МААМ-картинки

Консультация для родителей «Значение зрительного и слухового восприятия при подготовке ребенка к школе»

Маргарита Кунцевич
Консультация для родителей «Значение зрительного и слухового восприятия при подготовке ребенка к школе»

ПЛАН-КОНСПЕКТ КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Тема консультации: Значение зрительного и слухового восприятия при подготовке ребенка к школе

Задачи:

1. Ознакомить родителей с ролью восприятия при подготовке ребенка к школьному обучению.

2. Ознакомить родителей с некоторыми методическими приемами развития зрительного и слухового восприятия.

3. Сообщить родителям результаты диагностики уровня развития зрительного и слухового восприятия у детей.

Публикация «Консультация для родителей „Значение зрительного и слухового восприятия при подготовке ребенка к школе“» размещена в разделах

Целевая группа: родители детей старшего дошкольного возраста.

Роль восприятия при подготовке ребенка к школьному обучению

В дошкольные годы ребенок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности — учебной. Важное значение при этом будет иметь не только психологическая готовность к школе, но и формирование у ребенка умений, требуемых в этой деятельности. Обладание такими умениями обеспечивает высокий уровень обучаемости, характерной особенностью которого является умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Для этого от поступающего в школу ребенка требуется определенный уровень развития всех высших психических познавательных процессов.

Процесс прочного усвоения знаний — центральная часть процесса обучения. Это психологически очень сложный процесс. Он никак не сводим к памяти или к прочности запоминания. В него включаются восприятие материала, его осмысливание, его запоминание и то овладение им, которое дает возможность свободно им пользоваться в различных ситуациях, по-разному им оперируя, и т. д.

Когда ребенок начинает обучение в школе, ему предстоит воспринимать и усваивать большой объем информации, в основном зрительной и слуховой. Однако сейчас все чаще педагогами и психологами поднимается вопрос о том, что младшие школьники очень часто не умеют воспринимать преподносимую информацию и "усваивать" ее. Если в школу ребенок приходит неготовым к восприятию зрительной и слуховой информации, то в процессе обучения в школе у ребенка не складывается воедино смысловой, слуховой и зрительный образ слова и предложения. В таком случае совершенно бессмысленно будет требовать от ребенка грамотного письма; ему будет сложно писать изложения, а тем более сочинения; трудности дадут себя знать в математике, где ученик не сможет понять контекст задачи и правильно решить ее; ребенку будет сложно соотнести прочитанный или прослушанный текст с наглядным материалом. Практика показывает, что многие предметы становятся для ребенка нелюбимыми по причине большого объема зрительной и слуховой информации, которую необходимо не только прочесть и прослушать, но и осмыслить.

Следовательно, важнейшим условием успешного обучения ребенка в школе является то, насколько эффективно он воспринимает увиденную и услышанную информацию. Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста, помогая ребенку формировать правильное представление об окружающих предметах и явлениях. Поэтому одна из главных задач подготовки дошкольников к школьному обучению — развитие зрительного и слухового восприятия, ведь чем лучше развиты органы восприятия, тем полнее получаемая информация об окружающем мире, тем эффективнее ребенок будет воспринимать в будущем учебный материал.

Восприятие — это процесс отражения в сознании человека внешних признаков предметов и явлений, совершающийся при помощи органов чувств и завершающийся созданием образа воспринимаемого предмета и оперированием этим образом. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно чувственную ориентировку в окружающем мире. Можно сказать, что восприятие — это прижизненно формирующаяся система перцептивных действий, с помощью которой дети строят образ окружающей действительности и затем ориентируются в ней. Задача развития восприятия заключается в том, чтобы сформировать у ребенка правильное представление об окружающих предметах и явлениях.

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Первыми опорными точками для будущего успешного обучения ребенка в школе является то, что он видит и слышит. Поэтому одна из главных задач подготовки дошкольников к школьному обучению — развитие восприятия всех органов чувств: зрения, слуха, осязания и обоняния. Ведь чем лучше развиты органы восприятия, тем полнее получаемая информация об окружающем мире, о конкретных объектах, и тем богаче личный опыт ребенка.

Так как восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста, незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов. Если ребенок не получит благоприятных условий для развития восприятия в дошкольный период, то и связанные с ним процессы будут отставать в развитии, что затруднит освоение учебной деятельности в школьном возрасте. Следовательно, задача развития восприятия и его свойств у детей дошкольного возраста приобретает первостепенное значение.

Методические приемы развития зрительного и слухового восприятия

Можно порекомендовать следующие упражнения для развития и коррекции зрительного восприятия.

Упражнения, направленные на развитие восприятия положения в пространстве, способствует развитию внимание, ориентировки в пространстве, способности удерживать инструкцию, навыка самоконтроля и т. д. Ребёнку предлагается определить правую и левую стороны на себе, определить положение предметов в окружающем пространстве (справа, слева, спереди и т. д.).

Упражнения, направленные на развитие восприятия цвета, формы и размера заключаются в том, что ребенку предлагается определять форму, цвет и размер предметов, сравнивать их, находить сходства и различия, группировать по одному из указанных признаков.

Развитию зрительно-моторной координации способствуют любимые детьми упражнения: соединения точек для получения рисунка. Вариантом этого упражнения является соединение пронумерованных точек.

Развитию восприятия фигуро-фонового различения способствуют занятия объемным конструированием из кубиков и плоскостным конструированием из геометрических фигур (разноцветные шаблоны геометрических фигур из картона, танграм и т. д.).

Развивают зрительное восприятие упражнения по анализу и копированию несложных форм изображенных фигур с последующим дорисовыванием их частей согласно заданному образцу. Для этого на рисунке изображается только половина предмета симметричной формы (половина бабочки, половинка пирамиды, половина снеговика и т. д.). Ребенку предлагают дорисовать и раскрасить вторую половину изображения.

Для развития и коррекции слухового восприятия можно порекомендовать следующие упражнения.

С целью тренировки слухового восприятия используются различные фонограммы: запись шумов леса, города, голосов известных всем птиц, животных и т. д. Дети, прослушивая фонограмму и услышав указанный звук, должны подать условный сигнал (хлопнуть в ладоши, услышав мяуканье кошки и т. д.).

Для развития слухового восприятия и звуко-моторной координации широко используют слуховые и графические диктанты. В первом случае ребенок двигает по шахматной доске фишки в заданном направлении (например, два шага влево, три вверх, один вправо и т. д.). Вариантом этого упражнения может быть игра в классики. На асфальте мелом расчерчиваются классики на 9 или 12 квадратов, и ребенок прыгает по квадратам, следуя указаниям взрослого. Во втором случае ребенок на листе бумаги в клеточку от указанной точки, следуя по маршруту, указанному взрослым, создают какой-то рисунок (вверх на одну клеточку; на две клеточки вправо и т. д.).

Формированию речевого слуха и звукового восприятия способствует любимая и детьми, и взрослыми игра "В слова". Правила этой игры таковы: Называть слово, которое начинается со звука, которым закончилось предыдущее слово (кот — тарелка — арбуз — заяц и т. д.).

Тренировка восприятия мелодики, темпа, ритма речи выполняется с помощью воспроизведения предложенных ритмических рисунков выстукиванием, похлопыванием.

Тренировке слухового восприятия и воображения способствует "Сказка про Ухо". Ребенку предлагают закрыть глазки и представить, что услышало бы Ухо в лесу, в магазине, на улице?

Перечисленные упражнения не требуют ни длительной подготовки, ни специальных материалов. Их можно проводить и дома, и на прогулке, и в поездке, и в очереди к врачу. Однако, несмотря на простоту, эти упражнения достаточно эффективны, и помогут вашему ребенку развить слуховое и зрительное восприятие, подготовиться к восприятию учебного материала.

Публикации по теме:

Консультация «Роль игры при подготовке ребенка к школе» «Консультация «Роль игры при подготовке ребенка к школе». Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах методов подготовки детей.

Консультация для родителей «Игры для развития мелкой моторики рук и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения»Консультация для родителей «Игры для развития мелкой моторики рук и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения» Консультация для родителей "Игры для развития мелкой моторики рук и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения"I часть. Теоретическая.

Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к школе» Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для.

Консультация для родителей «Развитие зрительного восприятия и пространственного представления» К 4 годам ребенок должен воспринимать и различать более пяти форм предметов, дифференцировать их по величине, знать и называть семи цветов.

«Особенности восприятия мира у детей старшего дошкольного возраста. Развитие восприятия». Консультация для родителей Восприятие формируется на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: рисование, лепка, просмотр.

Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Поступление в школу — переломный момент в жизни ребенка. Как сложится новая жизнь ребенка, во многом зависит от того насколько он подготовился.

Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к школе. Основные аспекты» ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА Для того, чтобы эффективно подготовить ребенка к первому классу школы, необходимо понимать,.

Роль СБО, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве и мелкой моторики в решении всестороннего развития ребенка Вид: Использование сохранных анализаторов в социально-бытовой ориентировке ребенка в окружающем. Тема: Посуда. Коррекционно-педагогические.

«Значение игры в развитии слухового восприятия и речи ребенка». Семинар-практикум для родителей с детьми с ОВЗ Согласно внедрению ФГОС ДО с родителями я старюсь выстраивать партнерские отношения. Участники: родители, воспитывающие детей дошкольного.

«Это волнующее слово «школа…» Консультация для родителей о готовности ребенка к школе Школа. Как много ожиданий, волнений связывают родители и дети с этим словом. Но как правильно подготовить будущего школьника? Необходимо.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Значение зрительного и слухового восприятия при подготовке ребенка к школе»
Опубликовано: 17 октября 2015 в 19:59
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД