Ольга Мастьянова
Консультация для родителей «Учитель как форма власти над ребенком и родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня хочу затронуть одну из форм власти над ребенком, да и над родителями в определенной степени – это УЧИТЕЛЬ!
Перед каждым учителем стоят две важные задачи:
1. Обеспечить результативность усвоения знаний.
2. Сохранить у детей интерес к познаванию.
Однако оценивают работу учителя только по результатам знаний детей. Тем самым подталкивая его к усвоению знаний детьми любой ценой, в том числе и через возбуждение страха и тревожности у детей. Безусловно, каждый учитель, как отдельная личность, рано или поздно делает свой индивидуальный выбор: кто он — учитель, поддерживающий мотивацию к познанию в своих учениках, или же учитель, который использует страх Ваших детей и Ваш собственный страх для того, чтобы их чему-то научить.
Публикация «Консультация для родителей „Учитель как форма власти над ребенком и родителями“» размещена в разделах
Вы смутитесь и спросите, как учитель может использовать Ваш собственный страх? Приведу элементарный пример: вспомните родительское собрание, когда вполне уверенные в себе взрослые люди превращаются на глазах в притаившихся и со страхом ожидающих, когда прозвучит их фамилия, подростков. Зачастую, когда учитель предъявляет претензии к нашему ребенку, порой не всегда обоснованные, мы с готовностью обещаем “принять меры”, “проследить”, “усилить контроль” и т. п. Более того, активно стремимся продемонстрировать согласие с педагогом, приводя “дополнительные примеры” из домашней жизни своих детей. Вместо того чтобы не согласиться с учителем или встать на защиту своего ребенка.
Страх возразить учителю, возникает у родителей, из желания не сделать ребенку хуже (что бы учитель не начал ставить ребенку плохих оценок, не стал хуже относиться, стыдить ребенка перед другими учениками и т. д.)
И это лишь «Одна сторона медали»…
Иногда родительские страхи перед школой, вынесенные ими из их собственного детства, настолько велики, что находят свой выход в жестоком и агрессивном отношении к детям. Учитель, зная это, чувствуют себя скованным и в оценке таких детей, и в разговоре с их родителями. В этом случае у учителя “рука не поднимается” поставить ребенку плохую отметку, ведь она знает, что каждый раз в таких случаях ребенка физически наказывают. На собрании учитель не может допустить никакой критики в адрес этого ребенка, ведь его жестоко накажут, приговаривая: “Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось”.
В этом случае собственное самоуважение родителей зависит от оценок ребенка. Иными словами, взрослый человек, испытывая страх перед “унижением”, делает ответственным за свою самооценку ребенка : “Только от тебя зависит, придется мне испытывать стыд или нет. Ты несешь ответственность за мое внутреннее состояние и переживания”.
Тогда ребенку приходится нести двойную ответственность: за себя и за эмоциональное состояние родителей.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. Родителям необходимо самоопределиться в отношении своих детских страхов перед школой.
2. Не стоит забывать, что учитель, пугающий детей и Вас, сам тоже многого боится.
3. Следует сделать свой выбор в пользу развития познания и понимания у своего ребенка.