Папки-передвижки

Консультация для учителей-логопедов «Логоритмика как средство коррекции речи дошкольников»

Плотникова Анастасия
Консультация для учителей-логопедов «Логоритмика как средство коррекции речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

«Логоритмика как средство коррекции речи дошкольников»

Здоровье – это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезни или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.

Конец XX – начало XXI века в нашей стране характеризуется резким ухудшением здоровья. По данным мировой статистики число речевых расстройств растет. Причины роста речевой патологии у детей достаточно разнообразны: плохая экологическая обстановка, несбалансированное питание, педагогическая неподготовленность родителей, увеличение рождаемости детей с патологией центральной нервной системы, информационные нейропсихические перегрузки.

Публикация «Консультация для учителей-логопедов „Логоритмика как средство коррекции речи дошкольников“» размещена в разделах

Наблюдая за детьми с речевой патологией, становится очевидно, помимо речевых расстройств у детей виден целый комплекс неречевых нарушений. Среди них невротические проявления: капризность, страхи, колебания настроения, впечатлительность, тревожность, повышенная раздражительность, утомляемость, трудности поведения. Движения детей, страдающих нарушениями речи, характеризуются недостаточной четкостью и организованностью, неуверенностью при правильном воспроизведении. Произвольные речевые и мимические движения отличаются от нормы, отмечается слабое развитие чувства ритма. В неречевых психических функциях отмечается нарушение слухового восприятия, внимания, слуховой памяти, снижение способности активной саморегуляции произвольного внимания, скорости мыслительных операций, в физиологическом аспекте нарушается физиологическое дыхание. Дети физически плохо развиты, ослаблены, подвержены частым простудным заболеваниям.

Этих проблем не решить одними лишь мерами по лечению болезней. Точкой приложения усилий медиков, педагогов, родителей должно стать здоровье подрастающего поколения и основанная на нем жизненная целостность организма – единство физической, психологической и духовно-нравственной составляющих. Этому способствует применение разнообразных методик, объединяемых понятием – «здоровьесберегающие технологии» :

- комплексы дыхательной гимнастики,

- массаж и самомассаж,

- пальчиковая гимнастика,

- песочная и су-джок терапия,

- релаксационные упражнения,

- психогимнастика,

- сказкотерапия.

Практическое использование в своей работе здоровьесберегающих технологий благоприятно сказывается на психофизиологическом развитии детей, способствует поддержанию психосоматического благополучия, заметному снижению уровня заболевания, формированию сознательной установки детей на сохранение и укрепление своего здоровья, поддержанию оптимистического жизненного настроя.

Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. Организм ребёнка представляет собой единое целое, где деятельность одних систем находится в непрерывной взаимосвязи с деятельностью других. Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Существенной стороной влияния физических упражнений является повышение эмоционального тонуса, улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия.

Именно этим требованиям отвечает система работы по логоритмике.

Но что же такое логоритмика? Итак, логоритмика – это система занятий, направленная на преодоление речевых нарушений и сопутствующих им неречевых проявлений у детей с речевой патологией путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс.

Объектом логоритмики является структура речевого дефекта, неречевые функции и речевые нарушения у детей с речевой патологией.

Предметом – многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций и система движений в сочетании с музыкой и словом.

Цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции речевых и неречевых психических функций и, в конечном итоге, адаптация ребёнка к условиям внешней и внутренней среды.

Основной принцип построения всех перечисленных видов работы – тесная связь движения с музыкой, с последующим обязательным включением речевого материала. Слово может быть введено в самых разнообразных формах: это тексы песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировки на заданную тему, команды водящего в подвижных играх, указания ведущего и т. п.

Задачи логопедической ритмики определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные, воспитательные и коррекционные.

Решение оздоровительных задач обусловлено теми отклонениями или недостатками в физическом состоянии детей с речевой патологией, которые или являются предрасполагающими факторами в возникновении речевого нарушения, или усугубляются в связи с ними. В результате решения данной группы задач у детей с речевыми расстройствами укрепляются костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений.

Осуществление образовательных задач способствует формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлений, развивает способность произвольно двигаться в пространстве, разрушает патологические динамические стереотипы, способствует развитию ловкости, силы, выносливости, переключаемости, координации движений, организаторских способностей.

При реализации образовательных задач дети с речевой патологией усваивают теоретические знания в области метроритмики, музыкальной культуры, музыкального восприятия.

Решение воспитательных задач содействует:

1) развитию чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;

2) развитию способности восприятия музыкальных образов и умению ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, то есть умению перевоплощаться, проявлять художественно-творческие способности;

3) воспитанию положительных личностных качеств, обучению правилам в различных видах деятельности и др.

Реализация коррекционных задач позволяет :

- создать благоприятные условия для тренировки процессов торможения, возбуждения или их равновесия, благотворно воздействует на ЦНС;

- совершенствовать координацию общих движений, тонкой моторики, мимики лица, общепространственных представлений;

- развивать зрительные восприятие, память, внимание.

В системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста можно выделить 2 направления:

1) Развитие, воспитание, предупреждение и коррекция неречевых процессов : слухового внимания и слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, общее оздоровление и укрепление организма, зрительной ориентировки, координации движений, чувства темпа и ритма в движении, воспитание и перевоспитание личности.

2) Развитие речи и коррекция речевых нарушений : воспитание темпа и ритма дыхания и речи, орального праксиса, просодии, фонематического слуха и т. п., речевых нарушений, в зависимости от этиологии, механизмов, симптоматики и методики устранения.

Для достижения оптимальных результатов логоритмических занятий, целесообразно строить их в плане равномерного распределения психофизической нагрузки и проводить по следующей схеме:

I. Ритмическая разминка.

II. Некоторые из видов музыкально-ритмических упражнений.

1. Упражнения для развития основных сторон внимания.

2. Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

3. Упражнения для развития чувства темпа и ритма.

4. Упражнения для развития координации движений; упражнения на координацию речи с движением.

III. Упражнения оздоровительного характера.

IV. Слушание музыки

V. Пение.

VI. Упражнения для развития тонких движений пальцев рук.

VII. Упражнения для развития речевых и мимических движений.

VIII. Игра.

IX. Заключительная ходьба или упражнения на релаксацию.

Каждое логоритмическое занятие включает в себя дыхательные упражнения, пальчиковые игры или массаж пальцев.

Средства, которые используются в логоритмике :

- ходьба и маршировка в различных направлениях, ориентировка в пространстве;

– упражнения, подвижные игры с правилами для развития общей моторики, моторики кистей и пальцев;

– упражнения, регулирующие мышечный тонус, снятие напряжения и успокоения детей;

– упражнения на развитие дыхания, голоса, мимики и артикуляции;

- упражнения, формирующие чувства музыкального размера и темпа;

– танцевальные упражнения;

– пение;

– творческие, сюжетно-ролевые, подвижные игры, творческие этюды для развития волевых качеств, активности, самостоятельности, инициативы.

Логоритмические занятия проводятся совместно с музыкальным руководителем, воспитателем под контролем логопеда. Логопед является ведущим и руководителем занятия. Музыкальный руководитель подбирает и реализует музыкальное сопровождение занятия. Воспитатель проводит индивидуальную работу по рекомендации логопеда.

Уникальное сочетание физических упражнений, музыки, проговаривание стихов в ритме движений или пение в такт любимой мелодии развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия. Она способствует воспитанию познавательной, волевой сфер личности, гармоничному физическому и художественному развитию детей, памяти, выразительности движений, формирует музыкально-ритмическое чувство.

Логоритмические занятия способствуют воспитанию таких личных качеств, как: активность, инициативность, самостоятельность; воспитанию волевых качеств: смелости, настойчивости, решительности, выдержки.

Не следует насыщать логоритмические занятия в описанной системе работы новыми музыкально-ритмическими упражнениями, новым музыкальным репертуаром. Исполнение знакомых музыкально-ритмических, физкультурных упражнений, песен и другого материала преследует цель - достижение нового качества исполнения, формирования способности к импровизации и более яркому выражению своих личностных качеств посредством движения.

Программные упражнения, отработанные ранее на физкультурных, музыкальных и других занятиях, а также на утренней гимнастике, с привнесением нового познавательного, наглядного материала, атрибутики соединяются в единый игровой сюжет логоритмического или интегрированного занятия выполняются, таким образом, в новых условиях.

Введение игровых упражнений позволяет связать звук с комплексом артикуляционных, дыхательных, двигательных упражнений в едином игровом сюжете.

Скучные упражнения становятся интересными и увлекательными для детей. Введение музыки способствует развитие фонематического слуха, обеспечивает упрочение полученных навыков звукослогового анализа, стойкое запоминание артикуляционного уклада звука и введение его в речь.

Свою работу мы условно разделили на три этапа. Продолжительность этапа зависит от сформированности у детей двигательных и речеслуховых умений и навыков, отрабатываемых на данных занятиях.

Этап формирования семантических структур слов и их фонем.

Этот этап является подготовительным. Его продолжительность для детей с ОНР 2-3 уровня - первый год обучения.

Задачи первого этапа:

- Создание условий для установления контакта с детьми, проявление ими интереса, активности, повторение движений, попытки воспроизвести песню, танец. Это может быть достигнуто только в игре при игровом сюжете занятия.

- Развитие общей и тонкой моторики, мимики; дыхания, координации движений, пространственной организации движения, речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков.

- Развитие слухового восприятия, умения вслушиваться в обращенную речь и давать соответствующие двигательные или звуковые реакции.

- Развитие подражательности.

- Развитие сенсорных, интеллектуальных, ориентировочных действий, основных сторон внимания.

- Развитие музыкального, звуковысотного, тембрового, динамического слуха, певческого диапазона голоса, чувства ритма, театрально-игровой деятельности.

На занятиях подготовительного этапа с детьми с ОНР мы совместно с музыкальным руководителем и инструктором по ФК формируем и корректируем неречевые процессы. Особое внимание мы уделяем основным движениям, общеразвивающим и двигательным комплексам в подвижных играх с построением и перестроением, театрально-игровой деятельности.

Приоритет отдается развитию сенсорных функций, слухового восприятия, формированию артикуляционный базы звуков, просодической стороне речи у детей, восприятию разнообразных движений (простых и сложных, поз, умения их различать.

Рекомендации, разработанные нами, учитываются при планировании образовательной деятельности музыкальным руководителем, инструктором по ФК и воспитателями.

Одним из направлений нашей работы является формирование у детей понятийных значений слов-действий, обеспечение достаточного глагольного словарного запаса. Закрепить точное значение слов – действий и запомнить их помогают различные имитационные, образные движения, к которым дети всегда проявляют большой интерес.

Дети с удовольствием по представлениям без наглядной опоры или с ней (картинки, символы, с помощью имитационных, образных, пантомимических действий отражают трудовые процессы, движения живых объектов, их состояние, природные явления. Дети овладевают различными способами словообразования и словоизменения.

На занятиях совместно с инструктором по ФК большое внимание уделяем упражнениям, способствующим формированию правильной осанки детей: попеременная ходьба на носках и пятках, ходьба в заданном направлении со сменой движения рук: руки в стороны, вверх, вперёд, вниз, ходьба и бег "змейкой".

Используем игры на месте для развития статических функций: "Высокие деревья ", "Стройные берёзки ", "Важные гуси", "Олени", "Попугаи", "Рыбка", "Кошечка", "Тополь" и другие.

Для начального обучения различным движением в упражнениях используются ориентиры, ограничители.

На подготовительном этапе музыкальным руководителем и учителем-логопедом проводится систематическая работа по воспитанию умения детей последовательно и чётко выполнять основные позиции, движения рук и ног (в ритмической разминке, в упражнениях на развитие внимания, элементы танца, танцевальные движения. Для этого используются дидактические игры: «Музыкальный инструмент», «Игра колокольчиками», «Веселый оркестр», «Музыканты» и т. д.

Одной из задач проводимой нами коррекционной работы остается развитие мимики и пантомимики, которые в логоритмическом воспитании являются средствами невербального общения и совершенствование координации движений. Это могут быть попеременные движения рук и ног на месте, с продвижением в стороны, вперёд – упражнения "Ходим как пингвины (как лисы, как медведи, как волки, гуси, жуки, цапля)", "Змейка" (сороконожка, гусеница) ползет" и другие.

В процессе упражнений на развитие чувства темпа обогащаем речь дошкольников наречиями в начальной форме (быстро - медленно, в сравнительной степени (быстрее, медленнее, очень быстро, очень медленно). При этом создаются благоприятные условия для работы над синонимами, антонимами, синонимическими, пантомимическими рядами, над словосочетаниями, предложениями.

На подготовительном этапе формируем умения у детей понимать обращенную речь, выполнять импровизированные движения под медленную, плавную музыку.

В работе на развитие психомышечного чувства (напряжение, расслабление) используем упражнениям, являющиеся подготовительными для овладения танцевальными движениями.

На этом этапе большое внимание уделяем развитию сенсорики, а именно цветоразличению (узнаванию промежуточных цветов). Широко применяем музыкально-дидактические игры. С этими играми дети первоначально знакомятся на музыкальных занятиях. Данные игры используем для уточнения значения слова, развития словоизменения, обогащения речи прилагательными, наречиями, усвоения синонимов, антонимов. Активизируем работу над словосочетаниями, над сложными бессоюзными предложениями и предложениями с союзами "а", "и".

Этап формирования ситуативных значений слов и их фонем.

Этот этап соответствует этапу продолжения формирования коммуникативных умений и навыков и автоматизации поставленных звуков.

В непосредственной образовательной деятельности продолжаем развивать неречевые функции, указанные на подготовительном этапе. Особое внимание обращаем на тренировку основных движений: бег, ходьба, лазание, прыжки, метание мяча и т. п. - предметами, отличающимися по величине, форме, цвету с целью активизации словаря. Данную работу проводит инструктор по ФК по рекомендации учителя – логопеда.

Продолжаем работу по воспитанию выразительности, ритма и темпа движений. Она представляет собой взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя. И включает в себя:

а) Сочетание характера музыки с движениями: образные движения, изменения темпа движения в зависимости от быстроты музыки, сочетание темпа музыки с темпом движений.

б) Сочетание ритма музыки с ритмом движений.

в) Сочетание темпа музыки с темпом движения, например, дети под медленный темп музыки ударяют мячом об пол и ловят его; с переходом на быстрый темп бегут по кругу держа мяч перед собой.

• Совершенствование речевой моторики.

Развития мыслительных операций: сравнения и обобщения.

Этапа формирования объемных семантических полей и психологической базы речи.

Этот этап соответствует этапу формирования и совершенствования многообразной речевой деятельности детей.

В данный период в образовательной деятельности у дошкольников продолжаем закреплять двигательные умения и навыки; совершенствовать зрительную и слуховую память, фонематическое восприятие, речевое дыхание, речевую моторику, координацию движений.

Дальнейшее развитие музыкального слуха, певческого диапазона голоса, способности голоса к модуляции, произвольной регуляции высоты и силы голоса, просодии речи, дикции, ритмико-интонационной стороны речи ведем совместно с музыкальным руководителем.

При этом продолжаем непосредственно работу над развитием многообразной речевой деятельности: собственно говорение, правильное употребление звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, диалоги, монологи, сложные словесные конструкции. Для этого используем инсценировку песен, стихотворений, прозу с музыкальным сопровождением и без него.

Таким образом, логоритмические занятия позволяют коррекционный процесс сделать более эффективным и значительно сократить сроки коррекционной работы, попутно решая ряд задач по эмоциональному, эстетическому, физическому, музыкальному, интеллектуальному развитию ребенка.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Художественно-творческая деятельность как средство развития мелкой моторики для коррекции общего недоразвития речи у детей .

Консультация для педагогов «Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников» Консультация для педагогов. «Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников». Развитие речи становится всё более актуальной.

Консультация для учителей-логопедов и воспитателей «Загадки дошколят (ТРИЗ)» КОНСУЛЬТАЦИЯ для учителей-логопедов и воспитателей коррекционных групп Загадки дошколят (ТРИЗ) Учитель-логопед, Чепурнова Надежда Викторовна.

Консультация на РМО учителей-логопедов «Инновационные технологии на этапе развития мелкой моторики»Консультация на РМО учителей-логопедов «Инновационные технологии на этапе развития мелкой моторики» Одним из условий хорошего физического, нервно-психического и речевого развития ребенка является развитие ручных умений, или как принято.

Консультация на РМО учителей-логопедов «ИКТ в работе учителя-логопеда»Консультация на РМО учителей-логопедов «ИКТ в работе учителя-логопеда» Мы живем в такое время, что компьютеры, уже заняли прочные позиции во многих областях современной жизни, и быстро проникли не только в дома,.

Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников Суть логоритмики и ее польза для детей имеющих речевые нарушения. [/b] Особая методика логоритмических упражнений включает в себя воздействие.

План по самообразованию на тему «Игра как средство коррекции речи у дошкольников» Тема: Игра как средство коррекции речи у дошкольников Задачи: - повысить уровень знаний о развитии речи у дошкольников; - изучить новые.

Рекомендации для родителей «Физическое развитие как средство профилактики и коррекции плоскостопия у дошкольников» Физическое развитие как средства профилактики и коррекции плоскостопия у дошкольников Плоскостопие у детей первых лет жизни чаще является.

Театрализованная деятельность как средство коррекции речи дошкольников с ОНР Выступление на тему: «Театрализованная деятельность как средство коррекции речи дошкольников с ОНР» Слайд 2 Федеральные государственные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для учителей-логопедов «Логоритмика как средство коррекции речи дошкольников»
Опубликовано: 15 февраля 2018 в 21:50
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для учителей-логопедов «Логоритмика как средство коррекции речи дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Плотникова Анастасия (УИ 1305273) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД