МААМ-картинки

Консультация для родителей «В игре все может быть всем, или зачем нужны предметы-заместители»

Елена Чащина
Консультация для родителей «В игре все может быть всем, или зачем нужны предметы-заместители»

Консультация для родителей

Чащина Елена Ивановна, воспитатель

МДОУ Юго-Камский сад №3,

Пермского района, Пермского края

Консультация для родителей

«В игре всё может быть всем, или зачем нужны предметы-заместители?»,

Детям всех стран, всех народов, всех возрастов присуще одно общее свойство – они обязательно играют.

Публикация «Консультация для родителей „В игре все может быть всем, или зачем нужны предметы-заместители“» размещена в разделах

Если ребенок не играет, значит, он болен или чем-то угнетен. В играх ребенок развивается, учится, развлекается, отдыхает. Особенно нужно играть дошкольникам.

Не зря этот возраст называют «возрастом игры», а рядом с игрой всегда игрушки. Игра и игрушки неотделимы друг от друга. Они помогают ребенку отличить мир игры, приблизить желаемое, интересное, выразить стремление, проверить умение и ловкость, сообразительность и находчивость.

Многие навыки приобретаемые детьми в играх пригодятся им позднее в жизни, в быту, в труде. Игра помогает ребенку глубже понять окружающее, людей.

Так как дети самостоятельно играть не умеют, поставим перед собой основную задачу: научить играть детей самостоятельно и применять в своей игре простейшие игрушки-заместители.

Если не предлагать детям предметы-заместители, то у них может задержаться развитие отвлеченного мышления и воображения.

Наблюдая за самостоятельной деятельностью детей, вы можем «обыграть» любое случайно возникшее у ребенка на действие с предметом, придав ему сюжетный смысл.

Можно ли съесть кашу, если под рукой нет тарелочки и ложечки и, если честно, сама каша тоже отсутствует? Глупый вопрос. Если только он относится к реальной ситуации, а не к игровой.

Участники игры с большим аппетитом (или с ярко выраженным отвращением) поедают несуществующую кашу. С помощью волшебного слова «понарошку».

Это самое «понарошку» — основа воображения и творческих способностей человека, умения самостоятельно ставить вопросы и находить на них нестандартные ответы.

В ситуации, когда ребенок кормит куклу из игрушечной тарелочки, уже присутствует доля воображения. Ведь реальная каша отсутствует! Но маленькие предметы — копии жизненных реалий помогают ребенку воссоздавать действие. Предположим, однако, что копии отсутствуют. Тогда ребенок, чтобы накормить куклу, вынужден будет искать им замену среди попавшихся ему под руку предметов : роль тарелочки может выполнить листик, роль ложечки — палочка. Листик и палочку психологи называют предметами-заместителями. Считается, что использование в игре заместителей свидетельствует о высоком уровне развития ребенка, о его креативности, «творческости».

Одна из задач в игре с предметами-заместителями – не обучение конкретным действиям по образцу, а то, чтобы дети поняли. Смысл игровой ситуации, которую взрослый демонстрировал, проявили интерес к ней, желание воспроизвести в своей игре.

Вы должнынаучим ребенка использовать игровой материал, замещающий недостающие предметы, не использовать предметы-заместители или воображаемые предметы, если у ребенка недостаточен опыт действия с реальными предметами.

Например:

Девочка Маша играла в игру «Покормим куклу». В этой игре объединилось несколько игровых действий в один сюжет.

Маша довольно долго играла с куклой: кормила ее, переодевала, сопровождая свои действия развернутыми обращениями к ней: «Моя хорошая, дочка, давай переоденем штанишки. Вот как хорошо. Не плачь, сейчас будем кушать».

Раскладывала на тарелочки - скомканные салфетки - еда. Брала счетную палочку, сажала куклу себе на коленки и осторожно подносила к ее рту «кашу». «Кушай, дочка кашу, вкусная». После этого вытирала дочке рот полотенцем (полоски нарезанной бумаги) и укладывала дочку спать.

Маша играла свободно замещая один предмет другим, использовала предметы-заместители (комканые салфетки - каша, счетная палочка-ложка, полоски нарезанной бумаги – полотенце).Она отражала в игре то, что видела вокруг себя (дома, совсем недавно, родился 2-ой ребенок) .Девочка помогла маме ухаживать за братиком.

В последующие дни Маша также играла с куклой. Девочка активно и самостоятельно начинала варьировать знакомые действия, начинала менять порядок, вносить в них новые предметы-заместители (кубик - мясо, трубочки от коктейля - макароны). Мама предложила Маше пригласить в игру других героев (мишку, зайчика, куколку Катю). «Пригласи куклу Катю с ее друзьями к себе в гости. Как будто у твоей дочки, Маши - день рождения».

Мама подключила в игру других игрушечных героев, при этом расширила круг игровых действий и предметов.

-Чем мы будем угощать гостей, Маша?

Ребенок предлагал, а мама соглашалась.

-Хорошо, давай сварим суп, нарежем салат из огурцов, нальём компот в кувшин. А потом будем угощать гостей». Затем начали совместное приготовление еды, с помощью наводящих вопросов и советов помогала ребенку соблюдать очередность действий: сначала сложим продукты в кастрюлю. Что это? (кубик - мясо, трубочки-макароны, затем ставим кастрюлю на плиту). Маша, суп готов? Давай тогда приступим к приготовлению салата. Девочка положила мелкие детали конструктора на тарелку. Маша, что это? (салат из огурцов). И поставила на стол кувшин с компотом. Пришли гости - Катя с друзьями разместились за столом, начали обедать. Мама задала кукле Кате вопрос: «Тебе нравится угощение?» Похвалила Машу, какая она хорошая хозяйка, так все вкусно приготовила».

Маша, при помощи взрослого, выстроила последовательность игровых действий. На этом игра может быть закончена или детей можно переключить на другой вид деятельности, или на самостоятельную игру.

Игры с предметами-заместителями оказывают неоценимое влияние на умственное развитие ребенка в раннем возрасте. Малыш, использующий одну и ту же палочку как сосиску, ложечку, термометр, расческу, не только дает работу своему воображению, но, прежде всего, развивает свою мышление и речь. Ведь для того чтобы представить палочку расческой ему необходимо понимать обобщающее значение слова «расческа» и абстрагировать его от самой вещи (расчески могут выглядеть по разному, но они предназначены для причесывания волос).

Поэтому, уважаемые родители, не поддавайтесь искушению купить в магазине игрушку искусно копирующие реальные предметы (например, игрушечный утюг с проводом, переключателем и пароувлажнителем). Годовалого малыша вполне устроит простой пластмассовый утюжок, который он мог бы двигать вперед-назад даже по полу. А для полуторалетнего ребенка более полезной окажется прочная гладильная доска. Увидев, что мама собирается гладить белье, малыш тут же вспоминает о своей доске и самостоятельно или с маминой помощью определяет, что же может стать «как будто утюгом».

Детские игры станут более разнообразными, если папа приобретет или сам сделает умывальник (к спинке стульчика прикрепит ставший ненужным в хозяйстве смеситель с краном). Малыш сможет понарошку мыть руки и посуду, подбирая, при этом заместители для мыла, губки… Он сможет купать куклу, подыскивая, чем заместить шампунь. Он сможет «понарошку» стирать, а затем гладить выстиранное белье. А наличие плиты (ею может стать большая коробка с нарисованными конфорками и крутящимися выключателями) позволит малышу варить, как мама, кашу, суп и компот, жарить котлеты и пирожки, складывая в кастрюли и сковородки различные колечки, шарики и другие предметы-заместители.

Надеемся, что наши рекомендации помогут Вам, уважаемые родители, совершить с ребенком первые шаги в увлекательный и бесценный для детского развития мир игры в «куклы».

Публикации по теме:

Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность по краеведению .

Вариант перспективного планирования по краеведению Пояснительная записка Перспективное планирование по краеведению в старшей группе составлено с целью использования в разделе «Познавательное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «В игре все может быть всем, или зачем нужны предметы-заместители»
Опубликовано: 28 февраля 2015 в 11:29
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД