Анастасия Богданова
Консультация для родителей «Значение ролевой игры в жизни дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Жизнь современного дошкольника богата на образы мультсериалов, телефильмов и компьютерных игр. Дошкольники «влюбляются» в понравившихся им персонажей, и, не редко, эти кумиры влияют на их социализацию. Они хотят во всем быть похожими на своих любимых героев. Все игры и действия ребенка строятся на любимом персонаже. Однако, любой образ современного теле или компьютерного мира не несет в себе социализации так необходимой любому дошкольнику.
Публикация «Консультация для родителей „Значение ролевой игры в жизни дошкольника“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для родителей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Перед педагогами и родителями встает трудная задача, как познакомить ребенка с сюжетно-ролевой игрой, не ориентированной на любимого персонажа, как социализировать ребенка в современном мире.
Игра - это свободная деятельность детей, которая осознаётся как «ненастоящая», но способная полностью захватить играющего, которая не диктуется какой-либо материальной пользой. Одной из форм игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра. Через такую игру ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь.
Сам ребенок научиться играть в сюжетно-ролевые игры не сможет, а если сможет, то его игры будут бедные по содержанию и непродолжительные по времени. Это происходит из-за того, что ребенок еще не освоил мир вокруг себя. У ребенка еще не сложились представления о том мире, в котором существуют взрослые. Чем больше вы будете играть и давать ребенку знаний о взрослой жизни, тем разнообразней, интересней будут его игры. Детям в возрасте 4-5 лет очень важно играть в ролевые игры : «в доктора», «в дочки-матери», «в продавца-покупателя». В процессе игры пополняется активный словарный запас, ребёнок учится излагать свои мысли, вести диалоги.
Уделите игре с ребёнком хотя бы полчаса в день. Попутно можете тренировать его в математике, например во время игры в магазин попросите у ребёнка-продавца три красных яблока, семь шоколадных конфет и шесть карамелек, пусть он разложит конфеты в два пакета поровну.
Можно поиграть в зоопарк. «Купите» билеты в кассе и проведите ребёнку экскурсию по зоопарку – расскажите, где и как живут птицы, млекопитающие, рыбы, чем они питаются. В ходе игры обратите внимание ребёнка на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними. Здесь ребенок может претворять свои идеи в одиночку, что является неплохой тренировкой перед этапом коллективных игр, когда, взрослея, ребенок копирует не только внешние действия и сходство с выбранным персонажем, но и внутреннее - начинает показывать, что этот персонаж сделал бы в такой-то или такой-то ситуации. В любом случае, игра направлена на обогащение и уточнение представлений о предметах окружающего мира, и, как правило, дети для игры объединяются по трое-четверо. С психологической стороны, такие совместные игры помогут проработать некоторые негативные моменты общения со сверстниками и закрепить навыки лидерского поведения.
Если ребенок копирует, имитирует в основном действия отрицательных персонажей, не спешите расстраиваться. Вступите в игру положительным персонажем, объясните, как хорошо поступить. И помните, что в большинстве случаев ребенок лишь отображает жизнь взрослых вокруг него. Постарайтесь следить, чтобы в вашем поведении не было отрицательных моментов.
Ну и, конечно же, игры в летчика, продавца, шофера, моряка и многие другие. Усложняйте правила игры, добавляйте несколько предметов и несколько действий.
Используйте более сложные сюжеты. У детей становится больше опыта, например, играя в больницу, у них уже ни один врач, который лечит, а принимают «специалисты». Есть пациент (ы, медсестры. Как правило, ребенок уже вносит в игру свои предложения.
Дети объединяют несколько сюжетных игр в одну игру. Например, идет игра «в семью», тут же «в семье» может возникнуть ситуация – «ребенок заболел». Возникает следующий сюжет игры «Больница». А до «больницы» нужно «доехать», поэтому можно пригласить в игру «водителя скорой помощи». Или семья едет в гости. Развиваются сюжеты «путешествие», «гости», «хозяюшка». Активно развиваются ролевые диалоги.
Поиграйте с детьми, например в игру «Кино».
Можно заранее приобрести проектор или подобрать «домашний кинотеатр». Ведущий взрослый заранее подбирает эпизоды из сказок, в которых особенно резко проявляются черты характера. Перед играющими детьми ставится задача озвучить этого персонажа, ярко выражая эти черты, так, чтобы другие сразу распознали, кто это. Затем можно ввести воспроизведение сюжета в виде небольшой сценки.
Девочки любят играть в парикмахерскую. Предложите кукле с длинными волосами сделать красивую причёску у ребёнка-парикмахера. Расскажите ребёнку об обязанностях парикмахера и работника салона красоты – стрижке, бритье, укладке волос в причёску, маникюре. В конце игры пусть кукла остается очень довольной, она скажет «спасибо» и пообещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую.
К 5 годам наступает расцвет ролевой игры. Дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группировки. Игровые интересы устойчивы. Они могут играть часами, днями, неделями в игры с одним и тем же сюжетом, причём каждый раз сначала (черепашки-ниндзя, гонщики, почта, поликлиника, кинотеатр, поход в гости и другие сюжеты).
Кстати, выбор соответствующей роли стимулирует ребёнка определить своё место в коллективе. Одни дети выбирают роли самостоятельно, другие предпочитают, чтобы»им дали роль», третьи отказываются играть. Понаблюдайте за своим ребёнком!
Сюжетно-ролевая игра очень важна для дошкольника, так как является одной из ведущих в становлении личности ребенка, в его «социализации», в его восприятии мира! Только от родителей и педагогов зависит то, какие образы будут приоритетными в жизни ребенка!
Список литературы:
1. Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка// Вопросы
психологии. 1996, №6
2. Дошкольная педагогика / под ред. В. И. Ядешко. - М. : Просвещение, 1978. -
321 с.
3. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя
дет. сада/ Д. В. Менджерицкая; Под ред. Т. А. Марковой. - М. : Просвещение,
1982. - 128 c.
4. Миленко, В. Нужно ли учить детей играть/ В. Миленко // Дошкольное
воспитание. - 2005. - N 4. - С. 119-123
Аннотация: Руководство сюжетно-ролевыми играми детей.
5. Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду : Пособие
для воспитателя/Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. -3-е изд., испр. -
М. :ЛИНКА-ПРЕСС,2009.-96 с.
6. Смирнова Е. И. Современный дошкольник : особенности игровой
деятельности. // Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - С. 70 – 74
7. Эльконин. Д. Б. Воспитательное значение сюжетной ролевой игры//
Дошкольное воспитание. -2008.№8 с. 17