Микрякова Дарья Евгеньевна
Консультация для учителей «Профилактика буллинга в детском коллективе»
Кто участвует в буллинге? В буллинге участвуют не только дети, но и педагоги. То есть как жертвами буллинга могут стать и дети и педагоги, так и буллерами могут выступать и взрослые и дети. Во многом развитию буллинга способствуют воспитание в семье, установки, которые воспитываются в детях с малолетства; а так же развитию травли способствует микроклимат того образовательного учреждения, куда попадают дети для получения образования.
Публикация «Консультация для учителей „Профилактика буллинга в детском коллективе“» размещена в разделах
Причины возникновения буллинга в детских коллективах. Существует целый ряд факторов, способствующих процветанию буллинга в детских коллективах. Во многом развитию этого явления способствуют воспитание в семье и микроклимат того образовательного учреждения, куда попадают дети для получения образования.
Взрослые в школе могут непреднамеренно или иным образом участвовать в буллинге, провоцировать или способствовать ему путё м: унижения ученика, который не успевает/преуспевает в учёбе или уязвим в других отношениях; негативных или саркастических высказываний по поводу внешности или происхождения ученика. устрашающих и угрожающих жестов или выражений. привилегированного отношения к заискивающим учащимся. оскорбления учеников унизительными, а иногда даже нецензурными словами.
Способствовать буллингу могут также : Наличие в классе признанного «лидера»; Возникновение острого конфликта между двумя учениками под влиянием внешних поводов, которые являются провоцирующими факторами для агрессора (буллера); Нежелание преподавателей в силу своего незнания брать на себя ответственность за противостояние властолюбивому поведению учеников. Отсутствие контроля со стороны преподавателей за поведением учащихся на переменах.
Кроме поведения взрослых, способствующего процветанию буллинга в школьной среде, выделяют ряд факторов, которые могут спровоцировать развитие буллинга среди детей : Низкий уровень воспитания ребенка; Неадекватная заниженная самооценка; Высокая импульсивность; Злоупотребление алкоголем, наркотиками, компьютерными играми. Сниженное чувство самосохранения у ребенка; Внутриличностная агрессивность учащегося, зависящая от индивидуальных особенностей; Желание сохранить статус в группе и соответствовать группе; Желание доминировать над другими; Предшествующий опыт жизнедеятельности школьников, включающий в себя проявления собственной агрессивности и наблюдения аналогичных проявлений в ближайшем окружении; Прогулы и слабая успеваемость в школе; Смена воспитателей (отчим, мачеха, появление второго ребёнка в семье; Семейное и сексуальное насилие; Внутрисемейные конфликты; Низкий социально-экономический статус семьи. Завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребёнка; Гиперопека или равнодушие со стороны родителей; Ранние сексуальные контакты; Приводы в милицию и ранняя судимость.
Наступление фазы полового созревания ребенка приводит не только к возникновению проблем физиологического и психологического характера, но и развитию критического мышления, позволяющего ставить под сомнение поступки взрослых, протестовать против их морали. Проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков (учителя и родители говорят, что ребёнок неисправим, плохо воспитан, или глуп). Для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость.
Цель буллинга - за агрессивным поведением скрыть свою неполноценность. Буллинг не имеет ничего общего с руководством коллективом, если он применяется взрослыми, так как хороший администратор (учитель) управляет и руководит коллективом, плохой - травит. Поэтому, любой, кто выбирает травлю как метод, будь то взрослый или ребенок, показывает свою неполноценность, и та сила, с которой человек травит другого, определяет степень неполноценности тирана.
Мотивами буллинга являются : Зависть; Месть (когда жертвы переходят в разряд буллеров : наказать за боль и причиненные страдания); Чувство неприязни; Борьба за власть; Нейтрализация соперника через показ преимущества над ним; Самоутверждение вплоть до удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей; Стремление быть в центре внимания, выглядеть круто; Стремление удивить, поразить; Стремление разрядиться, «приколоться»; Желание унизить, запугать непонравившегося человека.
Признаки буллинга :
Неравенство сил, повторяемость и неадекватно высокая чувствительность жертвы, - существенные признаки буллинга. По мнению большинства исследователей буллинг включает четыре главных компонента:
1. это агрессивное и негативное поведение;
2. оно осуществляется регулярно;
3. оно происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью;
4. это поведение является умышленным.
В ситуации травли всегда есть: «Агрессор» - человек, который запугивает и преследует жертву. «Жертва» - человек, который подвергается агрессии. «Защитник» - человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить её от агрессии. «Преследователи» - люди, участвующие в травле, начатой агрессором. «Сторонники» - люди, находящиеся на стороне агрессора, непосредственно не участвующие в издевательствах, но и не препятствующие им «Наблюдатель» - человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, но соблюдающий нейтралитет.
Рекомендации учителю по работе с «отверженными» :
1. Следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников. Пример тактики учителя : Петя отвечает у доски, ошибается, или пишет не очень красиво. Одноклассник злорадно комментирует происшедшее, стараясь обратить внимание всего класса, вызвать смех. Необходимо высказать свое отношение к этой ситуации, сказав, что неудача товарища не может быть поводом для веселья или злорадства. Все мы учимся, и каждый имеет право на ошибку. Насмешнику следует сделать строгое замечание.
2. Следует пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников. Пример тактики учителя : Учитель рассаживает учащихся по своему усмотрению, или формирует команды. На предложение сесть с Васей Миша восклицает: «Я с ним не буду! Только не с ним!» Необходимо настоять на своем. А потом поговорить с Мишей наедине, поинтересоваться причиной его отказа. Предложить ребенку встать на место Васи: «А тебе будет приятно, если кто-нибудь откажется иметь дело с тобой?».
3. Если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете. Пример тактики учителя : С Витей, умным, начитанным мальчиком, в первом классе случилась неприятность — он описался на уроке. Ребята стали его дразнить, не хотели с ним играть и сидеть рядом. Учитель стал задавать Вите сложные вопросы, поручать ответственные задания, с которыми он успешно справлялся. Скоро ребята обратили внимание, как много Витя знает, как интересно рассказывает, и досадное происшествие постепенно забылось.
4. Помогают объединить класс совместные мероприятия, поездки, постановки спектаклей, выпуск стенгазет и т. д.
5. Необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя и самоутвердиться за счет своих способностей, а не за счет унижения других.
6. Следует избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках. Некоторые учителя даже оценки за контрольные работы не объявляют публично, а выставляют в дневники. Разбор ошибок необходимо делать, не называя тех, кто их допустил, или индивидуально.
7. Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве, обратить их внимание на чувства жертвы. Пример тактики учителя : Учитель собрала свой пятый класс в отсутствии намечающегося изгоя и обсудила с ними, почему они все ополчились против него. Обратила их внимание на его положительные качества. И в заключение попросила ребят письменно ответить на вопрос: «Чем я могу помочь Славе’?» Оказалось, что большинство ребят ничего против Славы не имеют, а пристают к нему по привычке. После разговора отношение к однокласснику изменилось.