Наталья Александровна Савельева
Консультация для воспитателей «Организация детского творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №3
МО Каневской район
Организация детского творчества.
Подготовила
воспитатель
Савельева Н. А.
Каневская
2016
Организация детского творчества.
Публикация «Консультация для воспитателей „Организация детского творчества“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Одним из важнейших вопросов в работе детского учреждения в лет-ний период является организация досуга детей. С одной стороны, хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе во многом снимают остроту этой проблемы. Однако привычные игры де-тям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить свое время самыми разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести ущерб как самим себе, так и окружающим. (слайд № 1)
Летний оздоровительный период – чудесное время для развития у детей дошкольного возраста навыков творчества. Ведь недаром дошколь-ное детство – наиболее благоприятный период для развития личности ре-бенка, его психических процессов, таких как речь, мышление, память, внимание, ощущение и воображение. Детское творчество, которое пред-ставляет собой самостоятельную деятельность - это импровизация, фанта-зирование, создание нового и неповторимого. В своем творчестве ребенок не только фантазирует и развивает свое воображение, он познает мир, раз-вивает свою любознательность, интерес ко всему новому и неизведанному. (слайд №2)
Творчество – это то, что заложено в человеке с детства, важно лишь умело развивать эту присущую человеческой личности способность.
Организация досуга в детском учреждении в летнее время имеет свою специфику.
Педагогу важно найти баланс между самостоятельной активностью детей и педагогически организованным досугом, чтобы мероприятия и праздники не становились самоцелью, а органично вплетались в жизнь детского учреждения.
Оптимальной формой организации детского досуга в летнее время является мероприятие, которое не требует значительной подготовки со стороны детей, имеет развивающую и воспитательную функции и прово-дится в эмоционально привлекательной форме.
Организованная детская деятельность в детском саду предусматри-вает развитие творческих способностей. Летнее время, когда отсутствует организованная образовательная деятельность, позволяет наилучшим об-разом организовать данную деятельность детей.
Развитие творческих способностей ребенка – задача взрослых: роди-телей и педагогов. Рассмотрим основные методы и приемы, чтобы пра-вильно организовать детскую деятельность, предусматривающую развитие творческих способностей детей.
• Развивать детскую любознательность посредством наблюдения за окружающим миром, за изменениями в природе летом. Обращать внима-ние детей на животных, птиц, насекомых, на то, какие изменения про-изошли в неживой природе. (слайд №3)
• Развивать творчество посредством развивающих игр, способствующих поиску детьми новых решений. Лучший пример подобных игр - конструк-тор и мозаики. (слайд № 4)
• Активно формировать у ребенка желание самостоятельно рисовать, ле-пить, вырезать из бумаги. Использовать как можно больше нетрадицион-ных форм и подходов при организации подобных видов деятельности. Это может быть и рисование пальцами, оттиск, пластилинография, создание фигур оригами. (слайд № 5-6)
• Проводить опыты с песком, глиной, водой. Экспериментальная деятель-ность способствует развитию у детей понимания причинно-следственных закономерностей, развивает логическое мышление и расширяет кругозор. (слайд №7)
• Читать с детьми, подбирать сказки, стихи и рассказы согласно возрасту и интересам ребенка. Книга – лучшее средство развития фантазии и вообра-жения. (слайд №8)
• Устраивать постановки сказок, отрывков из рассказов. Театрализация – путь к развитию эмоционального-волевых качеств у ребенка, его артисти-ческих способностей, а также способствует развитию речи. (слайд №9)
• Слушать больше детских песен. Включать элементы музыки в другие виды деятельности: ставить классическую (или любую успокаивающую) музыку при создании с детьми поделок, или во время рисования и лепки.
Также необходимо внести в распорядок дня игровые и музыкальные часы.
• Игровые часы. Во время игрового часа дети знакомятся с различны-ми играми (народными и современными). Разучивание игр с детьми и дальнейшее закрепление их в повседневной игровой деятельности значительно обогащает детский досуг. (слайд №10)
• Музыкальные часы. Это время самой разнообразной музыкальной деятельности: дети могут разучивать новые песни, петь те, которые им хорошо знакомы, танцевать, играть в музыкальные игры и т. д.
Для того чтобы придать детскому досугу наиболее привлекательную форму, можно использовать так называемые игровые оболочки. Это фор-мы организации детской деятельности, которые можно наполнять любым содержанием.
Например, дети с интересом принимают участие в игре-путешествии. Иг-ра-путешествие представляет собой последовательное посещение детьми различных точек на заранее подготовленном маршруте. Перед детьми ста-вится задача, имеющая игровой характер (они направляются к царю Сул-тану, к сладкому дереву и т. п.) На маршруте необходимо организовать ос-тановки, где детям будут предлагаться различные задания и игры. Педаго-ги разделяют между собой функции: часть из них сопровождает детей по маршруту, а другие находятся на своих точках и организуют для них зада-ния. Во время игры-путешествия педагоги могут выступить в роли сказоч-ных персонажей.
Еще одной игровой оболочкой являются творческие площадки. При организации творческих площадок на ограниченной территории (например на участке, в случае плохой погоды – в зале) создается несколько «мастер-ских», в каждой из которых находится взрослый, занимающийся только одним видом деятельности: в одном месте плетут браслеты, в другом скла-дывают оригами, в третьем – лепят и т. д. Мастерская представляет собой пространство, организованное так, чтобы можно было удобно заниматься предлагаемым видом деятельности (стоят столы, стулья и т. д.). Там же на-ходятся необходимые материалы. По возможности лучше мастерскую ук-расить (повесить табличку с названием, рисунки, плакаты, поделки). Дети могут принять участие в работе любой заинтересовавшей их мастерской. Кто-то из детей попробует себя в разных видах деятельности, а кто-то ог-раничится одним. Детям младшего возраста потребуется помощь взрос-лых, которые будут сопровождать их и помогут выбрать занятие по душе.
В летний период воспитателям необходимо продолжать работу с детьми по формированию конструкторских способностей. Ребятам предла-гают настольные строительные наборы, конструкторы, соответствующие возрасту, занимательные игры-головоломки, дидактические пособия (по плоскостному моделированию, наборы чертежей с разными конструктор-скими задачами и пр.). Удобнее организовывать данную деятельность на верандах, в беседках, чтобы исключить потерю мелких деталей и частей.
(слайд №11) Основное внимание уделяется организации самой ха-рактерной детской деятельности летний период – строительству из песка. В процессе данной работы развиваются творческие, исследовательские, конструктивные способности ребят, воображение, эстетический вкус. До-школьники учатся умению действовать сообща, у них формируются навы-ки самостоятельной деятельности, гуманные чувства и положительные взаимоотношения друг с другом. И наконец, здесь большие возможности в формировании у дошкольников стремления к самовыражению, взаимообу-чению и самоуправлению, а это в свою очередь способствует активизации детской социальной целенаправленной деятельности. Самым главным ус-ловием для организации данной работы является подготовка песка. Он должен быть чистым и влажным, заливаться на ночь большим количест-вом воды, а утром его следует перекопать.
Следует помнить, что развитие творческих способностей ребенка, как и процесс воспитания – это непрерывный процесс, и чем лучше будет орга-низована деятельность, направленная на развитие креативной личности, тем богаче и ярче будет активная детская деятельность, и вместе с тем – и личность самого ребенка. (слайд №10)