Консультация для родителей «Верх-низ, право-лево. Как научить ребенка ориентироваться»

Светлана Гаязиева
Консультация для родителей «Верх-низ, право-лево. Как научить ребенка ориентироваться»

Консультация для родителей «Верх-низ, право-лево. Как научить ребенка ориентироваться»

Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта. Сегодня хочу поделиться с Вами консультацией "Верх-низ, право-лево. Как научить ребенка ориентироваться".

Пространственные представления служат основой, на которой выстраиваются высшие психические процессы - мышление, письмо, чтение, счет. И если учесть, что мозг дошколенка развивается очень динамично, то родителям стоит добавлять к каждому общению с малышом еще и небольшую познавательную нагрузку. Знакомя ребенка с понятиями "верх - низ - право - лево", родители ненавязчиво создают очень полезную "зону ближайшего развития", на которой успешно произрастают самые разнообразные знания и практические навыки. И чем раньше ребенок услышит и пощупает их своим мышлением, тем быстрее и крепче усвоит и будет успешнее применять их на практике.

Для того чтобы помочь маленькому ребенку узнать пространственные элементы, где право, где лево, нужно учитывать особенности его восприятия и мышления. До трех лет малыш воспринимает только то, что видит и осязает непосредственно. При этом внимание непоседы неустойчиво, переключение с объекта на объект происходит хаотично, многократно возвращаясь к одному и тому же.

Первая ось, существование которой становится понятным малышу, как только он начал ходить, - вертикальная. Если Ваш ребенок уверенно может пересечь комнату, не опускаясь на четвереньки, значит "верх" и "низ" для него уже практически освоены. Теперь осталось только ввести эти понятия в его речь: "Смотри, солнышко, ножки внизу, а головушка вверху" или "Вставай на ножки, поднимайся вверх. Садись, потихонечку опускайся вниз". К полутора годам малыш начинает покорять диваны и стулья, самостоятельно пытаясь на них забраться. Вот Вам и повод для произнесение слов "вверх" и "вниз".

Не обязательно искусственно создавать обучающую ситуацию - для начала достаточно включения взрослого в спонтанные действия ребенка. Например, маленький верхолаз пытается спуститься со стула, держась ручками за спинку стула, а ножкой нащупывая пол. Обязательно озвучьте инструктаж: " Ручкой возьмись ниже - тогда ножка достанет до пола". Аналогично можно использовать обратную ситуацию, когда малыш пытается взобраться на диван или стул: "Подними ручки вверх, еще выше, теперь подними вверх ножку".

Не забывайте, что все виды лестниц и ступенек также "поработают" в освоении тренажерами для подъема вверх и спуска вниз (естественно, под бдительным присмотром родителей - телохранителей).

Ближе к двум годам ребенок уверенно осваивает такой важный инструмент, как ложка. Это означает, что пришло время называть руки "правая" и "левая". С этого ориентационного "приручения" и начинается телесное осознание где лево, где право, которое позже перекочует в мышление и будет работать на логические процессы анализа, синтеза и сравнения. Как малышу легче запомнить "имена" своих ручек? Конечно, самый лучший вариант - посредством игр.

1. Повяжите на левую руку крохи лоскуток ткани, а на правую - тесемочку (при этом несколько раз поясните, какая отметка на какой ручке разместилась). Затем поиграйте в игру "Покажи нужную руку": попросите кроху поднять вверх то правую, то левую руку. Через какое-то время поменяйтесь ролями.

2. Налейте в две плоских тарелки гуашевую краску контрастных цветов, попросите малыша обмакнуть руку в краску и сделать на большом листе бумаги отпечаток правой ручки, потом левой.

3. Можно прибегнуть к живописным тренировкам: пусть ребенок нарисует что-то правой ручкой, а рядом то же самое левой. Одна из ручек малыша будет менее послушной, вторая же, наоборот, выполнит практически все команды. Кстати, это будет очень потешно, особенно, если к "оберучному" рисованию подключится и мама.

4. Дайте малышу мячик и попросите бросить его Вам правой или левой рукой. Поймали? Озвучьте, какой рукой поймали, какой рукой собираетесь бросить крохе. Ножки нужно начинать называть позже, когда полностью освоены верхние конечности, чтобы не запутать малыша. Ребенку, освоившему ручную грамоту, предложите прикоснуться правой рукой к правой ножке, а левой - к левой.

Надевание одежды и обуви - это еще одна ежедневная практика определения где лево и право. Как только малыш начинает предпринимать попытки одеться самостоятельно, ему можно подсказывать, например: "Правую ручку - в правый рукавчик, а левую ручку - в левый. Готово?"

Следует помнить, что понятия "спереди" и "сзади" усваиваются последними, не раньше трех лет. Но и в этом случае процесс одевания сыграет важную роль.

Можно поставить в ряд несколько игрушек, машинок, вагончиков, солдатиков и определить, кто стоит справа, слева, кто спереди, а кто сзади. Играйте в догонялки. Это тоже отличное упражнение по ориентированию в пространстве. Сопровождайте бегалки словами: "Я бегу за тобой, а ты - впереди. Теперь я буду бежать впереди, а ты - сзади!" Малыши с большим удовольствием помогают сервировать стол. Не упускайте такую возможность потренироваться - отмечайте, что ставите чашечку перед тарелкой, а вилочку, ложечку и ножик кладете справа и слева.

Удачи Вам в воспитании и обучении Ваших детей! Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Как научить ребенка прыгать со скакалкой. Консультация для родителей Чтобы научиться прыгать со скакалкой нужно сначала научиться просто прыгать на месте, потом правильно, равномерно крутить скакалку и только.

Как научить ребенка рисовать. Консультация для родителей КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РИСОВАТЬ Консультация для родителей Бесспорно, изобразительную деятельность дети дошкольного возраста считают самой.

Консультация для родителей «Как научить ребенка играть» Консультация для родителей «Как научить ребенка играть» Умение ребенка играть самостоятельно следует всячески развивать. Но вовсе не потому,.

Консультация для родителей «Как научить ребенка одеваться?» К 2-4 годам маленький человечек становится вс более самостоятельным: сам кушает, просится, пытается не только сам натянуть штанишки.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Безопасность детей
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Консультация для родителей «Верх-низ, право-лево. Как научить ребенка ориентироваться»
Опубликовано: 18 июля 2018 в 14:04
+159Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 58.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий мероприятия «30-сентября День Интернета в России»
«Какие величайшие открытия совершил человек за период своего существования, изменившие ход развития цивилизации? » 1. Добыл огонь, после чего стал...
Консультация по математике для детей дошкольного возраста
Антонова Ольга Аркадьевна Консультация на тему: Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей...
Конспект спортивного праздника совмесной НОД с детьми и родителями по ПДД «Город...
Конспект спортивного праздника совмесной НОД с детьми и родителями по ПДД «Город аварий» ( II младшая группа) Цель: Закрепить знания детей о правилах...
Экскурсия в библиотеку. Фототчет
Что такое библиотека? Как донести это понятие для детей дошкольного возраста? Библиотека это удивительный мир книг , где можно найти любую книгу, а...
Долгосрочный проект «Родной свой край — люби и знай» (средняя группа «Божьи коровки»)
Долгосрочный проект « Родной свой край - люби и знай» ( средняя группа «Божьи коровки») Подготовила: Воспитатель: Пермякова А. И. 2018г....