Инга Тарасенко
Консультация для родителей. Воспитание культуры поведения в общении со сверстниками
▼ Скачать + Заказать документы
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕНИИ СО
СВЕРСТНИКАМИ
ВОСПИТАТЕЛЬ Д/С №32
«РОМАШКА»
Тарасенко И. В.
Воспитание культуры поведения в общении со сверстниками.
Публикация «Консультация для родителей, Воспитание культуры поведения в общении со сверстниками» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Культура поведения для детей
- Речевой этикет, культура общения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека, коллективизм, правильное отношение к трудовым обязанностям, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками ребенок учится сообща трудиться, занимается достигать поставленной цели.
Особенно важно, общение со сверстниками детей, растущих единственными в семье. Общаясь с ними ребенок получает возможность приобрести опыт, соответствующий его стремлениям и интересам. В детском коллективе ребенок учится строить отношения, вырабатывать характер.
Ребенок пришел в детский сад. Для него это событие, которое меняет его образ жизни, ставит перед необходимостью общаться с новыми людьми – взрослыми и детьми. В детском саду он получает возможность стать самостоятельным. Новый образ жизни, условия, способы отношений требуют от ребенка изменения ранее сложившихся стереотипов, что не всегда проходит безболезненно. Если в семье он был предметом постоянного внимания, любви, ласки всех взрослых, то здесь к нему относятся, как к одному из многих; если в семье ему многое уступалось, как младшему, то здесь приходится уступать самому; если в семье он был владельцем своих игрушек, то в д/с должен научиться делиться ими или пользоваться совместно.
Если ребенок, играя в доме вместе со взрослыми (с мамой, папой, то есть только в выполняет то, что от него требуют, сам я являюсь пассивным, по подсказке взрослого, то при поступлении в д/с, ребенок чувствует себя неуверенно, скованно, неуютно, иногда сторонница детей, скучает. В данном случае взрослый не может заменить ему сверстника, вступая в роль ведущего, он подавляет инициативу ребенка.
Большое значение имеет педагогическое общение, воспитание с детьми, внимание и за интересами в каждом ребенке.
Общение воспитателя с детьми направлено на создание благоприятного психологического климата в группе, на установление правильных взаимоотношений с детьми в целом и с каждым ребенком в отдельности. Педагог наблюдает, как ведут себя дети, пришедшие из дома, если у них какие-либо проявления общительности.
Одни дети играют вместе, обмениваются игрушками, утешают других, когда те плачут, некоторые агрессивны – отнимают игрушки, дерутся, неохотно обращаются с детьми.
Ясно, что подход к этим детям не может быть одинаков. У одного ребенка следует сглаживать агрессивные проявления, вырабатывая дружелюбие, приветливость; другого – побуждать к общению с детьми.
Маленькие дети легче контактируют со взрослыми, чем друг с другом. Дома ребенок привык к общению с мамой, бабушкой, а умение общаться, договариваться с другими детьми, совместно играть с ними он еще не овладел. Это разовьется в нем благодаря воспитанию взрослых, общению со сверстниками. Малыши и мыслят, и чувствуют, и действуют пока каждый сам за себя. Их поведение целиком во власти собственности «Я» и. Они еще не умению регулировать свои желания и потребности, руководствуясь общими интересами. «Дай, мое, мне. Хочу» - основные движущие силы, заставляющие маленького ребенка не считаться ни с кем и ни с чем. Отсюда у отдельных детей и соответствующие проявления – отнимает, толкает, нарушает порядок, криком добивается желаемого. Это усугубляется тем, что не просить, ни договориться, ни уступить он еще не умеет, понятие дозволенного и недозволенного еще им не усвоены. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети, как и он, что свои желания приходится соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых норм общения.
Воспитание культуры общения осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Формируя у малыша стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом: обмен игрушками, игра рядом, не мешая другим – это начало уважения к делам окружающих. Полезно объединить детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. У воспитанников детского сада есть много поводов для общения друг с другом, совместные игры, занятия, прогулка побуждают их обменивать впечатлениями, заставляют тянуться к сверстнику.
Главное общение «ребенок-ребенок», «ребенок-дети» идет по собственному побуждению, так как жизнь в обществе сверстников ставит ребенка в условия делать что-то вместе: трудиться, играть, заниматься, обсуждать, советоваться, помогать проявлять внимание и заботу о своем товарище – словом, решать свои дела. И дома и в д/с надо ставить ребенка в условия, где он получал удовлетворение от общения со сверстниками, испытывал необходимость в этом. Хорошо, например, когда дома есть такие игры, которые требуют объединения детей в небольшую группу. Родители не должны препятствовать тому, чтобы к их сыну или дочери приходили дети. Задача взрослых – прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакт со сверстниками : умение без крика и ссор договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением.
Жизнь ребенка в обществе сверстников помогает ему осознать необходимость слаженных действий с другими детьми: играть заниматься, трудиться, спать и гулять тогда, когда это делают все; считаться с замыслом игр; подчинять свое желание большинству; на книги и игрушки имеют право дети- таков закон справедливости.
Постоянно находясь среди сверстников, ребенок привыкает к коллективной жизни, он чувствует себя самостоятельнее и взрослее, чем дома, среди близких. Здесь он ощущает равенство с другими, увлеченный игрой или общими делами, может прявить вежливость, заботу, выдержку, терпение, инициативу, дисциплинированность.
В основе первых детских симпатий лежит более эмоциональный мотив; малыш желает играть с соседом, потому что видит у него интересную игрушку; жалеет плачущего партнера по игре, пытаясь его успокоить. Пока это эпизодические проявления симпатии, которые во многом зависят от настроения детей, внешне привлекательных факторов.
Воспитательное значение дружеских проявлений велико. Общаясь, дети на практике закрепляют и выверяют, что значит поступать хорошо или плохо. Выручить, помочь, посочувствовать, успокоить, проявить внимание, поделиться, поступиться своим интересом ради друга – хорошо. Схитрить, обидеть, утаить, отступить от правил, поябедничать, пожадничать ради – достойно осуждения.
Общий замысел, возникающий в процессе игры и совместных дел, вызывает необходимость договариваться между собой, ориентироваться на партнера, прислушиваться к его мнению. Каждый учится вести себя соответственно складывающимся ситуациям, уважать своего партнера и стараться не ссориться.
Взрослые, регулируя отношения детей, должны быть чуткими и справедливыми к ним. Случается, что ребенок с сильным характером диктует свои требования, а другой беспрекословно ему подчиняется. В этих случаях необходимо тактичное вмешательство, не ломающее детских влечений, но позволяющее активизировать пассивных и сдерживать вожаков. Хвалить, за умение уступать – значит воспитывать сдержанность. Это качество необходимо ребенку с сильным характером. Поощрять робкого – значит побуждать его к активности и инициативе. Нужные черты характера формируются успешно в результате общения детей с разными характерами. Медлительный, уравновешенный ребенок благотворно действует на неугомонного, сдерживая его чрезмерную подвижность своей размеренностью, неторопливость; а медлительный становится более активным благодаря энергии своего товарища. Сдержанный, спокойный ребенок хорошо влияет на легко возбудимого Важно, чтобы ребенок вступал в самые разнообразные отношения, где он будет лидерствовать и выполнять второстепенные роли. Пусть, общаться с теми, кто нуждается в его опеке и защите, и кто будет опекать его самого.
ВЫВОД: воспитывать ребенка нужно так, чтобы в отношениях со сверстниками он умел себя вести, руководствуясь правилами: хочешь, чтобы с тобой дружили - старайся не ссориться, проявляй заботу о своем товарище, не оставляй его в беде, будь учтив, не спорь, не жадничай; если в гости к тебе пришел товарищ – прояви гостеприимство, умей предложить игрушки; если ты пришел к другу – веди себя скромно, сдержанно, не будь навязчивым, не претендуй на те игрушки, которые тебе не предназначены; если хочешь, чтобы тебя приняли в игру – обратись вежливо с просьбой, не диктуй другим своих условий. Важно, чтобы благодаря общению со сверстниками ребенок считался с общественным мнением.