Марина Юмашева
Сказка в системе социальной адаптации. Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка в системе социальной адаптации
Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение.
Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе
Публикация «Сказка в системе социальной адаптации, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие. Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными ещё к абстрактному мышлению. Забавность сказок повышает интерес детей к ним. Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира. Эти особенности сказок и позволяют использовать их при решении педагогичес-
ких задач.
Основной мотив деятельности дошкольника – познание окружающего ми-
ра, нахождение в нём своего места, определение своей роли. Процесс приспособления к новой среде происходит на протяжении всего периода детства, так как по мере развития ребёнок расширяет границы своего опыта, обогащает своё восприятие мира.
Способность менять своё поведение в зависимости от новых социальных условий – результат успешной адаптации, в процессе которой ребёнку необходимо усвоить правила, нормы и культурные традиции своего народа, а также своих социальных групп. Процесс социальной адаптации происходит постоянно, ежедневно, но возможны периоды нарушения равномерности протекания данного процесса. Это происходит в моменты смены условий жизнедеятельности детей: поступление в детский сад, разлука с родителями, переезд на новое место жительства.
Признаками нарушения процесса социальной адаптации у детей чаще всего являются сложности поведения, вредные привычки, невротические расстрой-
ства, повышенная тревожность.
Социальная дезадаптация способна спровоцировать возникновение устойчивых привычек и отрицательных черт характера, тревожности и частой заболеваемости.
Задача взрослого - не ограждать ребёнка от неблагоприятных воздействий окружающей среды, а научить правильно использовать методы социальной адаптации в условиях нестабильного окружения; выбирать способы психоло-
гической защиты в зависимости от обстоятельств жизни; менять поведение с учётом требований той социальной группы, в которой он находится. Вместе с тем нужно помнить: главное, чтобы в обществе с определёнными правилами, традициями, законами и культурой могла свободно развиваться и яркая индивидуальность, со всеми особенными взглядами на жизнь, мир, самого себя.
Прямые способы воздействия на ребёнка не всегда являются эффективны-
ми. Так, например, запрет на негативное поведение часто вызывает желание его нарушить, а наказание – обиду и страх повторного наказания. Моделирование ситуаций правильного поведения на занятиях почти никогда не переносится ребёнком в реальную жизнь, но при этом охотно и правильно воспроизводится на последующих занятиях. Это свидетельствует о том, что с дошкольниками необходимы другие методы работы. Народная сказка позво-
ляет осуществлять процесс воспитания более целостно, т. е. способствует расширению границ нравственного, духовного, патриотического, экологичес-
кого и умственного развития.
Существует диагностика социальной адаптации дошкольников. Её оценка проводится по трё м параметрам: развитость игровых способностей, успешно-
сть игровых и реальных отношений со сверстниками, благополучность семей
ных отношений. Каждый из этих параметров имеет свои составляющие.
Игровые способности: игровая активность, произвольность игрового пове-
дения, адекватность выбора социальной роли в игре, умение отыграть социа-
льные ситуации, внешняя активность (сотрудничество или агрессивность).
Реальные и игровые отношения со сверстниками: решение конфликтов – уход от проблем, социальное поведение (нормы, правила, требования, рече-
вая активность, наличие друзей в группе, коммуникативность (лёгкость – трудность).
Семейные отношения: отыгрывание семейных ситуаций, семейное благопо-
лучие.
Для осуществления педагогической коррекции социальной дезадаптации необходимо : организовать работу по снятию напряжения, установить взаимо-
понимание, доверие, проанализировать конфликтные ситуации, руководство-
ваться ролевым поведением детей в игре, использовать образы народной сказки как примера для подражания, способствовать осознанному отноше-
нию к отрицательному персонажу.
Игровая терапия, игровая коррекция поведения, отыгрывание неприятных или пугающих ребёнка ситуаций в игре или инсценировке не только снижает внутреннее напряжение ребёнка, но и способствует успешной социальной адаптации и в дошкольном учреждении, и в семье.