Консультация для родителей «Эффективное использование сенсорных игр для младших дошкольников»

Елена Петровна Гранина
Консультация для родителей «Эффективное использование сенсорных игр для младших дошкольников»

Консультация для родителей

«Эффективное использование сенсорных игр для младших дошкольников»

Воспитатель: Гранина Е. П.

п. Нижний

Куранах

2017г

Ранний дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования органов чувств ребёнка, накопления представлений об окружающем мире. На третьем году жизни дети начинают овладевать выполнением некоторых продуктивных действий (складывание простейших построек из кубиков, выкладывание мозаики). При этом ребёнок не учитывает свойств предметов, например, цвета, в силу неустойчивого восприятия, отсутствия постоянной ориентировки на них. Воспитание такой ориентировки является важной задачей сенсорного воспитания.

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика составляет фундамент общего умственного развития дошкольника.

Именно с 3 лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования путем обучения продуктивным видам деятельности (рисованию, лепке, аппликации, конструированию, как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Восприятие младшего дошкольника носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др. – не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

Одновременно с формирование эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету, форме, величине. Исследователи считают, что лучше всего малыша в этом возрасте знакомить с классическим набором цветовых тонов, цветами спектра: красным, оранжевым, жёлтым, зелёным, синим, фиолетовым, а также белым и чёрным. Голубой цвет детям этого возраста трудно воспринимать как самостоятельный тон. Даже взрослые часто относят его к светло-синему. На самом деле голубой цвет является промежуточным между зелёным и синим. Классическими образцами формы являются круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и овал. Характеристика величины предметов сводится к словам «большой» и «маленький». Также малыш должен научиться определять качества предметов (мягкий, твёрдый, холодный, горячий, сырой, сухой, лёгкий, тяжёлый, колючий, гладкий). Чтобы познакомить с каким-то предметом, его нужно изучить: трогать, сжимать, гладить, то есть, совершать действия, которые называются моторными.

Для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького ребёнка такой ведущей деятельностью является дидактическая игра. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит не в процессе образовательной деятельности, а в ходе интересных игровых действий (прятанья и поиска, отгадывания и загадывания, изображения различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата).

Все, выше указанные, образцы сенсорных эталонов разных свойств ребёнок может усвоить в игре. Игра должна быть интересной, непродолжительной по времени и проста.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности.

Дидактические игры могут выполнять еще одну функцию – контроля за состоянием сенсорного развития детей.

1-й уровень: хаотичные пробы и ошибки.

2-й уровень: целенаправленные пробы.

3-й уровень: безошибочно подбирает детали.

Роль взрослого заключается в том, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые они играют сами, если интерес к игре пропадает, то необходимо позаботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Для этого в нашей группе для деток имеется много игр – вкладыши, дидактические кубы, пирамидки, дидактические игры типа «Лото», «Подбери по цвету (форме)» и другие.

Существуют следующие виды дидактических игр по игровому действию:

Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т. п.

Игры с прятанием и поиском. Основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.

Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?».

Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых: продавца, покупателя, почтальона – или животных: волка, гусей и т. д.

Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть: «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше» и т. д.

Игры в фанты или игры в запретный «штрафной» предмет (картинку) или его свойство (например, цвет, связанные с интересными игровыми моментами – избавиться от ненужного, сбросить карту, удержаться, не потребовать себе штрафной предмет или картинку, не сказать запретного слова.

С помощью использования дидактических игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из – за неудачного результата.

Успешным результатам будет способствовать то, что сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста осуществляется как непосредственно в образовательной деятельности, так и в ходе режимных моментов. Например, при приёме детей обязательно нужно обращать внимание на цвет одежды ребёнка, его обуви: "Ксюша, какая красивая жёлтая кепка сегодня у тебя. А ты, Ярослав, сегодня в зелёной футболке. А давайте посмотрим и найдём у кого ещё зелёная футболка сегодня".

Личный контакт с каждым ребёнком, атмосфера увлечённости и радости помогает детям чувствовать себя уверенно при проведении подобных упражнений.

Публикации по теме:

Консультация «Использование сенсорных игр для развития речи» «Использование сенсорных игр для развития речи» Для развития речи большое значение имеют сенсорные игры, основная цель которых - дать ребенку.

Использование сенсорных игр для развития речи детей Использование сенсорных игр для развития речи детей Для развития речи большое значение имеют сенсорные игры, основная цель которых – дать.

Использование сенсорных игр для развития речи детей Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением речи отличается качественным своеобразием. Процесс восприятия, который является.

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Консультация для родителей «Использование мнемотехники у младших дошкольников» Консультация для родителей Использование мнемотехники у младших дошкольников В наше время, время новейших технологий, последствия информационного.

Консультация для родителей «Использование дидактических игр в первой младшей группе» Консультация для родителей «Использование дидактических игр в 1 младшей группе (дети 2–3 лет)» Ранний возраст- самое благоприятное время.

Консультация для родителей «Использование сенсорных игр для развития речи детей младшего возраста» Для развития речи большое значение имеют сенсорные игры, основная цель которых - дать ребёнку новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые,.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях»Консультация для родителей «Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях» Консультация для родителей "Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях". «Истоки способностей и дарований детей находятся.

Консультация для родителей «Воспитание звуковой культуры речи у младших дошкольников» Цель: формирование у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью.

Консультация «Роль театрализованных игр для младших дошкольников»Консультация «Роль театрализованных игр для младших дошкольников» «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Консультация для родителей «Эффективное использование сенсорных игр для младших дошкольников»
Опубликовано: 3 декабря 2017 в 12:08
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий на 8 марта по мотивам сказки «Царевна Несмеяна» для старшей группы
ВЫХОД МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ Ведущий: Дорогие мамы и бабушки наших замечательных ребят! В преддверие чудесного праздника 8 марта мы поздравляем вас и желаем...
Дидактическое пособие «Лепбук «Сказки Корнея Чуковского»
Лепбук представляет собой картонную папку формата А3. Папка содержит кармашки, в которых собрана информация по теме. Дидактическое пособие «Лепбук...
Консультация «Уголок дошкольника дома»
Редко когда воспитатели дают советы родителям об организации уголка дошкольника в домашних условиях. Но, иногда возникает такая необходимость и вот несколько...
Фотоотчёт об экскурсии на ферму
Мы приехали на ферму Посмотреть, кто там живет, Кто как служит человеку, Кто что ест и кто как пьет. Наш посёлок расположен среди бесчисленных полей....
Макет «Русская изба»
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию макет «Русская изба», сделанный из бумаги и картона. Мы его используем в качестве методического материала в...