МААМ-картинки

Консультация для молодых воспитателей «Развитие речи детей в игре»

Андрхоева Олеся Сулимановна
Консультация для молодых воспитателей «Развитие речи детей в игре»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением

отдельных предметов г. о. Нальчик»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Тема: «Развитие речи детей в игре»

В рамках работы "Школы молодого воспитателя"

Воспитатель старшей группы №1

МКОУ СОШ №5 ДО№2

Андрхоева О. С.

г. о. Нальчик 2019г

Публикация «Консультация для молодых воспитателей „Развитие речи детей в игре“» размещена в разделах

Игра является одним из самых важных приемов работы с дошкольниками. Игровой метод обучения позволяет заинтересовать ребенка, создать непринужденную обстановку, которая будет психологически комфортной для него.

Игры необходимо разумно распределить поэтапно, то есть вначале игра должна помочь завлечь ребенка, затем подвести к усвоению темы, и лишь потом, игра может принять поисковый характер. Главное не забывать правило: игра должна быть доступной и понятной для ребенка, игра должна включать разные виды деятельности ребенка.

При подборе и изготовлении игр, а также наглядных пособий к ним следует учитывать следующие критерии:

• возраст детей;

• особенности мышления и восприятия детей;

• уровень самостоятельности;

• уровень речевых навыков;

• доступность игры для дошкольника.

Использование игр делает процесс постановки речи творческим, разнообразным, интересным и увлекательным. Процесс постановки речи ведется в нескольких направлениях.

Необходимо всячески развивать мелкую моторику, ведь она в свою очередь влияет на становление речи малыша. Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание и после того, как ребенок заговорил! Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят успехи в обучении. Все дело в том, что в пальцах рук огромное количество рецепторов, которые посылают импульсы в мозг, а в головном мозге человека, центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Поэтому, когда малыш работает ручками, активизируя соответствующие отделы мозга, тем самым он активизирует и соседние зоны, которые отвечают за речь. Одним из методов развития мелкой моторики являются пальчиковые игры. В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Эффективность и интерес к этой деятельности повышается, если упражнения сопровождаются чтением стихов, потешек. Стихи, сопровождающие упражнения – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Сюжетность стихов и потешек развивает умение слушать и понимать.

Деятельность по лепке также имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой моторики. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. Для лепки можно использовать пластилин, соленое тесто; составление узоров из макарон. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.

Подбор игр на развитие слуха идет в строгой последовательности:

• для развития слухового внимания (формируем умения различать неречевые звуки по их звукочастотным звукам);

• для развития речевого слуха (формируем умение ребенка различать голоса людей, понимать смысл речи говорящего);

• для фонематического слуха (учим умению слышать составные части слова).

Игры на развитие фонематического слуха.

«Шумелки», «гремелки»;

Игры с музыкальными игрушками и инструментами;

«Где стучит» (определять направление);

«Кто тебя позвал»;

«Тихо- громко»;

В работе над правильным произношением и дикцией помогут игры на автоматизацию звуков и на звукоподражание:

Дождик закапал: кап-кап-кап…

Веет теплый ветерок: ш-ш-ш-ш… Вышла уточка гулять: кря-кря-кря… и т. д.

На этапе автоматизации звука важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи, это будет возможно только в том случае, если это будет не скучное занятие, а интересная игра. Необходимо заинтересовать ребенка, убедить его в том, что у него обязательно все получится.

Для игр на развитие речевого дыхания оборудованием могут стать вертушки, перышки, пенопластовые шарики и шарики для пинг-понга, рамки для выдувания мыльных пузырей и пр. И такие упражнения как: «наматываем ниточку на клубок» длительный выдох и «дровосек» с коротким повторяющимся выдохом будут полезны и интересны.

Игры на пополнение словарного запаса «Какое что бывает?»; «Что где находится? «Что за чем?»; «Кто что делает?»; «Кому что нужно?»;

Игры на обобщение и классификацию, синонимы и антонимы, многозначные слова могут эффективно проводиться с мячом, перекидывая из рук в руки или отбивая мяч от пола.

Формирование разговорной речи эффективно происходит через беседу на различные темы, которые понятны, интересны и близки ребенку. Это способствует умению ребенка выражать свои мысли, желания, чувства. Чем богаче словарь ребенка тем интересней и разнообразней рассказ.

Пересказ еще один вид словарной работы, где от ребенка требуется изложить содержание близко к тексту, это способствует развитию памяти и внимания, учит слушать других. Как вид пересказа можно использовать прием пересказ от лица героя, где ребенок должен пересказать не все произведение (сказку, а только ту часть, где участвует герой за которого ребенок рассказывает, этот прием помогает концентрироваться.

Многие родители не знают, с чего начать и как проводить занятия с ребенком по развитию речи. Хорошим подспорьем в этом нелёгком деле могут стать логопедические альбомы и тетради на печатной основе, всевозможные настольные игры с наборами картинок или картинным игровым полем. Проявите свою фантазию и творчески используйте имеющиеся у вас игровые и дидактические пособия. Предлагаю вам несколько вариантов работы с данным материалом.

При работе с игровым полем («ходилкой») :

предложите ребенку рассказать, от чего к чему он шел, требуйте развернутого ответа;

если на поле изображены какие-либо предметы, попросите их назвать;

закройте поле и пусть ребенок вспомнит, какие живые существа были на нем изображены.

При работе с предметными картинками (т. е. с картинками, на которых изображены одиночные предметы, а не группа предметов и не сюжет) :

разложите в ряд 4 картинки одной видо-родовой группы и предложите ребенку назвать их одним словом (чайник, ложка, тарелка, кастрюля – посуда, обязательно требуйте полного ответа на поставленный вопрос;

разложите 4 картинки, 3 из которых относятся к одной видо-родовой группе и предложите найти и назвать лишнюю (чайник, ложка, ботинок, тарелка);

разложите 4 картинки и попросите запомнить их, затем ребенок закрывает глаза, а вы убираете одну из картинок и предлагаете вспомнить, чего не стало, постепенно количество картинок увеличивается;

то же самое можно делать не просто убирая, а заменяя одну картинку на другую;

разложите на столе вперемешку картинки нескольких видо-родовых групп и попросите ребенка распределить их по группам (посуда, мебель, птицы и т. п., затем пусть назовет каждую картинку в группе и скажет, как можно их назвать одним словом, пусть вспомнит и назовет ещё 2-3 предмета из данной группы;

предложите ребенку подобрать к каждой предметной картинке признак или действие, если малыш затрудняется в подборе слов, пусть определит, к какой картинке относится названное вами слово (Например, перед ребенком лежат картинки ТАРЕЛКА, ЯБЛОКО, ЛЯГУШКА, ПОДУШКА. Про что можно сказать ФАРФОРОВАЯ? Что здесь СПЕЛОЕ? И т. п.);

можно выложить на стол предметные картинки и устроить соревнование: кто назовет к картинке подходящий глагол (действие, тот берет её себе, за один ход называется одно слово, у кого в конце окажется больше картинок – тот выиграл;

выложите 2 ряда картинок и поиграйте в «объясняйку» : каждый игрок двигается по своему ряду и во время своего хода называет картинку и объясняет, что это и зачем оно нужно (это тарелка, она фарфоровая, из нее едят суп, а если не может, то пропускает один ход. Побеждает тот, кто быстрее пройдет свой ряд до конца.

Литература,

которая может помочь в данном вопросе разобраться более полно и понятно.

1. «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста» составитель Н. В. Нищева.

2. «Игры и упражнения для развития речи» Н. М. Быкова.

3. «Я люблю Монтессори» : пособие для родителей. Т. Афанасьева, Л. Гребенников, Ю. Д. робышевская.

4. «Книга первых знаний. Ловкие пальчики.» О. Жукова.

Публикации по теме:

Консультация для молодых воспитателей и родителей дошкольников «Стопотерапия как средство профилактики плоскостопия»Консультация для молодых воспитателей и родителей дошкольников «Стопотерапия как средство профилактики плоскостопия» Во всех дошкольных образовательных учреждениях уделяется большое внимание здоровью дошколят. Растить детей здоровыми,сильными,эмоциональными.

Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

Консультация для родителей «Развитие речи детей 3–4 лет» Развитие речи дет"ей 3-4 лет происходит особенно быстро. Ребёнок к 3годам почти усваивает свой родной язык. активный словарь доходит до 100.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд - вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Консультация для воспитателей «Развитие интеллектуальных способностей у детей с применением метода кинезиологии»Консультация для воспитателей «Развитие интеллектуальных способностей у детей с применением метода кинезиологии» «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный» М. Монтень. В современном мире информация быстро устаревает, и этот.

Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой»Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой» Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе» Природа окружает ребенка с ранних лет. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он.

Развитие речи детей 4–5 лет. Консультация для родителей Развивая речь - мы вступаем на путь познания Развивая мысль - мы приближаемся к знанию А. П. Кондарев Речевое развитие - одна из важнейших.

Консультация для воспитателей «Развитие экологической грамотности у детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Развитие экологической грамотности у детей дошкольного возраста» В ходе работы по экологическому воспитанию дошкольников, я как педагог, должна воспитывать в детях бережное отношение к природе, стимулировать.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре» Занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Развитие интонационной речи через театрализованную игру» Цель: Формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для молодых воспитателей «Развитие речи детей в игре»
Опубликовано: 18 февраля 2020 в 21:27
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД