Ольга Мастьянова
Консультация для родителей «Виды, методы и направления сказкотерапии для детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Виды и методы сказкотерапии
Психоаналитики подразделяют сказки в сказкотерапии на диагностические, прогностические и коррекционные, хотя четких границ не существует. Например, давая задание сочинить что-либо о его ровеснике, врач или родители могут выявить трудности, которые преодолевает ребенок в данный момент, определит его проблемы, стратегию поведения в различных ситуациях, особенности характера.
Публикация «Консультация для родителей „Виды, методы и направления сказкотерапии для детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Прогностические сказки в сказкотерапии помогут определить будущую модель поведения во взрослой жизни.
Терапевтические помогают вызвать изменения в поведении пациента, его характере, отношении к миру.
Сказкотерапия для детей имеет различные методы.
• Можно использовать готовое произведение.
• Не возбраняется сочинять вместе с ребенком. Делать это может психолог или родители.
• Ребенку предлагают самостоятельно придумать историю.
Чтобы освоить такую привлекательную, и довольно сложную методику, как сказкотерапия, родителям придется перечитать большое количество специальной литературы или пройти курс занятий у психологов.
Вот почему чаще сказкотерапией занимаются детские специалисты.
Для определения проблемы, беспокоящей подопечного, обычно ему предлагают самостоятельно сочиненные истории, в которых обстоятельства очень напоминают реальную жизнь ребенка, а герой — его самого. Слушатель должен увидеть похожесть рассказа на свою жизнь. Главное действующее лицо вымысла должно пережить все, что беспокоит подопечного, попасть в аналогичные ситуации, вести себя так же, как то, для которого история сочинялась. В это же время герою предоставляется множество возможностей по-разному выйти из ситуации, совершить разные поступки. Герой, конечно, должен найти самый правильный выход из всех ситуаций, хорошо, если это произойдет при помощи малыша.
Несмотря на то, что детская сказкотерапия не является панацеей, это очень удобный и безболезненный способ помочь человеку принять себя или найти решение волнующих его проблем.
Художественные сказки в сказкотерапии несут несколько другую нагрузку: они показывают детям неправильность или некрасивость некоторых черт их характера. Например,
• маленьким врунишкам и хвастунишкам подойдет «Заяц-хвастун»,
• трусишкам поможет «Трусливый заяц»,
• на жадных положительно повлияет повествование «О рыбаке и рыбке»,
• несобранным и безответственным стоит почитать «Приключения Незнайки».
Эффект этих произведений сказывается в том, что, не называя напрямую ребенка, а, значит, не обижая его, можно раскрыть неприглядные черты характера. Для этого достаточно вместе поговорить о героях и их недостатках. Выводы подопечный способен сделать сам.
Лучше всего сказкотерапия детям помогает в том случае, если прочитанные истории не просто обсуждаются, а, например, инсценируются. Можно рисовать героев или эмоции, полученные во время ее чтения. Хорошо, когда малыш подбирает музыку, передающую настроение повествования. У дошколят это развивает фантазию. Помогает усваивать опыт, развивать воображение, анализировать. Родители же смогут точнее понять своего сына или дочь, увидеть его ход мыслей и особенности личности.
Есть несколько популярных методов сказкотерапии, которые подбираются для каждого конкретного малыша.
Направления сказкотерапии
• Рассказывание или сочинение. Помогает наблюдать за реакцией слушателя, спонтанным проявлением его эмоций, выявить его возможные заболевания. Если сочинитель утрирует драки и другие негативные события своего вымысла, это может говорить о его склонности к агрессивности. Прерванная история, придумывание ее неожиданного или нелогичного конца, признаки волнения могут заставить психолога заподозрить проявления невротического состояния, наличие страха перед кем-то или чем-то. Неспособность дослушать или сочинить до конца могут говорить о гиперактивности слушателя.
• Рисование сказки после слушания или чтения.
Во-первых, работа в детской сказкотерапии с пластилином, карандашами, цветной бумагой сама по себе несколько медитативна и способствует успокоению и расслаблению.
Во-вторых, содержательная сторона помогает выявить чувства человека. Важно не качество изображения, а содержание. Темные или слишком кричащие краски, появление чудовищ, рисунки огня, катастроф свидетельствуют о нервном напряжении человека, избытке негативных эмоций. Обилие плавных закругленных линий, неопределенных цветов и невнятных оттенков могут свидетельствовать о повышенной инфантильности. Любой рисунок — отражение внутреннего состояния человека, даже очень маленького. Для рисунков конкретных предметов больше подходят карандаши или гуашь. Эмоции проще передать акварелью. Вообще, рисование сказок, способствует их лучшему запоминаю, а соответственно и развитию памяти ребенка.
• Изготовление кукол.
Один из ведущих методов психотерапии и сказкотерапии. Он многофункционален. Прежде всего, в работе развивается моторика, усидчивость, воображение ребенка. Монотонная внимательная работа похожа на медитацию, она успокаивает, расслабляет. На куклу ребенок проецирует свою энергию и эмоции, происходит процесс замещения, который очень важен для становления личности. Смещая негатив на куклу, ребенок бессознательно уменьшает возникшее у него внутренне напряжение, отдавая модели свои страхи, негативные эмоции, агрессию.
Сам процесс создания куклы и игра с нею в сказкотерапии для детей помогают осознать возникшие проблемы, найти способы их решения, уменьшает нервные нагрузки.
Манипуляция куклой, чтобы принести пользу, должна быть тщательно отрепетирована взрослым. Следует свой голос, манеры и жесты и мимику тщательно подогнать к образу персонажа, воплощенного в кукле. При этом негромкий, но четкий и хорошо поставленный голос педагога или родитель должен направлять непосредственно к ребенку.