Консультация для воспитателей «Использование сказки при подготовке детей к школе»

Гущина Виктория
Консультация для воспитателей «Использование сказки при подготовке детей к школе»

Консультация для воспитателей «Использование сказки при подготовке детей к школе»

В настоящее время издается большое количество теоретической и методической литературы по подготовке детей к школьному обучению. Между тем актуальность этого вопроса из года в год только возрастает.

В недавнем прошлом при подготовке детей к обучению в школе многие практические психологи применяли тетради, в которых дошкольникампредлагалось выполнить задания на развитие познавательных процессов: памяти, мышления, внимания, а также упражнения на развитие сенсомоторной координации. Подобные пособия и методики были рассчитаны преимущественно на решение педагогических, а не психологических задач.

Но готовность к школе - это не только развитие интеллектуальных способностей дошкольника (умений читать и писать). Не менее важна мотивация. Когда ребенок готов принять на себя "роль ученика", у него появляется желание учиться, а игровая деятельность естественным образом уступает место учебной.

Большое значение имеет эмоционально-личностный показатель, когда ребенок волевыми усилиями может регулировать свои эмоции и поведение, выполнять требования педагога и слушать его на протяжении всего урока. Особую роль играет адекватное общение со сверстниками и взрослыми, когда у детей складываются первоначальные моральные суждения и оценки, понимание общественного смысла нравственной нормы.

Уровень познавательного развития также является одним из компонентов готовности к обучению в школе: ребенок владеет определенным запасом знаний об окружающем мире, проявляет интерес к знаниям, способен понять связи между явлениями, без особых затруднений списать задание с доски или записать под диктовку учителя.

Одним из компонентов занятий с детьми по подготовке их к школе является игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

Детям, которые не научились в игре добровольно подчинять свои действия правилу, будет в дальнейшем трудно сознательно подчиняться требованиям учителя.

Несмотря на внешнее стремление многих детей скорее пойти в школу внутренне они чаще всего бывают не готовы к новому этапу в своей жизни. Поступление в первый класс нередко сопровождается тревогой и страхом неизвестности. Справиться с возникающими психологическими проблемами дошкольникам поможет сказка. Погружаясь в мир сказочных образов, дети будут чувствовать себя спокойнее, научаться преодолевать трудности, не бояться ошибок. Главное - грамотно и вовремя использовать методику включения сказок в воспитательно -образовательный процесс.

Я хочу предложить вашему вниманию "лесные сказки" М. А. Панфиловой, которые легли в основу психологического тренинга по подготовке детей к обучению в школе.

Сказка помогает сформировать у детей позитивные модели поведения, позволяет им на эмоциональном и вербальном уровнях понять и осознать "что такое хорошо и что такое плохо", дает возможность каждому ребенку примерить на себя разные роли, оценить свой поступок со стороны. Дошкольники с удовольствием принимают сказку, т. к. она легко и плавно переходит в игру и наоборот. В сказках нет скучных нотаций и бесполезных нравоучений. Слушая сказки, ребенок может мечтать, думать, развиваться.

Эти сказкираскрывают пять основных тем для будущих первоклассников:

сказки для адаптации к школе - дети знакомятся со школьными атрибутами, обстановкой в классе, ролью учителя,правилами поведения на уроке: "Создание "Лесной школы"", "Букет для учителя", "Смешные страхи", "Игры в школе", "Школьные правила";

сказки об отношении учеников к вещам, повествующие о том, как правильно обращаться со школьными атрибутами,учат аккуратности и самостоятельности: "Собирание портфеля", "Белочкин сон", "Госпожа Аккуратность", "Жадность", "Волшебное яблоко (воровство)", "Подарки в день рождения";

сказки об отношении учеников к урокам и знаниям, раскрывающие понятие зависимости оценки от количества затраченного труда или усвоенного материала,важности адекватного отношения к результатам: "Домашнее задание", "Школьные оценки", "Ленивец", "Списывание", "Подсказки";

сказки о здоровье и о том, как стать большим, учат сопереживать, приходить на помощь другу,соблюдать режим: "Режим. Телевизор", "Бабушкин помощник", "Прививка", "Больной друг";

сказки о школьных конфликтах,помогающие корректировать агрес-сивное поведение: "Ябеда", "Шапка -невидимка (демонстративное по-ведение)", "Задача для лисенка (ложь)", "Спорщик", "Обида", "Хвосты (межгрупповые конфликты)", "Драки", "Грубые слова", "Дружная страна (межполовые конфликты)", "Гордость школы".

Сказки, в которых анализируются поступки героев, способствуют воспитанию нравственных и этических качеств у детей. В ходе занятий каждому ребенку дается возможность высказаться, оценить действия сказочных лесных героев. Сопереживая им, воспитанники обращаются к своим чувствам.

По сюжету сказоккаждый герой действует: куда-то идет, что-то достает, кому-то помогает, от кого-то убегает, проявляет активность; принимает решение, делает выбор, полагаясь на самого себя, т. е. действует самостоятельно; преодолевает препятствия, может терпеть временные поражения, но оказывается победителем, добивается успеха. Когда дети "пропускают" свои волнения через сказочные образы лесных школьников, им легче осознавать их причины.

Обсуждения сказокпроходят с опорой на следующие вопросы:

• О чем эта сказка, чему она учит, что мы узнали из сказки? Где бы мы могли применить эти знания в нашей жизни? - т. е. проговаривается основная тема сказки, где есть общие ответы на общие вопросы.

• Почему и зачем герой (герои) совершает тот или иной поступок? Зачем ему (им) это нужно было? - выясняются мотивы поступков.

• Как герой (герои) решает проблему, с которой столкнулся? Какой способ поведения он выбирает - пассивный или активный? - вырабатываются способы преодоления трудностей с использованием их в реальной жизни.

• Какой эмоциональный отклик вызывают у окружающих герои сказки: радость, печаль, сострадание? - определяется эмоциональная направленность по отношению к окружающему миру и к самому себе.

• Какие чувства вызывает прочитанная сказка? - активизируется чувства самих детей.

Данный психологический тренинг рассчитан на 30 занятий, включает 30 сказок.

Представленный опыт работы дает положительные результаты. Так, школьные психологи отмечают, что воспитанники ДОО, в работе с которыми в ходе подготовки к обучению в школе использовались сказки, успешно адаптируются к новым условиям. Они более усидчивы, внимательны на уроках, знают и стараются соблюдать правила поведения на переменах, стремятся оказывать помощь сверстникам в решении различных ситуаций.

Таким образом, при подготовке детей к школе педагогам и специали-стам ДОО важно помнить о том, что при недостаточном уровне развития учебной мотивации, произвольности, умения подчинять свои действия пра-вилам ребенок будет испытывать трудности в обучении. Поэтому играйте с детьми в сказку - обучая и обучайте по сказкам - играя.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Использование техники энкаустика при подготовке к занятию по художественно-эстетическому развитию»Консультация для педагогов «Использование техники энкаустика при подготовке к занятию по художественно-эстетическому развитию» Я хочу поделиться с вами своим опытом подготовки к занятиям или индивидуальной работе с детьми по художественно эстетическому развитию.

Консультация для воспитателей «Использование блоков Дьенеша в развитии математических способностей у дошкольников» Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым.

Консультация для воспитателей «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников» В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов.

Консультация для воспитателей «Использование подвижных игр на прогулке в совместной и самостоятельной деятельности детей» Консультация для воспитателей:"Использование подвижных игр на прогулке в совместной и самостоятельной деятельности детей. Вот и наступило.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Использование сказки при подготовке детей к школе»
Опубликовано: 23 января 2021 в 14:20
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 марта. День ниток и пряжи на МААМ

Нитки всегда были и будут очень важны для людей: без них не сошьёшь одежды или обуви, чтобы защитить себя от холода. В очередной тематический день предлагаем поговорить с детьми о том, как делаются нитки,...

2 марта. Международный день спички

Простому, но очень важному, изобретению человечества посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы вместе с ребенком найти спичкам нестандартное...

Изготовление игрушки «Котёнок-моталочка» из гофрокартона и шерстяных ниток
Цель: изготовление поделки ко Дню кошек в России. Задачи: Учить детей наматывать шерстяную нить на картонную основу. Развивать мелкую моторику...
Детский мастер-класс «Бальное платье для мамы» из подручного материала в младшей группе
Детский мастер - класс " Бальное платье для мамы " из подручного материала в младшей группе ЦЕЛЬ: - Порадовать маму подарком, сделанным...
Картотека «Загадки про кошку»
Картотека «Загадки про кошку». Загадки про кошку будут полезны для детей разного возраста. Они помогут малышам больше узнать о привычках этих домашних...