Приложение МААМ

Рекомендации учителя-дефектолога для коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрительного восприятия

Кузьмина
Рекомендации учителя-дефектолога для коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрительного восприятия
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Рекомендации учителя-дефектолога для коррекционно–педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрительного восприятия.

Проблема исследования и компенсации нарушений зрительного восприятия у детей с нарушением зрения чрезвычайно актуальна и занимает особое место в сфере их медико-психолого-педагогической реабилитации.

Публикация «Рекомендации учителя-дефектолога для коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрительного восприятия» размещена в разделах

Зрительное восприятие–это формирование образов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на глаз. Зрительное восприятие - сложная системная деятельность, включающая сенсорную обработку визуальной информации, её оценку, интерпретацию и категоризацию.

При нарушении зрения, как правило, нарушается первичная сенсорная обработка признаков объектов, и это приводит к отклонениям от нормы зрительного восприятия в целом.

В МБДОУ «ЯСЛИ – САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ТИПА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ № 71 Г. ДОНЕЦКА» все занятия и все виды деятельности имеют коррекционную направленность. Одним из направлений является развитие зрительного восприятия.

По развитию зрительного восприятия ребенка с нарушением зрения в дошкольном учреждении существуют следующие рекомендации:

1. Начинать эту работу следует с того, чтобы для каждого ребёнка с нарушением зрения определить место на занятиях:

• ребёнка нужно посадить так, чтобы не было прямого, раздражающего попадания света в глаза;

• дети с низкой остротой зрения (от 0,01 до 0,3) занимают первые места; с остротой зрения 0,4 – 0,6 –второй ряд; с остротой зрения 0,7- 1,0 - третий ряд;

• при сходящемся косоглазии ребёнку следует найти место в центре;

• при разной остроте зрения обоих глаз (то есть при разных зрительных возможностях) ребёнка сажают лучше видящим глазом ближе к центру, к воспитателю, который находится у доски или стенда справа, обязательно лицом к детям;

• если у ребёнка окклюзия какого-либо глаза, то он должен расположиться свободным глазом ближе к педагогу.

2. Во время занятий рекомендуется использовать специальную наглядность, определённых размеров и цветов:

• более крупную для фронтальных демонстраций и строго дифференци-рованную индивидуальную, соответствующую показателям основных зрительных функций ребёнка (острота зрения, поле зрения) и зрительной патологии (близорукость, амблиопия, дальнозоркость, астигматизм и т. д.). Демонстрационные пособия должны иметь оптимальный для восприятия размер: 8 на 12 см.

• размер индивидуальных пособий зависит от остроты зрения детей и диагноза.

При амблиопии

Степень амблиопии. Острота зрения. Размер отдельных деталей. Общий

размер объекта

высокая 0,1 и ниже 0,5 - 1,0 см 3 – 5 см

средняя 0,2 – 0,3 0,2 – 0,3 см 2 – 3 см

низкая 0,4 и выше 0,1 – 0, 05 см 0, 5 – 1,5 см

При миопии

Степень миопии Острота зрения Размер отдельных деталей Общий

размер объекта

высокая 0,01 – 0,4 0,7 - 1,0 см 4 – 5 см

средняя 0,4 – 0,7 0,5 – 0,7 см 2,5 – 3,5 см

низкая 0,7 – 0,9 0,1 – 0,4 см 0, 5 – 1,5 см

• детям с низкой остротой зрения демонстрационный материал предъявляется не далее одного метра от глаз. Таким детям также необходим дополнительный индивидуальный показ предмета;

• при демонстрации цветных изображений должны соблюдаться определённые требования: нужно использовать яркие, насыщенные, контрастные, чистые, натуральные цвета (помидор – красный, огурец – зелёный, репка – жёлтая и т. д.). Особенно это важно на начальных этапах работы с ребёнком, когда зрительное восприятие страдает из-за отсутствия эталона предъявляемого объекта, отсутствия «прошлого опыта»;

• при работе с сюжетными изображениями для отдельных детей (с низкой остротой зрения) следует исключить несущественные детали, которые не оказывают влияния на содержание и смысл сюжета;

• показывая дидактический материал, наглядные средства, воспитатель и специалисты должны учитывать не только его размеры и цвет, но и контрастность фона, на котором он находится. Наиболее благоприятный показ предмета на черно – белом фоне, либо на зелёном (успокаивающем) коричневом (спокойном, контрастном) или оранжевом (стимулирующем) Чаще использовать контур для того или иного объекта (объекты обводятся чёрным цветом по контуру, постоянно использовать указку для показа;

• следить за тем, чтобы нахождение ребёнка при показе объекта у доски было со стороны открытого глаза (закрыт правый глаз – слева, закрыт левый – справа);

3. Для выполнения зрительной работы вблизи плоскость рабочей поверхности должна быть вертикальной или горизонтальной в зависимости от вида косоглазия и от нозологической формы глазной патологии. Именно поэтому воспитатели и специалисты для зрительной работы отдельных детей должны постоянно использовать подставку, фланелеграф, мольберт и т. д. :

• при расходящемся косоглазии – горизонтальная поверхность, а при сходящемся – вертикальная поверхность (подставка);

• при афакии, близорукости, глаукоме – вертикальная (подставка, а при дальнозоркости – горизонтальная поверхность.

4. У детей со зрительными нарушениями темп ведения занятий должен быть снижен по сравнению с нормально видящими. Таким детям требуется больше времени для первичного и повторного рассматривания предъявляемого материала.

5. Обязательной частью любого занятия с детьми с недостатками зрения является проведение физкультминуток или минуток отдыха, во время которых необходимо проводить специальную гимнастику для глаз. На фоне общеукрепляющих упражнений следует использовать упражнения, направленные на улучшение кровообращения всех структур и оболочек органа зрения.

Физкультминутки рекомендуется проводить:

• в игровой форме;

• с музыкальным сопровождением;

• с учётом возрастных и зрительных особенностей.

6. При проведении физкультурных занятий педагог должен предусматривать ограничение некоторых видов двигательных упражнений:

• отдельным детям (с дегенерацией сетчатки, с глаукомой) противопоказаны прыжки, наклоны головы и туловища, подъём тяжести и т. д. ;

• более широко используются сохранные анализаторы: для слуха – звуковые мячики; для цветовосприятия – как сигнальные знаки – яркие цветные полосы на беговой дорожке, на месте отталкивания и т. д.

7. Планируя прогулку, воспитатель также должен учитывать зрительные возможности воспитанников:

• ребёнка с низкой остротой зрения нужно поставить в паре с лучше видящим ребёнком;

• при разной остроте зрения обоих глаз ребёнка нужно поставить так, чтобы его держали за руку со стороны хуже видящего глаза;

• ребёнку со светобоязнью следует одеть светозащитные очки или головной убор с козырьком, с полями, которые будут препятствовать прямому попаданию солнечных лучей в глаза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дружинина, Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения / Л. А. Дружинина. – М. : Экзамен, 2006. – 159 с.

2. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих / А. Г. Литвак. –Санкт-Петербург : КАРО, 2006. – 336 с.

3. Плаксина, Л. И. Развитие зрительного восприятия / Л. И. Плаксина. –Москва: ВОС, 1985. – 105 с.

4. Подколзина, Е. Н. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения / Е. Н. Подколзина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. – № 3. – С. 35-38.

5. Солнцева, Л. И. Некоторые особенности психического развития детей с нарушениями зрения в современных условиях / Л. И. Солнцева // Дефектология. – 2000. – № 4. – С. 3-8.

Публикации по теме:

Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» В предыдущей работе я предложила Вашему вниманию проект. Наш детский сад посещают дети с особенностями в развитии. Трудно начинать работать.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопедаГодовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда ЦЕЛЬ: формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (II часть)Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (II часть) Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда Хворовой Е. В. на 2017 – 2018 учебный год. (II часть) Декабрь. Документационный.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (III часть)Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (III часть) Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя - логопеда Хворовой Е. В. на 2017 - 2018 учебный год. Март Документационный блок.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Из опыта работы «Работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста (5-7 лет.

НОД учителя-дефектолога с детьми, имеющими нарушения интеллекта легкой степени «Фруктовая тарелка» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга.

Презентация проекта «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Презентация проекта «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Моя презентация проекта называется «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Какими.

Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» ЦЕЛЬ: Приобщение родителей к развитию.

Советы учителя-дефектолога «Коррекционно-развивающие игры на восприятие отдельных свойств предметов в работе с детьми с ОВЗ»Советы учителя-дефектолога «Коррекционно-развивающие игры на восприятие отдельных свойств предметов в работе с детьми с ОВЗ» Игры на восприятие вкуса. Задачи: дать ребёнку представление о четырёх вкусовых эталонах: кислое, сладкое, горькое, солёное. Показать,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации учителя-дефектолога для коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрительного восприятия
Опубликовано: 12 февраля 2024 в 22:21
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации учителя-дефектолога для коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрительного восприятия» (включая файлы) размещена пользователем Кузьмина (УИ 3177725) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД