Получи документы

Консультация для родителей «Умственные способности и их развитие в дошкольном детстве»

Екатерина Алексеевна Бурмакина
Консультация для родителей «Умственные способности и их развитие в дошкольном детстве»

Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Но и само умственное развитие -сложный процесс : это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью, «Ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей. Умственные способности - это те психологические качества, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач.

Публикация «Консультация для родителей „Умственные способности и их развитие в дошкольном детстве“» размещена в разделах

Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рас-суждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.

Целью обучения на занятиях в детском саду является усвоение ребенком определенного заданного программой круга знаний и умений. Развитие умственных способностей при этом достигается косвенным путем: в процессе усвоения знаний. Именно в этом и заключается смысл широко распространенного понятия - «развивающее обучение». Развивающий эффект обучения зависит от того, какие знания сообщаются детям и какие методы обучения применяются. Советские психологи и педагоги (А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. Н. Поддьяков) разработали принципы, содержание и методы умственного воспитания детей дошкольного возраста, позволяющие существенно повысить развивающий эффект обучения, его влияние на развитие умственных способностей. Однако совершенствование развивающего обучения - не единственный способ воздействия на развитие этих качеств.

Доказана необходимость прямого управления развитием способностей ребенка. Результаты исследований показали, что основой развития умственных способностей является овладение ребенком действиями замещения и наглядного моделирования.

Замещение - это использование при решении разнообразных умственных задач условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов. Первоначально замещение возникает в детской игре, когда, например кубик становится куском мыла, которым ребенок «стирает», а стул «превращается» в автомобиль - стоит только сесть и воспроизвести звук работающего мотора. Позднее не только одни пред-меты начинают заменять другие (палочка - термометр, ложку, ружье и даже лошадь, но и сам ребенок, беря на себя роль: изображает другого человека-доктора, маму, охотника, всадника.

Игровое замещение - начало большого пути, ведущего к использованию математических символов, нотных знаков, программ для вычислительных машин и, главное, к пониманию истинного значения слов, которые не только указывают на предметы и явления, но и выделяют в них важные, существенные признаки.

Человечество выработало большое количество знаков. И главная трудность состоит не в том, чтобы усвоить правила, по которым их употребляют, а в том, чтобы понимать и учитывать, что именно они обозначают, какая сторона действительности за ними «спрятана».

На использовании наглядных моделей основаны многие новые методы дошкольного обучения. Так, например, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д. Б. Элькониным и Л. Е. Журовой, предполагает построение и использование

наглядной модели схемы) звукового состава слова: отдельные звуки обозначают фишками разного цвета, а расположение фишек показывает порядок следования звуков в слове. Другим примером может служить обучение детей умению ориентироваться

в пространстве при помощи плана. Наглядные модели широко используются в деятельности взрослых. Это планы, карты, макеты, чертежи, схемы, графики, диаграммы. Они применяются для выделения и обозначения различных (часто скрытых) отношений между вещами, дают возможность планировать решение разнообразных (в том числе творческих) задач. В самом деле, можно ли представить себе, например, шофера, не способного составить и прочесть схему маршрута, инженера или архитектора, который не может разобрать чертеж, математика, не умеющего читать графики?

Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т. п., появляется возможность применять заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это и является показателем высокого уровня развития умственных способностей.

Наглядное моделирование проявляется и в детской конструктивной деятельности.

Однако именно потому, что это происходит стихийно, без надлежащего руководства со стороны взрослых, уровень развития умственных способностей у разных детей оказывается чрезвычайно различным, возможности, имеющиеся у каждого ребенка, реализуются далеко не полностью. Выполнение специальных заданий, требующих от ребенка использования разных видов заместителей предметов и разных форм наглядных моделей, может существенно повысить уровень развития его умственных способностей.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как развивать музыкальные способности» Консультации Как развивать музыкальные способности. Даже если вы не ставите перед собой задачу воспитать второго Моцарта, согласитесь,.

Консультация для родителей «Адаптация детей в дошкольном учреждении» Адаптация ребенка к детскому саду может пройти почти незаметно, а может стать трудным и изнуряющим периодом для малыша и его мамы с папой.

Консультация для родителей «Что развивать раньше — способности или нравственность» Нравственность - это слышание другого человека, его беды, его нужды или его радости, его жизни. Анатолий Гармаев. О развитии способностей.

Консультация для родителей «Формирование гендерной идентичности в дошкольном возрасте» Консультация для родителей на тему: «формирование гендерной идентичности в дошкольном возрасте» Раннее детство и дошкольный возраст являются.

Консультация для родителей на тему: «Как развить музыкальные способности ребенка» Известно, что человек не рождается с теми или иными способностями. Они формируются в определенных условиях. Способности- это не врожденные.

Консультация для родителей «Значение общения детей в дошкольном возрасте» Консультация для родителей на тему : «Значение общения детей в дошкольном возрасте». “Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека.

Консультация для родителей средней группы «Как развивать творческие способности дошкольников» Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов.

Консультация для воспитателей «Развитие воображения в дошкольном возрасте» Консультация для воспитателей: «Развитие воображения» Слайд 2: «Все мы родом из детства»… Эти прекрасные слова А. Сент-Экзюпери как нельзя.

Ментальная арифметика и умственные способности Ментальная арифметика и умственные способности. Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь, писал А. С. Пушкин. Именно так и происходило,.

Статья «Информационные технологии в дошкольном детстве» Автор статьи: Ким Елена Александровна, воспитатель 1 квалификационной категории, МБДОУ МО Д/С № 202 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Умственные способности и их развитие в дошкольном детстве»
Опубликовано: 27 декабря 2017 в 15:06
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД