнице можно смолоть муку. Для детей это настоящее открытие. Изделия из «своей муки» запомнятся навсегда.
Зимой стоит подумать о кормушках из различных материалов. Когда дети начнут наблюдать за птицами, сами собой начнутся «уроки созерцания». Придумают новые кормушки. Изготовление таких кормушек развивает детскую руку и фантазию.
Целесообразно подбирать литературу, которая поможет понять, объяснить, рассказать о том, что в наших условиях невозможно увидеть, фотоиллюстрации.
Пусть каждый ребенок ощутит, что природа – источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда.
Поняв особенности взаимоотношений малыша и природы, мы получаем неограниченные возможности развить в нем лучшие человеческие черты, вовремя обнаружить и поддержать таланты, укрепить здоровье.