Получи документы

Консультация для родителей «Всегда ли правильно звучит ваша речь»

Ченикало Анна
Консультация для родителей «Всегда ли правильно звучит ваша речь»

Давайте задумаемся: всегда ли правильно звучит наша речь?

Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за неумения пользоваться словом как инструментом, воздействующим на ребёнка, помогающим установить с ним контакт. Не стоит, очевидно, доказывать, что речь воспитателя должна быть правильной, в меру эмоциональной и доходчивой.

Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые – спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и, подражая, копируют.

Публикация «Консультация для родителей „Всегда ли правильно звучит ваша речь“» размещена в разделах

Вслушайтесь, как говорят ваши воспитанники, и вы непременно заметите, что в их интонациях, словоупотреблении, ударении проявляются речевые особенности не только близких людей – отца и матери, бабушки и дедушки, но и ваши языковые особенности.

Ребёнок передаёт ваши жесты и мимику, используя характерные и часто употребляемые обороты речи. Например, как разговаривают дети, когда играют. Девочка то и дело покрикивает на свою куклу-дочку, а заодно и на партнё ра по игре: - Тебе что сказано – не трожь! Ведь сказала – ложи сюда! Другая девочка поправляет её : - Надо говорить не «не трожь», а не трогай… И не «ложи», а клади. И кричишь ты всё почему – то…Не хорошо это. Но та возражает: - Это почему же нехорошо? Так моя мама говорит…А если её не слушает моя сестрёнка, то и крикнуть на неё нельзя, что ли? - Всё равно нехорошо это…Разве так говорит наша Светлана Анатольевна? (имеется в виду воспитатель). Перед каждым педагогом в той или иной ситуации возникают сомнения: как сказать правильно, избежать ошибки в словосочетании, произношении, как точнее выразить мысль? Такие вопросы чаще всего появляются при письменном изложении выступления на педсовете, собраниях и др. В этом случае воспитатель проявляет довольно высокую взыскательность к слову. Почему? Когда мы письменно оформляем свою мысль, то хотим, чтобы она звучала аргументировано, доходчиво и потому заранее сознательно подыскиваем нужные слова, обдумываем фразы, порядок слов и т. д. Что касается устной речи в быту, в разговоре с коллегами, воспитанниками и их родителями, то подобная работа над словом почти исключена. Именно в разговоре с окружающими наиболее ярко проявляется и речевая культура, и её дефицит. Здесь можно слышать неправильно употребляемые фразеологические обороты типа "иметь роль", "играть значение" (вместо "играть роль", "иметь значение"); просторечную конструкцию - "грустить за кем- или за чем - нибудь" вместо "грустить о ком- (или о чём) или по кому- нибудь"; неправильные ударения в словах. Часто допускается ошибка в употреблении глагола "занять" вместо "одолжить", т. е. в значении, прямо противоположному литературному: " Дать взаймы, в долг кому-нибудь". Воспитатель обращается к своему коллеге: "Займите мне, пожалуйста, цветной бумаги". Получив, благодарит: " В следующий раз и я займу вам то, что понадобится". Таким образом, были допущены ошибки: вместо "Займите мне, пожалуйста" надо сказать "Одолжите" или "Дайте взаймы"; вместо "Я займу вам"- "Я одолжу вам" или "Я дам взаймы". Нередко педагог, давая поручение ребёнку, говорит: "Пойди, пожалуйста, к Вере Петровне и скажи ей, что я велела дать книжку". Правильно ли это? Ведь говорить Вере Петровне "велела" - невежливо; велеть - значит приказывать.

Важно, чтобы ребёнок правильно понял это поручение и правильно обратился с просьбой в вежливой форме, значит, и сформулировать поручение следует примерно так: "Скажи, пожалуйста, Вере Петровне, что я её прошу. " Не принято, например, говорить о ком-либо из присутствующих в третьем лице: "Мы все пришли к единому мнению, а она считает, что. " Вместо "она" следует называть человека по имени и отчеству. Владеть родным языком - значит уметь связно, последовательно, полно, содержательно, образно высказывать свою мысль. для того чтобы слушающий понял говорящего, нужны ещё и умения использовать необходимые языковые средства - соответствующие интонации, логические паузы и ударения, выбирать самые точные слова, увязывать фразы для перехода от одного предложения к другому и. т. д. Одна из задач воспитателя - подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь, ставить почаще перед собой вопросы6 как звучит моя речь? Каковы интонации в общении с детьми и окружающими взрослыми? Нет ли дефектов звукопроизношения? Может ли служить моя речь образцом для ребят? Дети учатся у воспитателя произносить правильно звуки, слова, грамматически правильно строить предложения, логически последовательно излагать мысль и т. д. Значит педагог должен разговаривать с детьми понятно и доступно, короткими фразами. а не громоздкими и витиеватыми; правильно и точно подбирать слова; не допускать многословия; не употреблять слова - сорняки ("это самое", "ну", "вот так", "так сказать" и др.); исключить всякого рода огрублённые выражения, избегать просторечий. Воспитатель должен помнить: чем богаче его лексический запас, тем разнообразен выбор нужных слов, тем точнее и выразительнее речь. тогда он не будет испытывать особых затруднений в установлении речевых контактов с окружающими. Расширение словарного запаса обогащает человека, положительно сказывается на его деятельности, в частности, педагогической. Общение с детьми обязывает воспитателя вдумчиво использовать новые слова, далёкие по своему содержанию от мира детских мыслей.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Чтобы правильно дышать» В далеком прошлом, люди говорили: «Пока дышу – надеюсь». Дыхание – это одно из самых основных проявлений жизни организма. Особое место занимает.

Консультация для родителей «Играем — речь развиваем» Уважаемые родители! Скоро ваш малыш скоро пойдет в школу, и вы, конечно же, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно.

Консультация для родителей «Как правильно хвалить ребёнка»Консультация для родителей «Как правильно хвалить ребёнка» Хвалить детей надо обязательно для того, чтобы вселять в них уверенность, поощрять за хорошие поступки, заслуги, например, в освоении знаний,.

Консультация для родителей «Как правильно играть с ребенком 2–3 лет»Консультация для родителей «Как правильно играть с ребенком 2–3 лет» Немаловажную роль в воспитании играют совместные игры детей с родителями. И от того, как мы их будем воспитывать и сколько любви в них.

Консультация для родителей «Как правильно закаливать ребёнка»Консультация для родителей «Как правильно закаливать ребёнка» Все родители без исключения хотят, чтобы их дети росли крепкими и здоровыми, а для этого детей надо закаливать. Что же даёт закаливание?.

Консультация для родителей «Как сформировать правильную речь у ребенка?»Консультация для родителей «Как сформировать правильную речь у ребенка?» В последнее время все чаще сталкиваешься с проблемой, что дети плохо разговаривают, имеют нарушения речи, неправильно произносят звуки,.

Консультация для родителей «С пальчиками играем — речь развиваем» При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует.

Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка» В последнее время в практике логопедов встречается все большее число детей с речевыми проблемами. Зачастую родители считают: «Вот одам ребенка.

Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем»Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем» Одно из направлений развития ребёнка и гарант успешности в обучении его письму-это развитие мелкой моторики и координации движений пальцев.

Консультация для родителей «Тренируем пальчики — развиваем речь»Консультация для родителей «Тренируем пальчики — развиваем речь» Само понятие мелкая моторика обозначает выполнение точных и мелких движений кистями рук и пальцами, при котором в работу включаются сразу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Всегда ли правильно звучит ваша речь»
Опубликовано: 22 октября 2021 в 15:55
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.

26 апреля. День профилактики укусов клещей. Передвижка «Осторожно – клещи!»

С наступлением тепла хочется больше времени проводить на природе. Однако не следует забывать об опасностях, которые могут там подстерегать, и одна из них —клещи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД