Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Потенциал воспитания и обучения ребенка»

Елена Селиванова
Консультация для воспитателей «Потенциал воспитания и обучения ребенка»

Потенциалы воспитания и обучения ребенка определяются социальной ситуацией его развития. Согласно результатам исследований А. Валлона и Л. И. Божовича специфику социальной ситуации развития ребенка раннего возраста определяет совместная предметно-игровая деятельность ребенка и взрослого (родителя или воспитателя). Д. Б. Эльконин считает, что подобного рода совместная деятельность выступает прообразом единства аффекта и интеллекта, социально-нравственного и интеллектуального направления развития личности. При этом аффект выступает как ориентация на социальный смысл контакта, а интеллект – на способ действия с предметом, орудием или их заместителем – игрушкой.

Публикация «Консультация для воспитателей „Потенциал воспитания и обучения ребенка“» размещена в разделах

В связи с этим ситуации педагогического общения с ребенком раннего возраста по поводу совместной деятельности выступают в качестве основного средства его развития и воспитания. Однако на практике очень сложно научиться дифференцировать эти ситуации, тем более осознанно моделировать их. Дело в том, что при моделировании педагогических ситуаций общения с ребенком раннего возраста образы событий накладываются друг на друга. Исследованиями Е. Протасовой доказано, что в речевом комментарии подобных ситуаций взрослым в одном высказывании отражается сразу несколько ассоциированных ситуаций, связанных общей предикацией, общим действием. Взрослый выступает здесь в качестве носителя культурного смысла, характерного сразу для целого ряда подобных социальных ситуаций. Образец речи и поведения взрослого «вращивается», по словам Л. С. Выготского, в структуру сознания ребенка раннего возраста и в дальнейшем предопределяет диалогичность его сознания. Ребенок, встречаясь с подобными ситуациями уже самостоятельно, начинает действовать исходя из специфики восприятия и понимания смысла действий того взрослого, который находился с ним рядом, когда данная ситуация моделировалась впервые.

Например, девочка (2,5 года) повторяет фразы, которые ей говорила мама, приводя в порядок ее запутавшиеся после сна волосы: «Красивой надо быть. Терпи, казак, атаманом будешь!» Или, как заметил К. И. Чуковский, «терпи, коза, а то мамой будешь!», т. е. воспроизводя тот смысл, который был усвоен, на своем, доступном ребенку уровне.

В следующий раз оказывается, что рядом расчески нет – и маленькая «мама» уже причесывает куклу палочкой (первый предмет-заместитель, однако почему-то ее речевое сопровождение не переходит на уровень комментирования дальнейших событий и описания воображаемой ситуации, нет стремления к развертывания сюжета. Она не знает, зачем ухаживает за куклой. Оказывается, что, моделируя ситуации педагогического общения с ребенком, взрослые не смогли заложить модель собственного поведения в сознание ребенка, не создали условий для переноса образца в другую ситуацию.

Каким образом можно проверить потенциальную эффективность или неэффективность педагогических ситуаций?

Например, педагог предлагает ребенку поиграть в «семью». В процессе игры ребенку задаются следующие вопросы: «Что мама (папа) делает дома? Что ты делаешь в это время? С кем? Почему? Что будет дальше? Чем все закончится? Почему?»

Фиксируется количество пассивных действий с персонажем (нейтральные, соглашающие, оппозиционные, активных действий с персонажем (инициирующие, поддерживающие, результирующие).

Подсчитывается также соотношение слов-действий и слов-признаков по отношению к персонажам (в процентном выражении от общего количества). Затем баллы суммируются в соответствии с их расположением на оси абсцисс (активные и пассивные игровые действия) и оси ординат (позитивные и негативные речевые высказывания) и составляется профиль эффективности педагогической ситуации для каждого ребенка.

Наблюдения показывают, что в общении с детьми раннего возраста встречаются четыре типа таких профилей.

1 тип (14%). Профиль педагогических потенциалов ситуации взаимодействия располагается в области активных предметных действий и позитивных речевых высказываний.

По отношению к персонажам преобладают слова-признаки, в большинстве позитивно окрашенные. Возможно, это может быть связано с тем, что у них в достаточной степени сформирована эмоциональная идентификация со взрослым: «Папа хавосый. Мама тозе хавосая».

В специально созданной игровой ситуации действия персонажей носят активный характер, часто пересекаются, причем инициатива исходит попеременно от всех.

2 тип (24%). Профиль педагогических потенциалов ситуации располагается либо на оси речевых высказываний, либо параллельно ей в форме прямой.

Эмоциональное отношение испытуемых к экспериментальной ситуации является неоднозначным: они положительно относятся к идее построить дом по подражанию или по образцу со взрослым, но неохотно играют, некоторые отказываются от игры.

В игровой ситуации персонажи статичны, автономны друг от друга, их действия практически пересекаются. Продолжительность действий с персонажами является крайне невысокой, прекращается сразу после стимуляции взрослого.

Дети часто употребляют в адрес персонажей негативно или нейтрально окрашенные высказывания, но практически не употребляют слова-признаки, предпочитая им слова-действия. У данной группы испытуемых наблюдается недостаток личностного, а также познавательного общения с родителями и воспитателями, т. е. речь идет о рассогласовании ориентировки на социальный смысл контакта и способа действия.

3 тип (38%). Большая часть профиля педагогических потенциалов ситуации располагается в положительных областях, хотя меньшая часть попадает в поле с отрицательным знаком оценки.

Это свидетельствует о некоем факторе, возможно, об отсутствии единого воспитательного подхода по отношению к ребенку, который отрицательно сказывается на формировании эмоциональной идентификации со взрослым. Речевые действия характеризуются противоречивостью, т. е. речь идет о нарушении адекватной ориентировки на смысл социального контакта. Это подтверждается тем, что отношение испытуемых данной группы к экспериментальной ситуации является активным, но чересчур ответственным. Подобное может быть связано с семейным воспитанием в стиле «сверхсоциализации».

4 тип (23%). Профиль педагогических потенциалов ситуации располагается большей частью в отрицательной плоскости.

Эмоциональное отношение детей к экспериментальной ситуации является неустойчивым, они не стремятся к общению со взрослым, неохотно отвечают на вопросы. Возможно, это характеризует детей с недостаточно сформированным базовым доверием к миру. Следовательно, речь идет о ситуации своеобразного социального вывиха ребенка из ситуации педагогического общения.

После того как определена проблема, связанная с использованием потенциалов педагогических ситуаций, можно попытаться ее решить. Л. Л. Шевченко, например, выделяет два уровня ее разрешения:

- интуитивный (уровень здравого смысла);

- алгоритмический (через определение последовательности действий, направленных на решение педагогической задачи).

В частности, как всякая ситуация, педагогическая ситуация общения с ребенком требует определения противоречия, которое снижает эффективность взаимодействия с ребенком и объяснения его причины.

Например: воспитатель, закрыв лицо руками, делает вид, будто плачет. Двухлетний Ваня разглядывает взрослого, затем просит достать ему с полки новую машинку.

Вариант А. Бабушка Вани частенько использует такой прием. Малыш все понял и привык. Воспитатель сочувствие у этого ребенка лучше в естественной ситуации с другим плачущим ребенком, попросить Ваню пожалеть его.

Вариант Б. Дома на слезы малыша реагируют без всяких эмоций, предпочитают прием «отвлечения». Предложите ребенку другой стереотип поведения.

Вариант В. В 2 года ребенок не может долго концентрировать внимание на одной ситуации. Вероятно, вы «плакали» в течение длительного промежутка времени и переборщили. Попытайтесь использовать другой прием.

Таким образом, анализируя ситуацию, следует сначала выдвинуть гипотезу, позволяющую решить проблему, и попытаться найти несколько вариантов ее решения, а также методы, формы и средства педагогического воздействия, наиболее эффективно используемые в конкретной ситуации.

Подобные тренинги можно проводить на педагогических советах ДОУ.

Практика использования данных ситуаций в общении с воспитателями показывает, что педагогические ситуации можно использовать в качестве:

- иллюстрации излагаемых заведующим и старшим воспитателем ДОУ фактов и явлений;

- анализа типичных ситуаций практической работы с детьми и взаимодействия с родителями, другими сотрудниками ДОУ;

- средства для постановки наболевших для педагогического коллектива проблем и побуждения сотрудников к их решению;

- самостоятельного решения педагогических задач по разным разделам программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

- упражнений в выборе средств, методов и приемов решения нестандартных педагогических ситуаций с помощью групповой дискуссии;

- обобщения и рефлексии передового педагогического опыта;

- нетрадиционных заданий в процессе аттестации педагогических работников;

_ приема работы над исследовательским проектом и приема разработки инновационных методик работы с детьми.

Таким образом, педагогические ситуации могут стать средством развития не только самого ребенка, но и педагога, работающего с ним.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Безопасность ребенка зависит от воспитания» Консультация для родителей «Безопасность ребенка зависит от воспитания». Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации,.

Консультация для родителей на тему: «Значение воспитания для формирования личности ребенка». Образование и воспитание является основным источником, от которого зависит будущее человека и всего поколения. У человека начинается жизнь.

Консультация для воспитателей и родителей «Дидактический потенциал сказок» Сказка – одно из самых естественных средств воздействия на детей. Как дидактический материал они обладают следующими чертами: 1. Особой.

Консультация для воспитателей «Игра в развитие ребенка»Консультация для воспитателей «Игра в развитие ребенка» «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В жизни ребенка игра занимает большое место. Она развивает его личность,.

Консультация для воспитателей «Игра в жизни ребенка» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №90» Консультация для воспитателей.

Консультация для воспитателей «Игра в жизни ребенка» Мария Киреева Консультация для воспитателей «Игра в жизни ребенка» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр.

Консультация для воспитателей «Игра в жизни ребенка» Мария Киреева Консультация для воспитателей «Игра в жизни ребенка» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр.

Консультация для воспитателей «Использование технологий развивающего обучения в различных видах детской деятельности» Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, предполагают,.

Консультация для воспитателей «Разрезание и конструирование как один из видов обучения дошкольников математическим действиям» Консультация для воспитателей «Разрезание и конструирования как один из видов обучения дошкольников математическим действиям» Продуктивным.

Консультация для воспитателей в детском саду «Традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения детей математике» Консультация для воспитателей в детском саду «Традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения детей математике» Наглядные, словесные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Потенциал воспитания и обучения ребенка»
Опубликовано: 21 ноября 2017 в 08:41
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД