Марина Черненко
Консультация для родителей «Воспитание звуковой культуры речи у младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним.
Ребенок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью - это сложный, многосторонний психический процесс, ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух и речедвигательный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже сформированнные речевой аппарат, мозг, хороший физический слух, ребенок никогда не заговорит. Чтобы у него появилась речь, а в дальнейшем и правильно развивалась, нужна речевая среда. В общении с окружающими малыш на первоначальных этапах речевого развития подражает звукам и словам, которые произносят взрослые, т. е. "подгоняет" свое умение к их произношению. Постепенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, начинает говорить так же, как и взрослые. Но если ребенок говорил, только повторяя за окружающими, он никогда бы не смог в полной мере пользоваться речью в различных ситуациях. в овладении речью важна языковая способность ребенка.
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание звуковой культуры речи у младших дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Средняя группа
- Темочки
Потребность ребенка третьего года жизни в общении со взрослыми и сверстниками возрастает. В разговоре со взрослыми он начинает понимать простые вопросы: "Где зайка? Куда ты положил машину?" Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться с вопросами: "Что это? Зачем? Куда? Когда?" и т. п. Возрастает понимание ребенком речи, причем не только того, что свершилось в его присутствии сиюминутно, но и того, что должно произойти. Судят об уровне понимания и по действиям, которые выполняет ребенок по заданию взрослых, высказывания.
Словарный запас к концу года увеличивается в 3-4 раза. Ребенок знает названия многих предметов: игрушки, посуда, одежда, т. е. в основном тех, которые находятся в ближайшем его окружении. На третьем году жизни ребенок начинает больше пользоваться глаголами, местоимениями, предлогами (например, предлог на употребляет чаще, чем в, но реже пользуется предлогами из, за). Однако в начале года появившиеся прилагательные мужского и женского рода часто еще не согласуются с существительными и употребляются в именительном падеже единственного числа. Таким образом, в речи ребенка третьего года жизни есть почти все части речи, за исключением числительных,причастий и деепричастий.
На третьем году жизни ребенок способен узнать и назвать знакомые предметы, изображенные на картинке, действия, совершаемые тем или иным животным ("собака спит", но развернутые фразы, как правило, еще не строит. В грамматическом отношении речь еще не всегда правильна, хотя ребенок верно связывает слова в предложения, согласует их в роде или числе, нередко при этом допуская ошибки в падежных окончаниях. Он различает и правильно пользуется глаголами настоящего и прошедшего времени. Ответы состоят в основном из простых предложений, однако они становятся все чаще многословными, с дополнениями ("Мальчик сидит на стуле"). Дети пользуются и сложными предложениями, сначала сложносочиненными, а к концу года и сложноподчиненными, хотя последнее употребляют еще редко. Так, к концу года ребенок овладевает речью в такой степени, что свободно может рассказать о своих нуждах, о том, что видел, что нового узнал от взрослых, но его речь носит пока ситуативный характер.
Еще одно достижение ребенка третьего года жизни: он способен воспринимать простые, небольшие по объему сказки, рассказы, близкие его жизненному опыту; может ответить на некоторые вопросы по их содержанию. Но если содержание не совпадает с его жизненным опытом, малыш не способен ответить даже на вопросы. При пересказе ребенок лишь договаривает отдельные слова либо группы слов. Но небольшие тексты, многократно ему прочитанные, он почти полностью запоминает наизусть; передать же их содержание в нужной последовательности, логично, самостоятельно не может (хотя некоторые дети к концу года легко справляются с таким заданием). Ребенку становиться доступным отгадывание простых загадок, если в тексте содержится ответ, знакомые звукоподражательные слова ( например: " На болоте живет и квакает: "Ква-ква-ква". Кто это? ").
Несмотря на все достижения в развитии речи детей третьего года жизни они еще не достаточно отчетливо и правильно произносят многие слова, отчего речь в целом не всегда понятна окружающим, с большим трудом воспринимается, особенно маленькими собеседниками.
Итак, к трем годам произносительная сторона речи у детей еще недостаточно сформировано. Одновременно с развитием речи развиваются мышление, память, воображение. В этом возросте велика склонность детей к подражанию, что служит благоприятным фактором для развития активной речи. Повторяя в след за взрослым слова и фразы, ребенок не только запоминает их, упражняясь в правильном произнесении звуков и слов, но и укрепляет артикуляционный аппарат. В этот период следует чаще хвалить детей, радоваться их успехам, вносить в их жизнь что-то новое, радовать сюрпризами, которые создают условия для развивающего общения. Ребенку важно постоянно чувствовать, что все его старания и усилия поддерживаются взрослым, что им довольны, что у него все получается.