Ирина Будникова
Консультация для родителей «Волшебные счетные палочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Начнем с того, что все дети – талантливы, не талантливых детей не бывает. А вот раскрыть и развить таланты, данные им от природы — наша задача.
От нас, взрослых, от нашего внимания и такта зависит будущий успех ребенка. Поверит ли он в свои силы с первых шагов или замкнется и очень долго, а может быть и всю жизнь, будет думать, что он хуже других. Ведь все начинается с детства.
Есть мудрая древняя китайская поговорка: «То, что ты узнал в детстве, останется с тобой навсегда».
Все мы хотим, чтобы ребенок стал более внимательным, старательным, усидчивым, любознательным, успешно учился в школе по всем предметам.
Публикация «Консультация для родителей „Волшебные счетные палочки“» размещена в разделах
Я предлагаю вашему вниманию «волшебные палочки», которые могут помочь для решения многих проблем.
Это всем известные с детства счетные палочки. Но в умелых руках взрослых они могут стать поистине волшебными. Маленькая коробочка с палочками обязательно поможет развитию способностей вашего ребенка, только нужно запастись терпением.
Это самая дешевая из всех развивающих игр, а пользу она будет приносить долгие годы. Для этого нужно только играть вместе с детьми, постепенно показывая им игры, спрятанные в этой чудесной коробочке. Шкатулочка с палочками занимает места гораздо меньше, чем любая из развивающих игр. Ее, не задумываясь, можно взять с собой в короткую поездку, в дальнее путешествие или, например, в поликлинику. Ведь для игры нужна совсем небольшая ровная поверхность.
Можно начать в раннем возрасте (примерно с трех лет) с самых простых игр и решения простейших головоломок. По мере развития ребенка усложняются игры и головоломки. Этими играми и особенно головоломками с удовольствием занимаются и малыши, и дошкольники, и школьники, и их папы, мамы, бабушки, и дедушки. Я вас уверяю, что начать никогда не поздно!
Всем знакомы головоломки со спичками. Но для детей я предлагаю, конечно же, не спички, а разноцветные жизнерадостные палочки. Диапазон задач, которые они решают гораздо шире.
С помощью палочек мы постепенно запоминаем цвета, изучаем цифры, буквы, учимся считать, знакомимся с различными геометрическими фигурами, учимся сравнивать, развиваем воображение, память, внимание, логическое мышление, смекалку, учимся решать нестандартные задачи, учимся проверять чужую и свою работу.
Запоминаем цвета
Игра «Обезьянка» (делай, как я)
1). — Хочешь быть обезьянкой? Сейчас проверим, сумеешь ли ты быть хорошей обезьянкой.
Поднимаю руки, хлопаю в ладоши. Обезьянка повторяет. Достаю из коробочки палочку. Обезьянка должна достать такую же, палочку такого же цвета.
Для проверки положим их рядом и сравним. Ребенок сам увидит свою ошибку и исправит ее.
— Палочки одинакового цвета. А какой это цвет? (если ребенок затрудняется ответить, отвечаю сама)
Продолжаем игру. Затем обязательно меняемся ролями.
2). Достать не одну палочку, а две, три и т. д.
3). Выкладываю из палочек некоторую несложную фигуру. Сначала внимательно рассматриваем ее вместе с ребенком, затем предлагаю ответить на вопрос «Палочки какого цвета, я использовала для этой фигуры?». Далее прошу ребенка выложить такую же точно фигуру.
4). Предлагаю ребенку выложить фигуру по заранее заготовленному образцу.
Пусть сначала это будет образец из палочек, а впоследствии рисунок или фотография.
Изучаем цифры, буквы
«Узнай букву», «Узнай цифру»
• Выкладываю из палочек и предлагаю ребенку догадаться, на какую букву или цифру это похоже, если ребенок уже знаком с цифрами и буквами
• Меняемся ролями. Ребенок загадывает, а я должна угадать.
И опять повторяем цвета.
• Предлагаю ребенку выложить из палочек красную букву А, или зеленую букву Б и т. д.
Учимся считать
• Предлагаю ребенку выложить на стол несколько палочек.
— Сколько же у тебя палочек? Сейчас я их посчитаю.
Сама считаю вслух, дотрагиваясь до каждой палочки.
• Предлагаю ребенку пересчитать палочки, которые я достала.
И опять повторяем цвета.
• Предлагаю ребенку достать некоторое количество палочек определенного цвета, например, три зеленых, четыре
синих и т. д. После выполнения задания проверяем цвет и количество.
Меняемся ролями. Ребенок дает задание, а я выполняю.
И развиваем внимание.
• Произвольно выкладываю разноцветные палочки. Предлагаю ребенку пересчитать все красные палочки, затем все желтые и т. д.
И готовимся к решению математических задач
• Предлагаю ребенку выложить на стол одну синюю палочку и две красных.
— Сколько всего палочек?
6) Предлагаю ребенку выложить на стол, например, 5 палочек.
Прошу ребенка дать мне одну палочку.
— Сколько палочек у тебя осталось?
Прошу ребенка дать мне еще одну палочку (две, три или четыре).
И каждый раз повторяю вопрос.
Развиваем воображение
• Предлагаю ребенку из шести палочек составить что-нибудь.
Вариантов может быть много.
Каждый новый вариант встречаю вопросом: «А на что это похоже?»
Чем богаче фантазия ребенка, тем больше будет различных вариантов.
Если же ребенок испытывает затруднения, можно ему аккуратно помочь.
• Предлагаю ребенку составить узор из палочек. Возможно, это будет совместное творчество детей и взрослых.
Знакомимся с различными геометрическими фигурами
• треугольник
Выкладываю на стол три палочки и предлагаю ребенку составить из них что-нибудь. Вариантов может быть много. Каждый новый вариант встречаю вопросом: «А на что это похоже?»
Чем богаче фантазия ребенка, тем больше будет различных вариантов.
Среди них будет и треугольник. О нем поговорим подробнее.
— А знаешь ли ты, как называется эта фигура? (если ребенок затрудняется ответить, говорю сама). Показываю стороны и углы.
— А как ты думаешь, почему эта фигура называется треугольник?
2) квадрат
Выкладываю на стол четыре палочки и предлагаю ребенку составить из них что – ни будь. Вариантов может быть много. Каждый новый вариант встречаю вопросом: «А на что это похоже?»
Чем богаче фантазия ребенка, тем больше будет различных вариантов.
Среди них будет и квадрат. О нем поговорим подробнее.
— А знаешь ли ты, как называется эта фигура? (если ребенок затрудняется ответить, говорю сама). Показываю стороны и углы.
3) прямоугольник
Выкладываю на стол шесть палочек и предлагаю ребенку составить из них какую – ни будь фигуру. Вариантов может быть много. Каждый новый вариант встречаю вопросом: «А на что это похоже?»
Чем богаче фантазия ребенка, тем больше будет различных вариантов.
Среди них будет и прямоугольник. О нем поговорим подробнее.
— А знаешь ли ты, как называется эта фигура? (если ребенок затрудняется ответить, говорю сама). Показываю стороны и углы.
— А как ты думаешь, почему эта фигура называется прямоугольник?
Учимся сравнивать
1) Произвольно выкладываю палочки двух различных цветов.
— Палочек, какого цвета больше? Проверяем разными способами (пересчетом и сравнением чисел, непосредственным сравнением через соответствие).
2) Произвольно выкладываю палочки трех различных цветов.
— Палочек, какого цвета меньше? Проверяем разными способами.
3) Произвольно выкладываю 5 красных палочек.
Предлагаю ребенку выложить несколько синих палочек, так чтобы синих палочек было меньше, чем красных.
Проверяем разными способами.
4) Произвольно выкладываю 7 зеленых палочек.
Предлагаю ребенку выложить несколько желтых палочек, так чтобы желтых палочек было больше, чем зеленых.
Проверяем разными способами.
Развиваем внимание
• Сколько квадратов ты видишь?
• Сколько треугольников ты видишь?
• Сколько прямоугольников ты видишь?
Развиваем внимание и память
Показываю ребенку выложенную из палочек фигуру. Предлагаю внимательно рассмотреть, постараться запомнить, а затем выложить такую же самостоятельно. Начинаем с очень простых фигур, постепенно усложняя задание.
Меняемся ролями.
Развиваем смекалку и логическое мышление
Предлагаю ребенку выложить
• 2 треугольника из пяти палочек.
• 2 квадрата из семи палочек.
• 3 треугольника из семи палочек.
• 5 треугольников из девяти палочек.
• 5 квадратов из двенадцати палочек.
• 3 ромба из десяти палочек.
• 3 ромба из девяти палочек.
Головоломки
Составляем и решаем разнообразные головоломки.
Головоломки с палочками – это :
— развитие логического мышления,
— всегда стопроцентная концентрация внимания,
— прекрасная подготовка к решению геометрических задач,
— всегда вера в победу,
— радость открытия.
И, пожалуй, самое главное: головоломки с палочками – это каждый раз нестандартная задача. А их решать необходимо, поскольку только на «типовых» научиться хорошо решать задачи невозможно!
И еще, как это ни парадоксально, регулярное решение головоломок приучает нас жить без стрессов. Допустим, не удается сразу найти решение. В какой-то момент начинает казаться, что его просто нет и быть не может. Так и в жизни нестандартная ситуация иногда нам кажется безвыходной. Но человек, решающий головоломки, сталкивался с таким ощущением уже много раз и уверен, что выход обязательно найдется, надо только хорошенько подумать.
Следовательно, головоломки решать всем (и детям, и взрослым) очень полезно!
Памятка для взрослых
• Ни в коем случае не торопиться демонстрировать правильное решение.
• В сложную минуту очень важно вовремя поддержать ребенка, аккуратно направить и вдохновить его. Желание решать нужно не упустить.
• Если ребенок испытывает трудности, можно предложить ему другие более простые задачи, которые незаметно подведут его к разгадке сложной (на данный момент) головоломки.
• Главное, чтобы у детей оставалось чувство, что догадались они сами, а помогли им только чуть-чуть. Тогда постепенно они обязательно начнут мыслить самостоятельно.
• А пока запасемся терпением, не надо торопить события. Каждый учится в своем темпе.
Как известно, одинаковых детей не бывает. Значит, не может быть двух одинаковых подходов к воспитанию и развитию. Таким образом, и эти мои заметки не инструкция, а только набор идей для тех, кто хочет жить полноценно и интересно. Надеюсь, предложенные мною упражнения доставят немало приятных минут и детям, и взрослым.