МААМ-картинки

Консультация для родителей «Значение педагогической оценки в воспитании дошкольника»

Ольга Корниенко
Консультация для родителей «Значение педагогической оценки в воспитании дошкольника»

Дошкольное детство – это период активного освоения окружающего мира, первоначального фактического формирования личности, развития личностных механизмов поведения. Вскользь сказанное оценочное замечание чужого человека в середине детства оказывается сильным эмоциональным воздействием Эффективность педагогического воздействия на ребенка в этот период зависит от оптимального выбора методов и средств воспитательной работы, которых сегодня очень много. Тем не менее в каждом из них обязательно присутствует общий компонент – оценка. Применительно к воспитательной деятельности оценка означает установление степени выполнения ребенком правил и норм поведения. С самых ранних лет малыш слышит мнения и оценки, высказываемые о нем другими людьми (родителями, учителями, воспитателями, детьми). Мнения эти не всегда одинаковы, а порой очень противоречивы. Каждый человек, а тем более ребенок, нуждается в поощрении, которое пробуждает желание работать над собой. Если ему постоянно говорить о его слабых сторонах, у него вообще исчезнет стремление к самовоспитанию. Между тем слишком высокое мнение о самом себе нарушает отношения дошкольника с окружающими. В саду психологТ. Минчукова провела опрос «Самостоятельность и инициативность» Насколько наши педагоги самостоятельны в принятии решений. Оценить деятельность детей, родителей – это тоже проявление инициативы и самостоятельности. От чего зависит самооценка? Самооценка ребенка, в первую очередь, зависит от взрослых. Поэтому педагогам нужно особое внимание уделять правильной оценке его действий и поступков. Именно действий и поступков, но ни в коем случае не самой личности, так как дети, особенно в младшем дошкольном возрасте, склонны относить оценку своих поступков или результатов своей деятельности на себя в целом. Оценка как вид педагогической деятельности что это? Категорию оценки можно отнести к методам поощрения и наказания. Что важно знать и помнить, используя оценку в педдеятельности? Как учитываются данные психологических исследований, касающихся проблемы оценки? Так, дети среднего возраста оценивают успех и неуспех своей деятельности, переживая их. Неуспех, поражение отрицательно влияют на них и не стимулируют проявления настойчивости. Успех, удача, наоборот, оказывают подстегивающее воздействие. Поэтому негативных оценочных значков детям среднего возраста лучше не ставить, а оценивать только их успехи. Для старших детей успех является хорошим стимулом для преодоления трудностей в дальнейшем. Наряду с этим на часть детей и неуспех не только не оказывает отрицательного влияния, а напротив, стимулирует их – потерпев неудачу, дошкольники не прекращают деятельности, а с еще большей энергией пытаются преодолеть трудности. Каким педагогическим требованиям должна соответствовать оценка деятельности детей? Педагоги нашего коллектива ответили: - Оценка должна отвечать таким педагогическим требованиям, как объективность, систематичность, индивидуальный подход, педагогический такт, гласность, быть достаточно мотивированной и убеждающей, правильно соотноситься с самооценкой и мнением родителей. Наш опыт показывает, что важнейшим условием формирования у детей способности к адекватной оценке своих действий является единство в оценке окружающих. Если оценка противоречива, ребенок выбирает для себя любую из них, чаще принимая ту, которая лестна для него или в данный момент чем-то выгодна. Какие же из наиболее частых формулировок оценки деятельности детей вы используете? Данные опроса детей: «Молодец,Умница, Сделал лучше всех, Постарался,Хорошо справились. Добавили:Красивая работа. (9гр.)Красавица(3 гр,Какая красота(7 гр, Золотые ребятки(10 гр) Улыбается, целует, Обнимает (7гр, Гладят по голове, обнимают(4гр) «Дают счастьеграммки»- (3гр. Первыми назвали и похвастались) - Если вашими поступками воспитатели недовольны? - «Очень плохо, непослушные,нельзя, не крутись за столом, не трогай» Почти все назвали место для наказания и возможность подумать над своим проступком в нем. - Если вы пролили чай, что делают взрослые? –«Надо быть аккуратным(4гр) Довертелся (4гр, Добалывлся (9гр,Ничего страшного(10гр, Не крутись за столом (3гр). Ой-Ой (7гр) Грозят пальцем почти все. - Если вы долго одеваетесь или раздеваетесь? – «Капуши, Дадут медаль черепахи Тартиллы» (9гр) Вывод: положительные оценки педагоги озвучивают за послушание и умение заниматься. Используются оценки невербальные и,в основном, вербальные - За что надо хвалить? Педагоги назвали : за •внимание

Публикация «Консультация для родителей „Значение педагогической оценки в воспитании дошкольника“» размещена в разделах

•старательность

•доброту

•сострадание,

•умение работать в коллективе

•скорость, ловкость,

•находчивость

•изобретательность.

Попрубуем результаты детских ответов сформулировать и склассифицировать с позиций педагоги и психологии. В нашей практике воспитания наиболее употребляемыми вербальными видами оценок являются : •прямая оценка, выражающаяся в одобрении или порицании либо действия, либо личностных качеств субъекта и адресованная непосредственно к субъекту. Например: "Молодец, ты приложил все старание при выполнении работы, и она получилась замечательной", "Умница, ты была внимательной и поэтому все задания выполнила правильно", "Из-за своей торопливости ты разрушил Ванину постройку и ему стало больно";

косвенная оценка, выражающаяся в одобрении либо в порицании определенных моральных качеств и поступков оцениваемого через непрямое соотношение его с другим лицом. Например: «Некоторые дети ведут себя сейчас, как глупые медвежата из сказки "Два жадных медвежонка"», "Настоящие мужчины не плачут, а молча огорчаются"; опосредованная оценка, выражающаяся в оценивании действий и личностных качеств одного субъекта через прямую оценку другого субъекта, например: "Тебя все будут любить, если ты будешь вежливым, как Инна Алексеевна", "Наша Машенька всегда старается поступать, как добрая сказочная фея"; предвосхищающая оценка, выражающаяся в одобрении предстоящих действий субъекта: "Ты замечательно прочтешь это стихотворение, потому что у тебя звонкий и выразительный голос" или "Я верю, у тебя все получится, если ты будешь внимательным"; отсутствие оценки как фактор отношения к деятельности и личности субъекта. Педагогическая оценка входит в систему методов педагогического воздействия наряду с методами убеждения и упражнения. Педагогическая оценка имеет две разновидности: открытой педагогической оценки и скрытой педагогической оценки. К открытой следует прибегать редко, лишь в случае, когда воспитанник полностью отдает себе отчет в содеянном. Скрытая педагогическая оценка - наиболее эффективна, так как, рассчитанная на субъективную самостоятельность, она интенсивно развивает эту самостоятельность Назовем виды открытой оценки, которыми чаще всего вы пользуетесь: Одобрением - предельно лаконичной формой вербального, мимического, пластического характера (например, улыбка, кивок головы или слово ”хорошо”); похвалой - развернутой формой одобрения, раскрывающей основание оценки ( например: ”Молодец Ваня! Помог Леночке собрать игрушки! ”); материальным предметом, который благодаря материализации создает протяженность оценки и длительность положительных переживаний (например, открытка, игрушка-символ, лакомство); благодарностью - персональным или коллективным признанием значимости сделанного ребенком; присвоением звания - признанием его существенных качеств и выражением уверенности в достоинстве личности навсегда. Наказание организуется аналогично, у него те же виды, меняется лишь оценочный вектор. Перечислим аналогичные виды: неодобрение, замечание, лишение удовольствий, выговор, исключение из системы общения либо из группы. В практике воспитателей увеличивается доля скрытой педагогической оценки, имеющей следующее выражение: “Я - сообщение”, оглашение вслух собственного состояния и переживаний, связанных жизненным явлением ( например: ”Мне всегда стыдно, когда я слышу грубые слова от мальчиков! ”); “Ты - сообщение”, оглашение предполагаемого состояния ребенка в момент содеянного им ( например: ”Ты, наверное, очень разозлился и обидел Машу, а теперь тебе, конечно же стыдно?.. ”); “естественное последствие”, как логически развернутая неизбежность обстоятельств, в которые поставил своим поведением себя ребенок ( например: ”Разлил? - Неси тряпку! ” или “Не сделал? Значит, надо сделать! ”); возложение оценочных полномочий на ребенка ( например: ”Коля, что ты нам скажешь? Как расцениваешь свой поступок? ”); оттянутая во времени оценка ( например: ”Я потрясен, поговорим, когда я приду в себя…”) и другие. Функции педагогической оценки Из приведенных примеров можно выделить две функции педагогической оценки – ориентирующую и стимулирующую. Оценку как стимул широко применяют все педагоги ("Умница моя, у тебя получится хорошая работа", "Я уверена, ты это знаешь", "Ты вежливая и поэтому не забудешь поблагодарить!" и т. д.). Очень популярными стимулирующими наглядными пособиями стали у педагогов счастьеграммки, которые как оценку своей деятельности дети могут подержать в руках. Счастьеграммки – это ежедневное сообщение родителям об успехах и достижениях ребенка в обучении, воспитании, приобретении культурно-гигиенических навыков в течение одного дня. Счастьеграммки (записки) наклеиваются на шкафчик ребенка в виде мини листовок разной формы (клейкая бумага для заметок - сердечко, яблочко, домик). Текст доступен, полезен и интересен каждому родителю. Например: «Мы рады за Андрея. Он назвал все весенние месяцы без подсказки» или «Жанибек сегодня сам оделся на прогулку». Также используются различные яркие и разные по форме фишки,которыми поощряют детей за активность, старание, воспитанность и. д., персонажи кукольного и пальчикового театров, которые оценивают деятельность детей. Ориентирующая функция оценки используется на практике значительно реже, хотя, по-нашему мнению, педагогический эффект ее воздействия гораздо значительнее. Поэтому мы стараемся прибегать именно к такому способу оценивания. Например: "Марина – культурная девочка, потому что она прикрывает рот во время кашля и просит прощения у всех при этом", "Павлик – молодец, он знает, что ножом мы не накладываем пищу на вилку, а только используем его как преграду", "Слава – умница, он вспомнил, что заштриховывать фон легче боковой поверхностью мелка", "Жанна – заботливая девочка, не забыла, что прежде чем …. ". Такие замечания позволяют не только похвалить конкретного ребенка, но и помочь другим детям ориентироваться в правильности своих действий и поступков. Жак Соломе, знаменитый французский социопсихолог называет ряд ошибок, которые являются ловушками антиобщения. Определите, какое чувство у детей вызывают подобные выражения «Видел бы ты себя со стороны!» - унижение «Я боюсь чудовища» - «Вздор, никаких чудовищ не существует- мне лучше знать» - неприятные чувства. «Будешь так себя вести, отдам …. Я не буду тебя любить» - шантаж «После того, что я для тебя сделала, ты….» «Это же все для твоего блага» --внушение чувство вины В настоящее время особую актуальность приобретают задачи формирования нравственных качеств личности. Основной способ их решения – помощь детям в усвоении моральных норм, регулирующих поведение. Ребенок овладевает ими под влиянием образцов и правил поведения. Образцами служим мы, взрослые, наши поступки, взаимоотношения. На собственном примере мы демонстрируем нравственные качества и их влияние на взаимоотношения ("В нашей группе доброжелательная, спокойная обстановка, потому что мы все вежливы и внимательны друг к другу", "У нас в группе чисто, светло, уютно, потому что наша няня заботливая и трудолюбивая", "У нас много игр, пособий для занятий, потому что наши воспитатели добросовестные, ответственные педагоги", "Светлана Юрьевна никогда не кричит и не разговаривает грубо, так как она тактичный и культурный человек" и т. д.) Постоянная установка педагога на поиск ошибок, а ребенка - на уменьшение возможности их сделать может привести к формированию исполнительского стиля у ребенка и дидактичности у педагога. Это чревато множеством негативных результатов Кроме этого, замечено, что у авторитарных педагогов и родителей дети более конфликтны, чаще дают друг другу отрицательные оценки. Педагогическая оценка является гибким инструментом в арсенале воспитателя. Педагогическая мудрость воспитателя в том и заключается, чтобы ребенок никогда не потерял веры в свои силы, никогда не чувствовал, что у него ничего не получается. Каждая работа должна быть для воспитанника хотя бы маленьким продвижением вперед поддерживая его положительной оценкой. На педагогическом совете, посвященном роли педагогической оценки в нравственном воспитании детей, педагогам было предложено решить педагогические ситуации,которые наиболее часто имеют место быть у нас в саду и дать правильную оценку поведения участникам ситуаций. Темы предложены следующие: Детская агрессия. Проблемная ситуация: Два мальчика в группе (семье) постоянно ссорятся. Адаптация к детскому саду. Проблемная ситуация: Нас уверяли, что для более мягкой адаптации будут созданы все условия. Пришла забирать ребенка. Дети гуляют, а моего нет. Спрашиваю: А где мой сын?» Мне отвечают: «Мы его оставили в группе, а то он все время плачет. Детский коллектив. Проблемная ситуация: ребенок часто конфликтует с детьми, отнимает игрушки, ломает постройки. Из –за такого поведения дети не хотят с ним общаться. Ложь у детей. Проблемная ситуация: Девочка 6 лет украла игрушку из стола воспитателя. Дома сказала, что воспитатель сама ей подарила. Приведу пример работы педагогов над ситуацией по проблеме «Жалобы детей» Проблемная ситуация: «Когда я прихожу за своим 4 – 5 летним ребенком. вслед за нами постоянно выходит в раздевалку мальчик и начинает мне рассказывать, как вел себя сын сегодня, кого обидел, у кого что отобрал и т д. часто просто врет, глядя мне прямо мне в глаза. На что я говорю, что он, наверняка,» сам хорош», и, что кто прав и кто виноват – уже не разберешь. При этом мой сын ни слова плохого не говорит. Как вести себя в подобной ситуации? Сначала педагоги провели Анализ : в этих жалобах, на первый взгляд нет личной заинтересованности. («А он брызгался водой в туалете, и т. д.) При этом кто жалуется выдает себя тем, что ждет реакции взрослого, вопросительно смотрит на него и радуется при проявлениях недовольства родителей или педагогов, особенно если взрослый дает ему задание прекратить все безобразия. Затем предложены Варианты решения: От вас ждут реакции. Все зависит от того, как вы слушаете»врушку» или «ябеду» Можно спросить зачем он вам это рассказывает, Чего от вас хочет от вас хочет тот, кто ябедничает. Может ему мало внимания уделяют взрослые и ему завидно. Он таким образом просит вашего тепла и внимания, вы ему понравились. Поинтересуйтесь у него:» Как он вел себя сам, а не как другие». Проявите о нем заботу – предложите ему что–нибудь или поиграйте. Побеседуйте на интересную познавательную тему. Лишний раз погладьте по голове. Определили Упреждающие меры: оценивать детей более разнообразно: хвалить за внимание и старательность, за доброту и сострадание, умение работать в коллективе, скорость, ловкость, находчивость и изобретательность. В конце занятия использовать коллективный метод оценки деятельности детей с обязательным правилом: «Себя не хвалить, называть только других. Спрашивать кто в группе самый умный, добрый. Пусть не боятся сравнивать себя с другими – от этого не уйдешь. Однако надо корректировать свою самооценку и смирятся.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Значение фольклора в нравственном воспитании дошкольников» У детей очень высокая эмоциональность - позволяет легко вызвать отклик, интерес к произведениям, драматизациям сказок, художественным произведениям.

Анкета для родителей «Значение устного народного творчества в семейном воспитании детей» Добрый день уважаемые коллеги. Я предлагая анкету для родителей на тему. Через устное народное творчество ребёнок не только овладеет родным.

Консультация для родителей «Значение дидактических игр в воспитании детей в детском саду» Информационная ширма для родителей Подготовила воспитатель Караханова Е. И. Москва 2014 «Значение дидактических игр в воспитании.

Значение подвижных игр в воспитании личностных качеств ребенка дошкольника Нередко взрослые люди недоумевают: откуда у детей столько энергии и жажды деятельности? Как они могут бегать и скакать дни напролет? Все.

Консультация для родителей «Познавательное значение сказки» Познавательное значение сказки. Сказка для ребенка - это не просто сказка, не только литературное произведение, не просто игра, это - жизнь,.

Консультация для родителей «Роль семьи в трудовом воспитании дошкольника» Главная задача трудового воспитания - формирование правильного отношения ребенка к труду. Она может быть успешно решена только на основе.

Проект в первой младшей группе «Фольклор. Значение фольклора в воспитании дошкольника» Педагогический проект в 1(2) младшей группе «Фольклор. Значение фольклора в воспитании дошкольника» Руководители проекта: Воспитатель: Герасимова.

Рекомендации для родителей по использованию сказки в нравственном воспитании ребёнка-дошкольника Родители, которые серьезно относятся к воспитанию детей, естественно, стараются им больше читать, понимая, что художественная литература.

Консультация для педагогов «Сказкотерапия в воспитании дошкольника» Воспитание - длительный, сложный и взаимный процесс. Ребенок учится у взрослых элементарным нормам и правилам проживания в этом мире. Дети.

Консультация «Сон и его значение в жизни ребенка дошкольника» Сон является неотъемлемой составляющей жизни каждого человека, он очень важен как для взрослого, так и для ребенка. Однако для детей не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Значение педагогической оценки в воспитании дошкольника»
Опубликовано: 1 февраля 2016 в 05:50
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД